ЗПР - что это?
консультация по коррекционной педагогике

Васильева Софья Сергеевна

ЗПР - что это? Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_zpr_pamyatka_dlya_roditeley.docx794.01 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка психического развития - что это такое ?

***

Задержка психического развития — это темповое отставание развития психики ребенка, которое выражается в незрелости мышления, преобладании игровых интересов, недостаточном общем запасе знаний, быстрой пресыщаемости при умственной деятельности. Эти особенности формируются под влиянием наследственных и психологических факторов, а также социальной среды.

    Особенности развития ребенка с ЗПР
Родители не специалисты и не обязаны разбираться в специфике развития детей, но именно внимание близких к особенностям развития и поведения поможет вовремя выявить признаки возможных отклонений и помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Вот по каким признакам можно судить об их появлении:
- недостаточная эмоционально-волевая зрелость (инфантильное поведение, сниженная мотивация, неустойчивое внимание);
- проблемы в восприятии и интерпретации информации;
- особенности мышления (сложности в анализе и синтезе, сравнениях и обобщении, трудности в абстрактном мышлении);
- сниженная познавательная активность;
- ограниченность знаний об окружающем мире;
- затруднения в планировании действий и контроле своего поведения;
- общая неловкость движений;
- быстрая утомляемость;

- несамостоятельность в действиях;
- проблемы, связанные с развитием речи.

Нужно понимать, что перечисленные особенности развития ребенка с возрастом не исчезнут, поэтому он нуждается в систематической работе с командой специалистов: психологом, дефектологом, логопедом, нейропсихологом, требуется регулярная помощь врача (детского невролога или психиатра). Помощь психолога прежде всего будет направлена на развитие коммуникативных и социальных навыков, эмоциональной сферы. Логопед будет работать с развитием речи, пониманием обращенной речи, накоплением и активизацией словаря. Дефектологу предстоит заниматься развитием продуктивной предметно-практической и познавательной активности, формированием сенсорных эталонов, элементарных математических представлений. Занятия с нейропсихологом направлены на развитие мозга ребенка через игровые и двигательные техники. В случае необходимости врач окажет медикаментозную поддержку, в том числе и для того, чтобы у ребенка была возможность усвоить знания, умения и навыки, которые он будет получать на занятиях.

Родителям при воспитании и обучении можно придерживаться следующих принципов:
- строить общение с помощью простых предложений, использовать понятные для ребенка слова;
- не «натаскивать» ребенка в знаниях, а развивать, исходя из его актуальных возможностей развития;
- в гонке за нормативным развитием важно не потерять личность ребенка, которому необходимы игра, любовь и родительская забота;
- в приоритете должны быть развивающие занятия, которые помогут ребенку осмыслить, упорядочить представления об окружающем его мире и научат применять их в повседневной жизни.

Доброжелательное отношение, эмоциональная поддержка, помощь в игре или учебе — неотъемлемые элементы взаимодействия с ребенком с ЗПР. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха, хвалите при малейшей возможности. Ребенку важно ощущать то, что он ценен для вас не только, когда у него получается что-либо, но и когда у него возникают сложности.Своевременная помощь и поддержка специалистов приблизит развитие ребенка к нормативному, и тогда процесс вхождения в школьный ритм будет проходить легче и не вызовет больших трудностей.

Памятку подготовила: Васильева С.С., учитель-дефектолог