Игры на снятие эмоционального напряжения у детей
статья по коррекционной педагогике
Данные игры могут использовать как специалист так и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_snyatie_emotsionalnogo_napryazheniya.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная действительность характерна высокой скоростью жизни, большим объемом информации и часто завышенными требованиями как для взрослых так и для детей.
Причины возникновения эмоционального напряжения
• связанные с неудачами;
• обусловленные перегрузками, чрезмерным объемом информации, скоростью ее обработки
• пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, детских домах, больнице или санатории.
• нерациональный режим жизнедеятельности
• авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы
• дефицит свободы движений
Подобное напряжение требует разрядки и если не давать детям легитимного способа сбросить эмоциональное напряжение, это будет происходить спонтанно – капризы, излишняя суетливость, нервические движения или нарушения сна. Детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Чтобы помочь ребенку справиться с эмоциональным напряжением, нужно дать ему возможность выплеснуть его в активной деятельности. Ниже представлены упражнения которые не только помогут снять напряжение но и способствуют развитию ребенка.
Все упражнения можно выполнять детям самостоятельно, а так же взрослым вместе с детьми.
- «Велосипед».
Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Ребенок ложится на спину на ковер или матрас. Ноги согнуты в коленях. Медленно он начинает движения такие ногами, как будто едет на велосипеде. Ноги при этом касаются пола и высоко поднимаются, чередуются, сначала поднимается одна, потом другая. Постепенно увеличивается сила и скорость касаний пола. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
- «Кулачки».
Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения
Дайте ребенку в каждую руку какую-нибудь резиновую игрушку (шар, кольцо) и попросите его сжать кулачки крепко-крепко. Пока он подержит кулачок сжатым, пусть считает до 5. Затем пусть ребенок разожмет кулачки и сделает громкий выдох. Руки и тело расслабятся.
- «Подушка-колотушка»
Цель: способствует осознанию конструктивных форм поведения, проживанию агрессии и расслаблению.
Агрессия у ребенка накапливается постепенно и спонтанно выплескивается, после такого всплеска он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ребенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, то агрессивных проявлений станет меньше. Для этой цели используется специальная «подушка-колотушка». Можно взять старую большую подушку, диванную тяжелую подушку или использовать старую наволочку – набить ее ненужными тряпками. Такую подушку ребенок может спокойно колотить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Проживая свою агрессию до того, как накопит негативные эмоции, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.
- «Бои без правил».
Цель: снятие эмоционального напряжения, способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.
Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положительных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплеснуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим. В бою принимает участие двое детей или ребенок и родитель. Сделайте импровизированный канат (подойдет бельевая веревка, скрученная в жгут простыня и т.д) и положите в большую наволочку маленькую подушку - получится орудие для подушечного боя. Один участник встает на канат, а другой должен с помощью подушки сбить своего противника с каната, вывести из равновесия. Потом меняются местами.
- «Будущие чемпионы».
Цель: эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на неодушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кулака».
Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпионами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Например, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: подушка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее.
- «Лепим настроение».
Цель: работа с мягким пластилином/кинестетическим песком/соленым тестом/глиной/восковым пластилином дает возможность отреагировать свои чувства, изменить плохое настроение на хорошее.
Разминая пластилин, ребенок лепит свое плохое настроение и рассказывает, от чего настроение испортилось. Это позволяет прожить агрессивные чувства. Затем ребенку предлагается выбрать цвета, которые нравятся и вылепить из них хорошее настроение (или раскрасить глину/соленое тесто в цвета своего хорошего настроения).
- «Животное в лесу»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Упражнение выполняется на ковре. Предлагаем ребенку представить любое животное в лесу. И просим ребенка показать в образе этого животного три настроения: злость – спокойствие – радость. Сначала он показывает, как животное злится – потом, как оно успокаивается и как радуется. Можно включить музыкальное сопровождение упражнения: «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птички» и др. (с целью снятия эмоционального напряжения, способствует особому эмоциональному настрою)
- «Ты - солнышко»
Цель: осознание конструктивных форм поведения и мышечная релаксация, создание хорошего настроения. Лучше всего это упражнение выполнять после упражнений на отреагирование негативных чувств.
Предложите ребенку побыть солнышком. «Представь, что ты солнышко и ты видишь маленького беспомощного зверька (можно дать в руки мягкую игрушку).. Вытяни ладошки, представь что твои руки – это лучики, подержи на ладошках маленького зверька, согрей его своим теплом. Теперь сложи ладошки, спрячь в них зверька, приложи ладошки к груди, успокой его, скажи ему на ушко добрые, ласковые слова».
Если вы чувствуете в себе этот ресурс, вы можете поиграть с ребенком в эту игру так, как будто солнышко – это вы, а испуганный детеныш – ваш ребенок. Представьте, что это ваши руки – лучики, обнимите, успокойте, скажите своему ребенку на ушко добрые, ласковые, теплые слова.
- «Я – дерево, ты - дерево»
Цель: повышение у ребенка уверенности в себе, в своих силах, способствует внутреннему спокойствию. Лучше всего это упражнение выполнять после упражнений на отреагирование негативных чувств.
Представьте, что вы и ваш ребенок – маленькие семена дерева, которые попали в плодородную почву. Сядьте на пол на корточки, обхватите голову руками, закройте глаза. Вы – семена, из которых скоро вырастут большие деревья. Начинайте медленно расти, почувствуйте, как вы пускаете корни, чувствуйте, что вытягивается ваше тело как ствол дерева и раскрываются руки, как крона дерева. Пошевелите пальчиками, как будто ветер играет листвой в кроне вашего дерева. Почувствуйте, как ваши ступни опираются на пол, у вас мощные корни, проговорите вслух «я могучее, крепкое дерево, у меня сильные корни, у меня широкая крона, у меня много листвы». Попросите повторить эту фразу вашего ребенка. После выполнения упражнения предложите ребенку нарисовать и назвать дерево, которым он себя представил.
- «Лабиринт»
Цель: проживание страхов, тревог, снятие эмоционального напряжения.
Создайте для ребенка игровое пространство, используя обычные бытовые предметы. Дайте задание ребенку пройти в лабиринт и попасть в центр и наоборот – найти выход из центра и пройти другим путем. Расставьте предметы так, чтобы ребенок мог:
- подняться и спрыгнуть со стула;
- проползти под столом; накрытым до пола простыней,
- обогнуть шифоньер; кровать и т.д.
- перепрыгнуть дорожку (коврик);
- тихонько прокрасться между двух диванных полушек (любых других предметов)
- спрятаться в центре лабиринта под плед (покрывало). Побыть в центре в безопасности и идти на выход, но уже другим путем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на снятие эмоционального напряжения для детей дошкольного возраста
Современные дети испытывают постоянный стресс и напряжение. Это непременно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка и на общем состоянии его здоровья. Поэтому игры и упражнения на снятие э...
Рекомендации для родителей «Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
Рекомендации для родителей«Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возрастав период адаптации к ДОУ»...
«Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
Ваш малыш подрос, и настала пора посещать детский сад. Для него очень сложнопонять, почему мама отдает его в неизвестное место, почему она уходит, а неостается вместе с ним. И вы тревожитесь о т...
Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ
Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возрастав период адаптации к ДОУ...
Рекомендации для родителей «Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто....
Рекомендации для родителей «Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Р...
Рекомендации для родителей «Игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации»
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье....