Мелкая моторика – залог красивой и правильной речи.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребѐнка. В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мелкая моторика – залог красивой и правильной речи.

Мишина Е.В.

МБДОУ «Детский сад № 57 «Катюша», г. Тамбов,

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребѐнка. В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Выбор моей темы не случаен и обусловлен рядом причин.

Во-первых, родителей детей дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Во-вторых, у детей, относящихся к группе компенсирующей направленности, практически всегда имеются проблемы речевого развития. Если в норме у ребенка должны быть развиты все 7 компонентов речевой системы (общее звучание речи, активный словарь, грамматический строй, звуко-слоговая структура, звукопроизношение, связная речь, фонематический слух), то у детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть несформированными от 3 и более компонентов речи. Такие речевые патологии, мы именуем как общее недоразвитие речи. Учеными (В.М. Бехтеров, Л.С. Выготский, С.Д Забрамная, В.С. Мухина) давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть, чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ. Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

План игр:

Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика - это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которой состоит в том, что во время ее проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

Самомассаж. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание, отличие самомассажа лишь в том, что ребенок выполняет сам все действия и манипуляции (от периферии к центру). («Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кистей рук можно использовать грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш).

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук. Нанизывание бусин и шнуровка Детям с проблемами мелкой моторики следует начинать с нанизывания бусин крупного размера, с возрастом и с учетом развития двигательной активности пальцев рук можно переходить на средние и мелкие бусины, так же проводятся игры со шнуровкой. Нанизывание бусин дает возможность развитию левой и правой руки, что оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, способствует развитию памяти, мышления и речи.

Игры с прищепками - прищепки, отличный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Они способствуют скоординировать движения пальцев, помогают в развитии точности и ловкости, координируют зрительно - моторную систему. На занятиях и в свободное время прищепки помогают развивать пространственное представление, речь, воображение.

Выкладывание рисунков из мелких пуговиц. Игры с пуговицами развивают работу мелкой моторики, тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет, улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным). Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук влияют на развитие центров речи.

Песочная терапия. Песочница – пожалуй, один из главных символов беззаботного детства. Однако с помощью песка ребенка можно не только развлечь. Песочная терапия, одна из разновидностей игровой терапии, предложенная Карлом Густавом Юнгом, способствует развитию мелкой моторики, формированию образного мышления, творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также помогает снять психологические напряжение. Песочная терапия – универсальный метод, который практически не имеет противопоказаний. Для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ мы включаем игры с сухим и влажным песком, также дети любят играть с кинетическим песком.

Лепка из глины и пластилина Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Но, только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В начальном этапе при работе детей с ОВЗ с пластилином, польза для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы ребенок мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. При нестабильном состоянии мышц мелкой моторики работы с пластилином хорошо проводить в нетрадиционном виде-пластилинографии. Занимаясь пластилинографией, ребенок более тонко чувствует материал, а размазывание теплого пластилин приводит к усиленному кровотоку к пальцам и возбуждению нервных окончаний.

.

Список использованной литературы:

1. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.; Астрель, 2009.

3. Мoисeeвa Л. O пoдгoтoвкe руки к письму // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2012. - № 12. - С. 33-44.

4. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.; Детство-Пресс, 2013.

5. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям – М.; Концептуал, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Речевое дыхание, мелкая моторика" - залог развития связной речи детей"

Правильное речевое дыхание является основой развития правильной речи детей. При развитой мелкой моторики дети бысрее овладевают правильным звукопроизношением....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики – залог правильной и красивой речи"

      Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первы...

Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи

Основы здоровья и гармоничного развития, конечно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.Все движения организма и ре...

Красивая и правильная речь - залог успешного обучения в школе.

С 2016 года в нашем детском саду функционирует логопедический пункт. Логопункт - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу.Рассмот...

Развитая моторика рук - залог красивой и правильной речи малыша

Проблемы развития моторики ребенка издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности. Ещё в начале 20 века Уайлдер Пенфилд, обобщив результаты своих и...

«Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи»

Влияние развития мелкой моторики рук на речь детей....