Ребенку нужна сказка
консультация (младшая, средняя группа)

Скурятина Анна Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenku_nuzhna_skazka.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенку нужна сказка»

Как и все другие произведения искусства, сказки обладают безграничным богатством и глубиной, из которых можно получать знания, и что будут открываться лишь постепенно, во время глубокого исследования. Они завораживают. Их направление, в том числе и не высказывание, не навязывает ребенку готовых решений. Сказка предоставляет возможность найти это решение с помощью мира фантазии ребенка. И ребенок, в соответствии с тем, что он знает о жизни и сущности человека, способен и хочет находить это в самом себе. Таким образом, сказки предоставляя ребенку свободу, становятся для него ориентиром и помогают в жизни. Сказки делают все ситуации более простыми, их образы понятны. Сказки типичны. Их сюжеты сочетают полярности. Ребенок еще не способен познать и увидеть добро и зло, сказочные герои однозначно или злые, или добрые, что в повседневной жизни встретишь не часто.

Сказки необходимы детям

В первые годы жизни, вплоть до школьного возраста, прежде чем ребенок подрастет и приобретет способность распознавать других людей, сложные ситуации и взаимоотношения, ему нужны сказки, а не истории с двойным смыслом, ясные, четкие, а не карикатурные взаимосвязи.

Ребенок ищет в отношениях эту простоту и ясность. Со всей симпатией он пытается соединиться с героем сказки, по-настоящему пережить с ним все опасности, приложить усилия и преодолеть запутанные ситуации, чтобы в финале победило добро. Естественно, в настоящей жизни все происходит несколько по-другому, это ребенок познает и переживает шаг за шагом постепенно взрослея. И если драматические события ребенок переживет в раннем детстве, глубоко их почувствует, то потом легче и с большей уверенностью преодолеет их.

Сказки — это моральные истории. Они дают ребенку шанс идентифицировать себя. Благодаря сказочным образам он создает в себе силы симпатии по отношению к добру и развивает силы антипатии к злу.

В наше время встречается много сказок в искаженном виде, смысл которых в большинстве случаев несет карикатурный характер, но, прежде чем понять сущность карикатурного образа, увидеть насколько он остроумен, необходимо познакомиться с тем настоящим, что лежит в его основе. В противном случае для ребенка становится настоящим карикатурный образ и тем самым заслоняет правильное видение действительности. Детям необходимы настоящие образы, образы самих себя. Детям необходимо познакомиться с человеком и миром, чтобы понимать их. Лишь тот, кто знает и понимает мир и себя, стал взрослым, может мыслить и действовать с полной ответственностью.

Вопрос родителям: расскажешь сказку?

Кто из детей, оторвавшись от игры и повседневных дел и обращаясь к взрослому, не спросил об этом? И у кого хватило времени, сил и, прежде всего, способности рассказать сказку ребенку? При этом для ребенка слушание сказки не милая беседа, а элементарное желание получить что-то для души.

В таком случае нужны мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели и учителя, старшие братики и сестрички. Они могут рассказывать экспромтом, читать книжку с картинками или сказку, но лучше сказку рассказывать, а старшим детям читать книжку с продолжением. Все это для ребенка – существенный опыт в развитии его душевной жизни. И если ребенок спрашивает: «Расскажешь сказку?», то с самого начала он не имеет в виду определенную историю. Дети стремятся к близкому общению, желают, чтобы на них обратили внимание. Часто при этом ребенок влезает на колени или хочет, чтобы его обняли и превращается в «сплошное ухо». И только когда он уже начинает слышать и переживать, то просит свою любимую сказку или историю.

Чему учатся дети, слушая сказки?

Никогда в жизни человек не учится больше чем в первые годы жизни. Ребенок способен учиться, — это свидетельствует о том, что он воспринимает мир всей своей сущностью и приобретает при этом способности, которые сможет в будущем использовать самостоятельно для формирования своей жизни. Когда ребенок двигается, бегает, играет, он находит себя в середине мировых законов, упражняется в равновесии, в управлении всеми органами чувств, одновременно делает сильными свои внутренние органы и дифференцирует их. Ловкость пальчиков обусловливает не только внешние способности, но и имеет влияние, например, на язык и жизнь представлений ребенка. При этом имеет значение все, что разыгрывается в его окружении и через подражание глубоко влияет на него, формируя тело и душу.

Как только ребенок погружается в рассказ, в слово, произнесенное с любовью, в песенку, то весь его внутренний мир начинает находиться в таком же сильном движении, как и во время игры, и развивать чувства, необходимые для его душевной жизни: вера в силу добра, мужество, печаль, страх, удивление прекрасному и умение ему радоваться, фантазию и мораль, то есть все то, что является мерой человека и вещей, суждением и способностью наблюдать.

Почему именно сказки?

Наши дети испытывают тоску по сказкам, поэтому мы должны к ним относиться достаточно серьезно. Именно у детей мы можем научиться тому, что мир сказки все еще существует на самом деле и достаточно видимо пронизывает жизнь всех людей. Детей не удивляет рассказ или сказка, суть которых нам, взрослым, уже не понятна. Если ребенок слышит: «Давным-давно…», он никогда не спросит, когда именно. Все, о чем рассказывается, происходит здесь, сейчас и всегда. Круг маленьких слушателей без особых усилий погружается с первыми словами сказки в мир и время, которые как будто далеки от момента их рождения, но с которыми они, слушая, всякий раз соединяются по-новому. Видя, как широко раскрываются их глаза, мы видим, как оживают персонажи.

В мире сказок мы разворачиваем перед детьми жизненный мир как огромную панораму, ведь сказки всегда соответствуют духу времени. Например, лес, через который так часто необходимо продираться в начале сказки — это опыт, приобретенный нами, когда мы хотим или должны удалиться от дома. Когда Красная Шапочка, Гензель и Гретель, Белоснежка остаются наедине, то в первую очередь они попадают в лес. Все, что ожидает их, загадочное и неопределенное. И только хороший финал рассеивает тьму. Тогда они находят себя и свое предназначение.

В других сказках герои соревнуются, на пути поиска встречаясь с разными животными: пчелами, рыбами, утками, орлом или лисицей, которые умоляют о помощи или о пощаде. И если герой сочувствует и оказывает помощь, то благодаря этим животным ему открывается доступ к силам природы. Муравьи тут как тут и ищут жемчужины и зернышки в траве, рыбы и утки достают затонувшие сокровища из водных глубин, лисы ведут сквозь пути и лазы, чтобы избежать беду. Счастье ожидают с нетерпением и достичь его можно только при такой помощи.

Другие таинственные помощники — мудрая старушка или маленький человечек — дарят отчаянной девушке или юноше горшок, который сам готовит, волшебную скатерть или корабль, который может плыть и по воде, и по суше. Через это герои понимают, что они не одни, что в них самих и в мире дремлют мощные скрытые силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (законных представителей) «Для чего ребенку нужна сказка? И как ее читать?»

Консультация для родителей (законных представителей) о важности правильно приподнести сказки детям....

Консультация для родителей «Ребенку нужна сказка».

Сказки обладают безграничным богатством и глубиной, из которых можно получать знания....

Консультация для родителей "Ребенку нужна сказка"

Консультация для родителей "Ребенку нужна сказка"...

Консультация для родителей: «Ребенку нужна сказка»

Сказки необходимы детям      В первые годы жизни, вплоть до школьного возраста, прежде чем ребенок подрастет и приобретет способность распознавать других людей, сложные ситуац...

Консультация для родителей " Для чего ребенку нужна сказка?"

   Сказка  вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и...