Проект:"Хлеб всему голова"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Токарева Ирина Анатольевна

Краткосрочный проект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект:"Хлеб всему голова"97 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта.

«Хлеб – всему голова»

Полное и сокращенное название учебного заведения.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №47

Колпинского района Санкт-Петербурга

ГБДОУ д/с №47

Сведения о руководителе проекта, участниках (Ф.И. возраст воспитанников).

Руководители: Учитель-логопед Токарева И.А.,

воспитатели Костылева В.В., Киселева Т.А.;

Участники – воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет; родители воспитанников группы;

Цели и задачи проекты.

Цель:

  • Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса и уважительного отношения к труду людей и его результатам, через уточнение представлений о пути хлеба к столу человека.
  • Совершенствование умения детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращивании хлеба.

Задачи:

  • Сформировать систему знаний детей об изготовлении хлеба. Дать представление о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время.
  • Систематизировать и закрепить знания детей о сельскохозяйственных машинах. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей.
  • Развивать речь, творческое мышление, любознательность, способность сравнивать, обобщать, развивать экологическую культуру.
  • Закрепить представление детей о колосе, его внешнем виде и строении через коллективную работу по конструированию из бумаги способом «Оригами» и аппликации;
  • Стимулировать и активизировать совместную деятельность и сотрудничество детей, их родителей и педагогов.

Тип проекта:
- Информационно-творческий

Аннотация проекта (Актуальность и значимость проекта на уровне учебного заведения и социума, личностная значимость, воспитательный аспект, краткое содержание).

Актуальность проекта:

Во всем мире ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Каждый по-своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Идея проекта возникла на основании наблюдений за воспитанниками. Во время приема пищи некоторые дети небрежно относились к хлебу: могли раскрошить, бросить. В процессе бесед выяснилось, что большинство детей имеет смутное представление о труде людей, выращивающих хлеб, о разнообразии и взаимосвязи профессий, об обмене результатами труда, о пути зернышка к столу.

В результате возникла необходимость проведения целенаправленной, систематической работы по формированию представлений о труде хлебороба, потребности в бережном отношении к хлебу.

Воспитательный аспект: Воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

Краткое содержание:

Предварительная работа:

  • Пополнение РППС на тему «Хлеб – наше богатство»: подбор иллюстраций и картинок от зерна до хлеба, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, разные виды хлебно-булочных изделий. Макеты сельскохозяйственной техники из различных видов конструктора.
  • Подбор научно-популярной литературы (детские энциклопедии), а также сказки, стихи, загадки о хлебе. Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, презентация.
  • Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
    Содержание проекта.

Беседы:

  1. Беседа с использованием презентации «Откуда хлеб пришел на стол » Цель: Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба, рассказать, сколько людей трудится, чтобы хлеб пришел в дом. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

    2. Беседа «От зернышка до колоса»

Цель: Дать детям представление о посеве хлеба, об этапах превращения зернышка во взрослое растение. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы.

3. Беседа «Хлеб – батюшка, водица - матушка».

Цель: знакомить детей с разнообразным миром зерновых культур, воспитывать уважительное отношение к хлебу, закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.


4. Беседа «Хлеборобы».

Цель: Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба. Воспитывать уважение к людям труда.


5. Беседа «Хлеб для богатырей».
Цель: Формирование представлений о хлебе, как ценном источнике витаминов, микроэлементов, клетчатки. Обогащение понятий «ЗОЖ», «здоровое питание».

НОД

1. Познание
Тема: «Труд хлебороба».
Цель: Дать детям представление о профессиях людей, связанных с выращиванием злаковых культур, о переработке зерна – помол, о том, что в зависимости от злака получается разная мука (ржаная, пшеничная). Формировать представление о процессе выпекания хлеба (замес теста, ингредиенты, изделия из муки).
2. НОД с элементами экспериментирования

Тема: «Эксперименты с мукой»

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки и теста через совместное экспериментирование.
3. Конструирование
Тема: «Мельница».
Цель: изучить название составных частей ветряной мельницы; самостоятельно конструировать мельницу из картона и цветной бумаги.
4. Рисование
Тема: «Колоски».

Цель: расширять кругозор, знания детей о злаках; развивать чувство композиции, формы и цвета; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать, используя разные техники рисования;
5. Аппликация
Тема: «Собери натюрморт».
Цель: учить вырезать по контуру; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
6. Лепка
Тема: «Колосок» в технике пластилинографии.
Цель: закреплять умение воспитанников лепить колосок, используя ранее изученную технику лепки - пластилтнографию.

Подвижные игры:

«Тесто поднимается»; «Кот и мыши»; «Каравай»; «Солнышко и дождик»; «Колосок».

Сюжетно-ролевые игры:
«Булочная».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет. Изготовление атрибутов: муляжи х/б изделий, фартуки, колпаки для продавцов, сумки, кошельки для покупателей, металлические и бумажные деньги, ценники.

Дидактические игры:

- Д/и «Что из какой муки испекли»

Цель: Закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают.
- Д\и «Найди лишнее» Цель: совершенствовать умения детей сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Д/и Разрезные картинки «Хлебобулочные изделия»

Цель: Формировать умение зрительно делить изображение на части, составлять картинку из частей, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.
- Д/и «В какой сказке живет хлеб?»

Цель: Вспомнить с детьми названия сказок, в которых упоминается хлеб или хлебобулочные изделия.
- Д/и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас по лексической теме.
- Д/и «Что сначала, что потом»

Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи.

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о хлебе; воспитывать познавательную активность.
- В. Крупин «Нынешний хлеб»
- РНС «Колосок»,
- К. Т. Паустовский «Теплый хлеб»,
- Е. Трутневой «Золотой дождик»,
- Н. Телешов «Крупеничка»
- стихотворения о хлебе,
- пословицы, поговорки и загадки о хлебе.

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о хлебе)
- конструирование из счетных палочек «Мельница»
- рисование на крупе
- индивидуальная работа по развитию речи игра «Подбери словечко»

Предполагаемый продукт и ожидаемые результаты.

Ожидаемый результат:

Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, развитие активной, самостоятельной, творческой личности.

Предполагаемый продукт:

  1. Организация мини-музея «Хлеб – всему голова»
  2. Изготовление соленого теста и выставка работ из него.

3. Экскурсия в Музей хлеба.

Длительность проекта.

Краткосрочный (2 недели)

Этапы работы над проектом.

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей о хлебе.
2. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о хлебе, презентаций, фотографий, плакатов.

2 этап

1. Проведение недели хлеба в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3 этап

1. Организация мини-музея хлеба.

#1069;кскурсия в Музей хлеба.

Лексическая тема недели в старшей группе: «Откуда хлеб пришел.»
1. Развитие общей моторики.
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет, (Руки вверх)
Ветерок его качает, (Прогнулись)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! (Наклоны туловища, присели)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. (Ходьба до пяти)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай (Руки вверх и потянуться)
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в сторону)
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков (Прыжки до пяти).
2. Развитие мелкой моторики
Слышен летом до заката гул комбайнов у реки, (ритмично сжимают – разжимают кулачки)
И везут на элеватор урожай грузовики. (Хлопки ладонями и кулачками)
По дорогам пыль клубится, (Вращение руками, пальцы сжаты в кулачок)
Едет в кузове пшеница (сделать «ковшик» – раскрыть «ковшик»)
Кукуруза едет, рожь…(2 раза сделать и раскрыть «ковшик»)
Урожай у нас хорош!! ( ритмично сжимают – разжимают кулачки).
Дыхательная гимнастика Вдыхаем аромат пшеничного хлеба, затем ржаного. (Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом.)

3. Развитие артикуляционной моторики
Язычок очень любил наблюдать, как бабушка печет
булочки и пирожки.
Однажды, когда бабушка замесила тесто, он попросил ее
рассказать откуда хлеб пришел? упр-е «Месим тесто»
Бабушка начала свой рассказ. «Сначала,- сказала она, -
нужно вскопать землю, упр-е «Кошка лакает молоко»
потом разрыхлить её упр-е «Вкусное варенье»
и посеять семена. упр-е «Часики»
Когда появятся ростки, упр-е «Качели»
их нужно поливать. упр-е «Маляр»
Созревший урожай убирают с поля. упр-е «Чистим нижние зубки»
Поспевшие хлебные колосья превращают в муку, упр-е «Индюк»
затем замесят тесто упр-е «Месим тесто»
и испекут вкусные хлебобулочные изделия. упр-е «Печем блинчики»

Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.

• 4. Игры и упражнения. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)
Откуда хлеб пришел? — Из магазина.
А в магазин как попал? — Из пекарни.
Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.
Из чего? — Из муки.
Из чего мука? — Из зерна.
Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? — Выросла в поле.
Кто ее посеял? — Колхозники.
• Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).
Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... . Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет... .
• Подбери признаки (не менее не менее трех признаков): булка (какая?) – … пирог (какой?)
• Назови ласково: булка – булочка колос — … зерно — … хлеб – … сухарь — … пряник —
• Образуй признаки (от предметов): хлеб – хлебный, пшеница — …, рожь — …
Один – много (множественное число существительных): батон – батоны колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …

Отгадать загадки.
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

“ВСЕ ЗДЕСЬ ”. Я.Тайц.
Надя с бабушкой пошли в поле.
Колосьев там видимо-невидимо.
И все немного усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а что тут растет?
- Хлеб, внученька.
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.
? Почему бабушка сказала, что “все здесь”? Что она имела в виду? Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и каша. Активизируя мышление детей, логопед подводит их к выводу о том, что каша рисовая, гречневая, манная, овсяная, пшеничная тоже пришла к нам из поля.

Паспорт мини-музея

«Хлеб всему голова»

Цель создания мини-музея:

Улучшение эффективности работы педагогов и повышения качества образования в ДОУ, формирование представлений у детей о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества. Через организацию мини-музея донести до детей о ценности хлеба, как главного продукта на столе, познакомить с профессиями людей, которые выращивают и производят хлеб. Прививать бережное отношение к хлебу.

Содержание и экспонаты:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей, располагаются на полках стенки в групповой комнате (экспонаты связанные с изготовлением хлеба), литература по теме (загадки, стихи и авторские произведения о хлебе, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей), альбомы, сноп из пшеничных колосьев, крупы, мука, открытки, детские рисунки, аппликации, фотографии).

Экспонаты мини - музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественное – эстетическое творчество». Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Использование мини – музея:

- проведение экскурсий

- беседы

- дидактические игры

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о хлебе

- речевое творчество (придумывание загадок, сказок)

- лепка из соленого теста.

Формы деятельности:

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Экскурсия выходного дня

в Музей хлеба г. Санкт – Петербурга

с детьми старшего дошкольного возраста

Участники экскурсии: дети, воспитатели Костылёва В.В., Киселёва Т.А.;

учитель-логопед Токарева И.А.

Цель экскурсии:

Познакомить детей с орудиями труда, которыми пользовались люди в старину, способами получения муки, выпечкой хлеба.

Задачи:

  • Содействовать расширению представлений детей о процессе выращивания хлеба.
  • Вызвать у детей интерес к русским народным обрядовым играм, пословицам и поговоркам о хлебе, пополнить словарный запас названиями предметов крестьянской утвари.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов.
  • Расширить представления детей о процессе выращивания хлеба через презентацию экспонатов музея.

Предварительная работа: рассматривание зёрен ячменя и пшеницы, разучивание пословиц и поговорок о хлебе, чтение украинской народной сказки «Колосок», русской народной сказки «Колобок», рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», Л. Кон «Из книги о растениях» (хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста)

Словарная работа: плуг, борона, амбар, сусек, печь, опара, лопата, рушник, самовар.

Материал: модель мельницы, снопики злаковых культур, крупы, сито. Форма для выпечки хлеба,

хлебные изделия, рушник, солонка, интерьер русской избы.

Зрительный ряд: дидактическое пособие «Хлеб в картинках» Шорыгиной Т.А., иллюстрации

полевых работ, картины: Комаров А.Н. «На пашне», Карачарсков А. «На поляхЧувашии», Яблонская Т. «Хлеб», Ялтухов В. «Хлеборобы», И.Машков «Снедь московская».

Ожидаемые результаты:

- Уточнение представлений детей о главных злаковых культурах (пшеница, овес, ячмень), из которых выпекают хлеб;

- Расширение знаний детей об истории появления хлеба как продукта питания;

- Закрепление названия хлебобулочных изделий.

- Знакомство детей со значением музеев для города и людей, закрепление понятий «Экспонат», «Экспозиция»

- Наглядное знакомство с принципом работы ветряной и водяной мельницы и способом получения муки из зерна с их помощью;

- Уточнение представлений детей о выращивании хлеба (зерновых культур), об орудиях труда, которые необходимы для подготовки почвы и сбора урожая в древние времена

- Закрепление правил поведения в общественном транспорте, музее;

- Развитие внимания, памяти, логического мышления;

- Расширение словарного запаса следующими словами: экскурсовод, жито, пшеница, рожь, зерновые культуры, соха, серп, цеп, коса, вилы;

- Воспитание интереса к жизни людей в давние времена.

Ход экскурсии:

Вводная беседа учителя-логопеда и воспитателей:

- Ребята, нам с раннего детства понятно слово "ХЛЕБ". Мы привыкли к нему настолько, что не замечаем и не задумываемся об этом простом и нужном продукте - создании рук человеческих. Хлеб - это жизнь (в древней Руси хлеб так и называли "жито", что означало жизнь), самое необходимое, что нужно человеку во все времена. Сейчас мы живем хорошо, сытно. На нашем праздничном столе множество самых разнообразных и изысканных блюд - и рядом с ними всегда есть хлебушек. Без него стол пуст. Когда мы голодны, то прежде всего думаем о хлебе, а не о конфетах. И недаром гласит народная пословица "Хлеб всему голова!".

Сегодня у нас с вами необычный день, мы находимся в музее хлеба и узнаем о том, какой же долгий путь он прошел, что бы появиться на нашем столе.

Дети приветствуют сотрудников музея, знакомятся с экскурсоводом.

Экскурсовод:

- Кто и как раньше выпекал хлеб? Для чего нужна ступа Бабы Яги? В чём когда-то варили кашу? Сегодня мы с вами, ребята, обо всем этом узнаем! Мы побываем в магазине сладостей и на городской кухне, познакомимся с русской печью, печной утварью и кухонными предметами.

Ход экскурсии:

В ходе путешествия по музею дети познакомились с моделями водяной и ветряной мельниц, с их строением, названием основных частей, сами вращали жернова и наглядно познакомились с принципом их работы.

Экскурсовод увлекательно рассказала о том, как раньше выращивали хлеб, о полном цикле земледельческих работ, о праздничной выпечке и хлебе на каждый день, о пекарнях и магазинах прошлых веков.

Затем дети попали в печной угол в русской избе, где с помощью кукол-петрушек разыграли сказку «Колобок», познакомились с русской печкой, кухонной утварью наших предков.

Во время экскурсии дети посетили экспозиции: «Хлеб в культуре восточных славян», "Печной угол в русской избе", «Кондитерская XIX в.», «Городская кухня XIX – нач. XX в. в.

В музее большое количество интереснейших экспонатов, в основном это старинные орудия труда, оборудование для выпечки хлеба, архивные фотографии, много обрядовых кукол, снопиков злаковых культур, макетов мельниц и т. д.

Вся экскурсия была направлена на то, чтобы ребята уяснили себе, что хлеб – главное богатство на все времена. Хлеб нужно беречь и помнить, чтобы вырастить урожай зерновых, надо много трудиться, любить родную землю, беречь её, ценить труд хлебороба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...

Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»

Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...

Проект в подготовительной группе Проект «Хлеб- всему голова»

                                                    ...