Консультация для воспитателей
консультация по коррекционной педагогике

Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_rabote_uchitelya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателей

Важную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса играет преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателей. Для достижения оптимально положительных результатов в  коррекционно-воспитательной работе необходима четкая организация в жизни детей  в детском саду, а также  преемственность в работе всех специалистов, работающих с детьми группы компенсирующей направленности.

Ведущая роль в планировании коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений интеллектуальной деятельности, психических процессов, недоразвитию сенсомоторной сферы и речи, устранению дефектов и пробелов в познавательной деятельности принадлежит учителю-дефектологу, а воспитатели продолжают работу по развитию когнитивных способностей, речевой деятельности, закреплению умений и навыков, полученных детьми на занятиях с учителем-дефектологом.

Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателей  группы компенсирующей направленности осуществляется с начала учебного года, когда  группа компенсирующей направленности сформирована. Совместную работу учителя-дефектолога и воспитателей можно разделить на 3 этапа:

1. организационный

2. основной

3. итоговый

На ОРГАНИЗАЦИОННОМ ЭТАПЕ взаимодействия учитель-дефектолог  знакомит воспитателей с заключениями ПМПК. В первые две недели сентября учитель-дефектолог проводит комплексное  психолого-педагогическое обследование детей, поступивших в группу,  и заполняет протоколы обследования. В это времявоспитатели изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы. После проведения обследования и  заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми. Затем составляется сетка занятий педагогов, уточняется график работы учителей-дефектологов. Эти документы согласовываются с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утверждаются заведующим дошкольным учреждением.

Итогом работы на организационном этапе взаимодействия является составление группового и индивидуального планов работы с дошкольниками,  расписания занятий с детьми, планом работы с педагогическим  коллективом и родителями, информирование родителей о результатах обследования и направлениях коррекционно-педагогической работы.

ОСНОВНОЙ ЭТАП взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя предполагает динамическое наблюдение и контроль развития детей, осуществление коррекционной педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию. Используя данные изучения о состоянии развития детей, воспитатели совместно с учителем-дефектологом продумывают реализацию коррекционно-развивающего и общеобразовательного направления в работе.

Коррекционно-развивающее направление включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка, развитие связности высказываний. Например. фото

Общеобразовательное направление в работе педагогов решает задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечивает их интеллектуальное и личностное развитие. Например. фото

Занятия познавательного цикла (ознакомление с окружающим, изучение художественной литературы, сенсорное воспитание, ФЭМП) создают условия для познавательного развития, активизации и обогащения словаря, закрепления грамматических конструкций. Воспитателями закрепляются знания, полученные ребенком на занятиях. Развитие речевого восприятия осуществляется во все режимные моменты. фото

Совместная работа воспитателей и учителя-дефектолога на данном этапе  реализуется: примеры

1.при обсуждении тем ближайших занятий с учетом уровня развития детей;

2.при определении содержания занятий (например, требовать ли от ребенка ответов на вопросы или ограничиваться  только пониманием инструкций взрослого).

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжелыми нарушениями развития вне занятий (и кроме занятий) проводится воспитателем во время режимных моментов: одевание на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытье рук перед каждым приемом пищи; во время наблюдений на прогулке, игр и т.д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом рекомендаций учителя-дефектолога, учетом этапа обучения каждого ребенка и индивидуальных особенностей.

В «Тетради преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателей» записываются задания  для работы, как с подгруппой детей, так и индивидуально.Обязательно включение упражнений по развитию психических процессов. Главное условие заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-дефектологом.

Совместная работа воспитателя и учителя дефектолога предполагает оформление игровых уголков, групповой библиотеки с  художественной литературой, подбор настольно-печатных игр и т.п.

Учитель-дефектолог совместно с воспитателями проводит родительские собрания (не реже трех раз в год), консультации для родителей, приглашают  на занятия.

Также на данном этапе взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя осуществляется мониторинг, целью которого является выявление динамики и особенностей продвижения в коррекционно-педагогический процесс всех детей группы. Мониторинг проводится в конце каждого полугодия  учебного года (январь) и в конце учебного года (май). Результаты мониторинга позволяют педагогам проанализировать и внести изменения в коррекционно-педагогический план работы с детьми, пересмотреть и скорректировать оптимальные по результатам воздействия методы и приемы для каждого ребенка, а также оценить работу родителей других специалистов учреждения. Полученные данные вносятся в протокол ПМПк ДОУ.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП взаимодействия предполагает качественную и количественную оценку результатов совместной работы педагогов. Для этого проводится итоговая психолого-педагогическая диагностика. Полученные результаты сравниваются с данными первичного обследования. Результаты работы с детьми оцениваются специалистами данного учреждения, а также представителями ПМПК. На основе полученных результатов осуществляется выбор дальнейшего образовательного маршрута ребенка. Это может быть продолжение обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, выход в специальную общеобразовательную школу или продолжение обучения на пункте коррекционно-педагогической помощи.

Результаты своей деятельности учитель-дефектолог и воспитатель сообщают на итоговом педагогическом совете, представляют данные мониторинга, намечают пути повышения эффективности коррекционной работы.

С целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса в течение всего  учебного года ведется тетрадь взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности.

Содержание тетради представляет собой таблицу, где отмечаются:

  • Период работы с детьми (задание расписывается учителем-дефектологом в период изучения темы, а воспитатели планируют, какое задание провести в определенный день);
  • Лексическая тема;
  • Содержание коррекционной работы с конкретными воспитанниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...