РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СЕНСОРНЫХ СТИМУЛОВ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Музулькова Ирина Викторовна

Сенсорное развитие и его влияние на речь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_posredstvom_sensornyh_stimulov.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СЕНСОРНЫХ СТИМУЛОВ. Музулькова Ирина Викторовна, учитель-дефектолог, учитель-логопед; ГБОУ ООШ № 21 СП «Детский сад «Терем-теремок» г.Новокуйбышевск

Слайд 2

Человеческий мозг устроен так, что он может организовать и упорядочить восприятие сигналов, которое считывает его тело через анализаторную систему (запах, вкус, давление, положение в пространстве и др.). Установлено, что стимуляция обоняния, вкусовых и тактильных восприятий в период развития организма влияет на головной мозг и провоцирует двигательную реакцию. Свобода движения ребенка – это и свобода речевого развития.

Слайд 3

Исследования ученых показывают, что дети, имеющие нарушения в развитии (задержка психического развития, общее недоразвитие речи, задержка речевого развития) имеют несовершенное вестибулярное функционирование. У таких детей имеют место быть трудности в следующих моментах: распознавание букв, их формы и ориентации на листе, чтение, письмо; распознавание цифр, вычисления, планирование и выполнение движений, управление артикуляционными мышцами, ориентировка в пространстве, суждение о времени, чувство времени, социальное взаимодействие, чувство самости, общение и коммуникация.

Слайд 4

Согласно работам Салли Годдард Блайт – директора института нейрофизиологической психологии из Великобритании, если у ребенка есть вестибулярные нарушения, то они влияют на переработку мозгом всей сенсорной информации. Это происходит из-за того, что все сигналы и воздействия, которые поступают из внешнего мира и от тела, сначала проходят через вестибулярную систему на уровне ствола мозга и только потом передаются выше, в кору мозга для его анализа.

Слайд 5

Поэтому, работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда должна быть разнообразна и специфична при выборе методов и способов коррекции нарушений у детей с задержкой психического развития. Активное воздействие на сенсорную сферу, в том числе вестибулярный аппарат возможно через использование предлагаемых игр и игровых упражнений.

Слайд 6

Игра «Ветерок». Задачи: формирование речевого выдоха; развитие мышц артикуляционного аппарата, тактильных ощущений. зрительного внимания; умение понимать и «читать» поведение других людей; умение быстро и адекватно реагировать на поведение других людей, контактировать друг с другом. Быстро двигать широким языком по верхней губе, выдувая на него струю воздуха. Тактильные и зрительные ощущения. мама зовет членов семьи на ужин; попросить у мамы купить мороженое, предложи семье посетить в выходные аквапарк; объясни почему ты не убрался в комнате; объясни своему младшему брату, что разговаривать с незнакомыми людьми нельзя; позвони человеку, по которому ты соскучился; помири поссорившихся друзей

Слайд 7

Игра «Ходи задом-наперед, делай все наоборот ». Задачи: расширять и закреплять словарь антонимов, развивать мышление, развивать слуховое внимание, развивать проприоцептивные ощущения и ориентировку в пространстве. Нужно изобразить с помощью мимики и жестов названное состояние или действие наоборот , назвать его и сделать шаг назад. Вариант 2- передать мяч назад по цепочке, не поворачиваясь грустный – веселый, расстегнуть-застегнуть, высоко-низко, вправо-влево, лежать-стоять

Слайд 8

Игра «Губки, щёчки, язычок» Цель : развитие артикуляционного аппарата, развитие координации движений с помощью сенсорных стимулов. В зависимости от коррекции звуков, ребенку предлагается выполнить упражнения: «Трубочка». Верхней губой удержать палочку корицы. Аромат корицы воздействует на обонятельные зоны коры мозга. Под счет до 10. «Вкусное мороженое». Широким языком слизать с верхней губы мороженое. «Вкусное варенье». Формируем подвижность мышц кончика языка, рисуя на тарелочках, намазанных. «Сушка». Губами удержать сушку под счет. «Кисельные берега». Полоскание рта киселем (укрепляем мышцы щек, повышаем давление в ротовой полости). «Крокодил». Широко открытым ртом откусить яблоко. « Конфетка». Логопед выполняет логопедический массаж с помощью конфеты « Чупа-чупс », в последствие ребенок выполняет его самостоятельно.

Слайд 9

Игра «Дорога к космосу» Цель : развитие вестибулярного аппарата, координации движений, ориентировки в пространстве, развитие активного словаря, внимания, мышления, эмоций . Дети проходят босиком по тактильным дорожкам сначала с открытыми глазами, затем с завязанными, ориентируясь на прикосновения педагога, указывающего направление движения (прикосновением рукой по спине, плечу вправо-влево) и выполняя его инструкции (улыбнись, весело скажи куда идешь, присядь, подпрыгни, назови часть предмета и другие задания по теме недели). В конце пути ребенок доходит до крутящегося стула и педагог пристегивает ремнями безопасности и крутит ребенка на нем – отправляет в космос . Можно усложнить и предложить разветвление дороги. В конце пути ребенок должен угадать, куда привел его путь – к вертящемуся стулу или тренажеру (ориентируясь в пространстве и на память). Уже с открытыми глазами ребенка крутят на стуле или тренажере (диск крутящийся). Акцент на затруднения, появляющиеся при невозможности видеть, на что идет опора - на тактильные ощущения, проприоцепцию .

Слайд 10

Игра «Солнечный зайчик». Цель: развитие тактильных ощущений, развитие памяти, ориентировка в схеме тела, развитие пассивного и активного словаря. Педагог предлагает детям, сесть на полянку и расслабится. Затем, педагог раздает детям желтые помпоны (солнечных зайчиков). Потом педагог предлагает проиграться с солнечным зайчиком. Солнечный зайчик заглянул в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу; нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щечках, на ротике, на подбородке; поглаживайте аккуратно, чтоб не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. В конце детям предлагается открыть глазки и рассказать, по каким частям тела путешествовал зайчик.

Слайд 11

Игра «Кулачковая гимнастика». Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма; ориентировка в схеме тела, активизация мозга. Стихотворение подбираем по теме занятия и обязательно используем только двухсложную стопу - хорей (тип стихосложения) под счет 8 ударов. Производятся удары и одновременное произнесение стихотворения ребенком Кулаками стучим по 8 ударов сначала правый кулак над левым, затем меняем наоборот, затем медиальной и латеральной стороной. Далее ритмичные удары осуществляются поочередно по вытянутой руке, заходя за шею, на грудную клетку и спину. Координируем речь с ударами кулаков. Например: По теме «Обувь» используем такое стихотворение: «Раз, два, три, четыре. По дорожке я скачу. Раз, два, три, четыре. Башмачок скакать учу. Раз, два, три, четыре. Обломился каблучок. Раз, два, три, четыре. Потерялся башмачок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи посредством развития мелкой моторики руки »

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и сенсорному развитию. Первая младшая группа. Тема: "Матрешки в гостях у ребят"

Упражнять в умении различать и называть размеры – большая, поменьше и самая маленькаяЗакреплять у детей знания об основных цветах Закреплять представление детей о понятиях «один» и «много»Способс...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и сенсорному развитию. Первая младшая группа. Тема: "У бабушки на огороде"

Способствовать обогащению и активизации словарного запаса детейЗнакомить с овощами и фруктами, уточнять их названиеУчить детей рассказывать стихи с помощью пальцев рук...

Консультация для родителей "Развитие речи посредством развития мелкой моторики"

Консультация для родителей«Развитие речи посредством развития мелкой моторики». Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от нормального речевого...

Развитие речи посредством развития мелкой моторики.

Развитие речи посредством развития мелкой моторики....

«РППС – основа развития речи. Развитие речи посредством художественной литературы».

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подгото...