Нейропсихологические игры и упражнения
проект по коррекционной педагогике

Бакаева Галина Александровна

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyro_igry_i_upr.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения детей с нарушениями в развитии.

Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга.

Специалисты образовательной организации могут воплотить лишь часть нейропсихологической коррекции, полноценную нейропсихологическую коррекцию может провести нейропсихолог, но, тем не менее, применение данных специальных методик в ходе коррекционно-развивающей работы актуально для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при нарушении развития различного вида.

Принципы оптимизации обучения посредством нейропсихологии вы видите на экране. Относительно новый принцип учёт эмоционального интеллекта. Этот аспект упоминал ещё Чарльз Дарвин, но тест для измерения ЕQ появился только в 1995 г.

  • учёт естественных функций мозга;
  • опора на прежний опыт поиск смысла как врожденные качества мозга;
  • сенсорная интеграция ;
  • сенсорная интергация в обучении ;
  • эмоциональный интеллект EQ;
  • активная неопределенность при обучении, проблемное обучение;
  • оперирование целым и частью;
  • от простого к сложному;
  • коррекционные принципы учет структуры дефекта; Педагогический блок нейропсихологии – нейростимуляция.

Цель нейростимуляции поэтапное формирование и развитие трех блоков головного мозга  на

разных возрастных этапах.

  1. блок энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребёнок рождается с уже почти готовым 1-ым блоком мозга на 75 %
  2. блок получения переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.
  3. блок программирования регуляции и контроля – формируется от 7-8 лет до 12-15 лет включает в себя лобные доли головного мозга отвечает за целесообразность поведения в целом, полное созревание лобных долей происходит до 20-21 (данные А.Р. Лурия)

Основоположник нейропсихологии – А.Р. Лурия (делал выводы почти 80 лет, современное поколение отличается инфантильностью, поэтому говорить о созревании 3 блока к 21 годам приходится не всегда)

Цель и задачи. Главная цель применения нейропсихологических(кинезиологических) игр и упражнений: - максимально эффективное развитие межполушарного взаимодействия, вследствие синхронизации работы полушарий, тесно связанных с полноценным развитием речи дошкольников с ОВЗ (тяжёлыми нарушениями речи).

В соответствии с целью были определены основные задачи:

Задачи: -повышение адаптационных сил детского организма и формирование навыков самоконтроля, посредством дыхательных и глазодвигательных упражнений. - улучшить оральный праксис , снять патологические синкинезии языка посредством упражнений на релаксацию и активизацию мышечного тонуса. -развитие чувства ритма, который в свою очередь является основой развития слоговой структуры слова. -развитие когнитивных способностей ребенка, посредством стабилизации межполушарных связей, при помощи упражнений на перевод одного типа восприятия в другой.

Принципы занятия 1. Коррекционный — преодоление неуспеваемости, устранение дефектов за счёт корректировки и развития тех или иных психических функций. 2. Эмоционально-реабилитационный — восстановление уверенности ребёнка в своих возможностях, повышение мотивации, создание ситуации успеха. 3. Стимулирующий — побуждение к разнообразным видам деятельности.

Результатом применения нейропсихологических (кинезиотерапевтических) игр, состоящих из подбора упражнений, ориентированных на каждого конкретного ребёнка, для воздействия на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза развития, стало не только активизация развития всех высших психических функций, в соответствие с особенностями его развития и образовательными потребностями , но и расширение адаптационных возможностей , развитие коммуникативных навыков и формирование у детей положительной оценки себя и своих способностей.

КАРТОТЕКА ИГР!

Рисунок-диктант

Цель: развитие слухового внимания и ориентировки на листе бумаги.

Ход упражнения.

Ребёнок рисует по инструкции взрослого.

Инструкция: Нарисуй круг. Слева от него нарисуй треугольник, а справа квадрат. Слева от треугольника нарисуй ещё три фигуры — два маленьких ромба, а между ними маленький круг. Над квадратом нарисуй трапецию, а под квадратом ещё один квадрат, но меньшего размера.

 

Игры с мячами (обычными, прыгунами).

1-й вариант.

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры.

Ребенок или группа детей садятся напротив логопеда. Суть игры в том, что логопед бросает мяч и называет звук, с которого должно начинаться слово, придуманное ребёнком. Потом наоборот, ребёнок задаёт звук, а логопед придумывает слово.

Инструкция: Я бросаю мяч, а ты называешь слово, которое начинается со звука (пример: звук К), а потом ты мне возвращаешь мяч и задаёшь звук. Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем.

2-й вариант.

Цель: обогащение словаря по лексической теме

Ход игры.

Ребенок или группа детей садятся напротив логопеда. Суть игры в том, что логопед бросает мяч, а ребёнок ловит и называет дикое животное (дерево).

Инструкция: Я бросаю мяч, а ты называешь дикое животное и возвращаешь мяч обратно. Мяч бросаю, диких животных называю (Мяч передаю, деревья назову).

3-й вариант.

Цель: развитие грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры.

Ребенок или группа детей садятся напротив логопеда. Суть игры в том, что логопед называет существительное и бросает мяч, а ребёнок ловит и образовывает существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Инструкция: Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи

 

Игры с тарелками – ловушками

Цель: автоматизация звука Л в словосочетаниях.

Ход игры.

Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит.

 

Инструкция: Я бросаю мяч, а ты ловишь его тарелкой-ловушкой. Повтори за мной то, что я скажу . Затем возвращаешь мне мяч свободной рукой (пример словосочетаний: полная луна, глубокая лужа, лыжная палка и т.д.)

На основе изученных нейропсихологических игр я разработала свои варианты, которые можно применить логопедам и воспитателям в работе с детьми с ОВЗ.

Кулак-ребро-ладонь (адаптированная методика по пробе Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»)

Ход игры.

Ребенку показывают на плоскости стола три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. «Ладонь» — это ладонь с вытянутыми пальцами тыльной стороной вверх, «кулак» — рука, сжатая в кулак, «ребро» — ладонь, стоящая ребром.

Медленно потренируйтесь вместе выполнять эти действия друг за другом. А затем ускорьте игру. Сначала можно играть правой рукой, потом левой, а затем двумя руками вместе. Для более легкого освоения предложите ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя. Когда ребенок будет хорошо выполнять упражнение, можно добавлять инструкции для коррекции речевого нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного  возраста» Памятка для педагогов на тему : «Нейропси...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе логопеда

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:- игровая форма обучения;-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активнос...

нейропсихологические игры и упражнения

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе....

Нейропсихологические игры и упражнения в практике учителя-дефектолога ДОУ.

Определение нейропсихологии, задачи, функции. направления, виды игр и упражнений по нейропсихологии. Раскрывается значение нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-дефектол...

Нейропсихологические игры и упражнения в практике учителя-дефектолога ДОУ.

Определение нейропсихологии, задачи, функции. направления, виды игр и упражнений по нейропсихологии. Раскрывается значение нейропсихологических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-дефектол...

Нейропсихологические игры и упражнения

Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;ориентированное ...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ

Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий.Нейропс...