Социальная адаптация детей с аутизмом
консультация по коррекционной педагогике

Социальная адаптация детей с аутизмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya_detey_s_autizmom_konsult.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация детей с аутизмом

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных (т. е. всепроникающих) расстройств. Аутизм – это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист.

Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача – определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Дети с ранним аутизмом представляют весьма специфичную группу. У них наблюдаются расстройство процессов коммуникации, неадекватное социальное поведение, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, внимания, моторики, памяти, речи. Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. По статистике глубокий аутизм встречается у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки.

Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

У детей присутствует боязнь, страх любых изменений окружения и среды. Подобные реакции возникают на не так, как обычно, надетую одежду, на новую пищу, на присутствие незнакомого человека, на перестановку мебели, смену места для сна.

У детей грубо нарушено социальное развитие. Они избегают прямого (глаза в глаза) контакта. Обычно стремятся уйти от контакта с окружающими людьми, переносят лишь малые дозы прикосновений, поглаживаний, отказываются от коллективной игры. Предпочитают индивидуальную игру в уединении.

Очень трудно у данных детей определить уровень интеллекта. Некоторые имеют значительный запас знаний в отдельных областях. Любят слушать чтение, особенно стихотворений. У них преобладает интерес к форме, цвету, размеру над образом в целом; больший интерес к изображенному предмету, чем к реальному. Они успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками. Проявляют интерес к знаковым системам, к тексту книги, букве, цифре, к другим обозначениям. Но, с другой стороны, у этих детей можно отметить непонимание простых вещей, просьб, неспособность сосредоточиться, беспомощность в элементарном быту, самообслуживании, трудности обучения навыкам, отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Для данных детей свойственно отставание в развитии речи. Этот недостаток они не пытаются компенсировать жестами, мимикой. Научить их говорить правильно очень трудно.

Конечно, каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей- аутистов.

За время пребывания в детском саду этих детей необходимо применять отработанные методики. Изучаем литературу по данному вопросу. Апробировать некоторые методики, такие как«Развитие речи у аутичных детей» Л. Г. Нуриевой, «Психокоррекционная работа с аутичными детьми» Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной. Использовать в работе рекомендации О. С. Никольской.

Коррекционную работу с аутичными детьми необходимо строить на основе знаний закономерностей развития детей- аутистов и комплексно: при участии психоневролога, психолога, логопеда, дефектолога, музыкального работника, инструктора по физкультурной работе, родителей. Работа специалистов должна проходить по одной программе, которая в течение года корректируется. Все специалисты совместными усилиями должны добиватся общей цели: помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

Главная задача, которую необходимо перед собой ставить, - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применять в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Для того чтобы понять с чего начинать коррекционную работу, необходимо определить ведущие направления.

Выбор направления зависит от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо обучить его, в первую очередь, навыкам самообслуживания, в другом - провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. При этом всегда нужно помнить о пяти «не»:

- не говорить громко;

-не делать резких движений;

-не смотреть пристально в глаза ребёнку;

-не обращаться прямо к ребёнку;

-не быть слишком активным и навязчивым.

Общение строится на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребёнка посредством игры. Например, ребёнок машет руками – взрослый организует игру «бабочки летят»; ребёнок бегает по кругу – игра «догоню».

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Во время занятия физкультурой им не понятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Чтобы их деятельность стала более осмысленной, мы в зале на полу раскладываем несколько игрушек и даем ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину, когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще одни круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок видит план своих действий, и становится более спокойным. Подобной осмысленности мы добиваемся при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в группе мы размещаем так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначены четкая последовательность действий. Так, например, схему последовательности действий ребенка при сборах на прогулку мы помещаем на шкафчике, схему «Обед» - в уголке для дежурного, в приемной вывешиваем схему выполнения распорядка дня. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь (эта методика разработана воспитателями детских садов Санкт-Петербурга). Недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать»с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не хочет повторять название, взрослый делает это сам).

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому в групповой комнате у нас размещено два зеркала на уровне глаз ребенка Время от времени воспитатель привлекает внимание ребенка к его отражению. Этот прием даёт положительные результаты.

Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия мы используем такие игры как «Волшебный мешочек»«Угадай предмет». На первых этапах работы с аутичными детьми мы предлагаем им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами. Каждую игру проигрываем не один раз. Во время игры постоянно проговариваем свои действия и действия ребенка. Многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов даёт свой результат - ребенок начинает включаться в общую деятельность.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия. Мы в буквальном, смысле «работаем» руками ребенка, пишем или рисуем вместе с ним, держа один карандаш. Обязательно нужно хвалить ребенка за любой, даже, на наш взгляд, незначительный успех. Эта похвала повышает уверенность ребенка в себе. Даже если реакция на слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и поддержка создают положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем делает взаимодействие с ребенком более эффективным. Если ребенок не принимает инструкции и правила, которые мы ему предлагаем, их ни в коем случае нельзя навязывать насильно. Мы присматриваемся к тому, что и как он хочет делать сам, подыгрываем ему, занимаемся тем, что ему интересно. Это помогает наладить контакт с ребенком. Планируя занятия, мы всегда готовы к гибким изменениям своих планов. Для того, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптациидетскому коллективу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями. Мы стараемся донести до них, что их детям нужна любовь, поддержка со стороны близких, стремление подчеркивать положительные черты их характера. Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку мы часто приглашаем родителей в группу, которую посещает ребенок. Родители для работы со своими детьми используют индивидуальные игры, различные рекомендации, которые мы им предлагаем.

В сферу нашей деятельности входит и пропаганда дефектологических знаний среди окружающих ребенка людей. Это необходимо, потому что трудности социальной адаптации ребенка зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности людей к общению с ним, непонимание его нужд.

Работая с аутичными детьми, мы понимаем, что коррекционная работа будет продолжительной. И чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться и адаптироваться к окружающему миру.

Список литературы:

1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие – Москва. 2002.

2. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию – Москва. 2002.

3. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей – Москва. 2003.

4. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми – Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы и не только: "Социальная адаптация детей с ОВЗ в симбиозе "Детский сад и библиотека".

В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья социально-психологическими, медицинским...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и де...

Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма"

Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок  погружен в мир собственных переживаний...

Проект «Центр социальной адаптации «Дети радуги» для детей 3-8 лет с ограниченными возможностями здоровья» (не посещающих образовательные учреждения)

Проект «Центр социальной адаптации «Дети радуги» для детей 3-8 лет с ограниченными возможностями здоровья» (не посещающих образовательные учреждения)...

Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма

Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок  погружен в мир собственных переж...

Карточки PECS – эффективный инструмент для развития коммуникативных навыков и социальной адаптации детей с аутизмом.

Дети с аутизмом нуждаются в постоянной поддержке для эффективной адаптации в обществе. Главная проблема ребенка с такой патологией состоит в том, что в отличии от здоровых детей ему очень сложно общат...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...