Сенсорная интеграция и упражнения на ее развитие
статья по коррекционной педагогике

Ефимова Анна Витальевна

Теория сенсорной интеграции основана на утверждении, что развитие и функции мозга определяются воздействием окружающей среды на организм и, соответственно, реакциями этого же организма на окружающую среду. То есть мы получаем информацию от среды, перерабатываем её и даём ответ. Происходит упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно придется развивать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению различных физических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya_i_uprazhneniya_na_ee_razvitie.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.

Теория сенсорной интеграции основана на утверждении, что развитие и функции мозга определяются воздействием окружающей среды на организм и, соответственно, реакциями этого же организма на окружающую среду. То есть мы получаем информацию от среды, перерабатываем её и даём ответ. Происходит упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании).

Сенсорная интеграция организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве).

Сенсорная интеграция наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чём следует сконцентрироваться (например, слушать педагога и не обращать внимание на уличный шум).

Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (давать адаптивный ответ).

Сенсорная интеграция формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной интеграции – и не только от глаз и ушей, но от всего тела. Когда ощущения текут организованно (интегрированно), мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения. Если же поток ощущений хаотичен, то начнутся трудности в различении и понимании ощущений, будет неправильная обработка сенсорной информации.

В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно придется развивать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению различных физических задач.

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция.

Проявления нарушений сенсорной интеграции:

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

Распространённые признаки и симптомы нарушения сенсорной интеграции:

  • Гиперактивность или повышенная отвлекаемость
  • Проблемы с поведением. Это гиперчувствительные дети, чьи чувства очень легко задеть. Они нередко не справляются с каждодневными стрессами, новыми или необычными ситуациями.
  • Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.
  • Мышечный тонус и нарушение координации.
  • У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы просто удерживать голову и тело в вертикальном положении, поэтому они быстро устают.
  • Неспособность играть – это очень распространённый симптом нарушений сенсорной интеграции. Ребенок, у которого не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику, вероятно, имеет проблемы с сенсорной интеграцией.
  • Проблемы с обучением в школе. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования.

Примеры упражнений и игр, направленные на улучшение сенсорной интеграции:

1. Массаж рук

- ласковое поглаживание каждой руки по направлению «от периферии к центру». 5 – 6 раз.

- точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от кончиков к основанию. Нажатие нужно выполнять в тыльно-ладонной плоскости. Каждый палец массируйте 1 – 2 раза.

2. Игры с карандашом (шестигранным)

- прокатывание карандаша между ладошками

- «Лесенка» - перемещение пальцами обеих рук по карандашу (по всей длине) вверх-вниз: первый раз проходим карандаш вверх-вниз, обхватив карандаш большими и указательными пальцами, второй раз - большими и средними и т.д.

- «Качалочка» - удержание карандаша между двумя пальцами руки и качание его из стороны в сторону (между большим и указательным пальцами, между указательным и средним, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем). Сначала одной рукой, затем другой рукой и двумя руками.

- «Эстафета» - передача карандаша от правой руки левой руке, обхватив карандаш сначала большими и указательными пальцами, затем - большими и средними и т.д.

3. Рисование

- «Дорисуй» - дорисовывание недостающей части рисунка. Сначала легкие рисунки по клеточкам, затем с усложнением до ухода от ориентировки по клеточкам.

- «Симметричный рисунок» - рисование двумя руками одновременно. Сначала легкие рисунки по обе стороны от центральной вертикальной линии (ёлочка, шарики, квадратики), затем с усложнением до рисования без вертикального ориентира и одновременного рисования двух предметов

- «Инструкция» - рисование по инструкции для ориентировки на плоскости (листе бумаги): на, под, справа, слева, между, в верхнем правом углу и т.д.

- «Рисование в воздухе» - рисование простых предметов (можно писать буквы) в воздухе. Правой рукой, левой рукой, двумя руками.

- «Рисование на спине» - по аналогии с «рисованием в воздухе».

4. Графический диктант

- по инструкции (1 клеточка вправо, 3 клеточки вниз и т.д.)

- составление инструкции по готовому рисунку (от определенной точки) – «Составь инструкцию».

5. Игры со счетными палочками

- выкладывание рисунка по образцу

- выкладывание рисунка по инструкции

- выкладывание рисунка обеими руками

6. «Волшебный мешочек»

- нащупывание в мешочке предмета (цифру, букву, крупу, кусочек ткани и т.д.) с последующим: угадыванием и называнием; угадыванием и называнием с нахождением соответствующей картинки или самого предмета.

7. «Перекрестные движения и действия»

- перекрестные шаги

- одновременные перекрестные движения руками и ногами

- касание ладонью правой руки левой щеки (уха, коленки, пятки)

- касание локтем правой руки левого колена

- касание левой рукой правого уха – хлопок – касание правой рукой левого уха.

Конечно, существует и множество других игровых упражнений на развитие сенсорной интеграции у детей.

Все эти упражнения благотворно влияют на правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная интеграция как игровой метод познавательного развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, ...

Игры и упражнения на развитие сенсорной интеграции

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте, когда происходит усиленное физическое и психическое развитие детей, обогащ...

Использование сенсорных игр и упражнений для психоэмоционалтного развития детей дошкольного возраста

Появляется все большее количество детей, которые не умеют адекватно реагировать на чувства и состояние окружающих, то есть страдают из-за неправильного эмоционального развития. Сенсорные игры и у...

Круглый стол для родителей "Сенсорная интеграция и коррекция трудностей в развитии детей"

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс ра...

Презентация на тему "Сенсорная интеграция, как эффективный метод в развитии детей с ОВЗ."

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.Сенс...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...