Использование камешков Марблс в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Использование камешков Марблс в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование камешков Марблс в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

https://zak-zak.ru/images/thumbnails/857/701/detailed/31/mozaika-marbls-s-kameshkami-transport-31459-31459_x0d7-y9.jpg

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Все большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.

Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

Передо мной возникла проблема, как поддерживать интерес на занятиях у дошкольников с ОНР, какие использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.

Анализируя возможности нетрадиционных методом и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей. Играя, с которым, дети будут увлечены процессом.  Таким материалом для меня стали камешки Марблс.

Я поставила перед собой цели использования камешков МАРБЛС:

- разнообразить педагогический процесс;

-повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к коррекционно – развивающим заданиям;

-развивать мелкую мускулатуру рук;

- активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Для достижения этих целей я сформулировала ряд задач:

-формирование правильного захвата камешка пальцами руки;

- развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук;

- развитие ориентировки на плоскости;

- профилактика оптико-пространственных нарушений;

- обогащение словарного запаса;

- формирование фонематических представлений;

- автоматизация поставленных звуков у детей.

- профилактика дисграфии;

Марблс – Это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Они имеют разнообразную цветовую гамму.

Игра в камешки была популярна в России более ста лет назад. Играли как в деревянные или глиняные шарики, так и в камешки - гладко обточенные, имеющие форму шариков.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений, внимание, наблюдательность.

Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности. В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.

На логопедических занятиях мотивация ребенка играет важную роль как в процессе, так и в результате коррекционной работы. Поэтому для формирования у ребенка положительного настроя на деятельность на логопедических занятиях провела игры на знакомство с камешками Марблс. Дети с восторгом восприняли новый материал. Они с удовольствием перебирали камешки, не могли оторваться от процесса. Предлагала детям описать свои впечатления от знакомства с камешками Марблс.

Все игры и упражнения с камешками Марблс  варьировались мной  в зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей, а также от поставленной цели. Эти игры использую на разных занятиях: на индивидуальных, в микрогруппах.

Существенным фактором повышения результативности логопедической работы является включение в нее родителей воспитанников.

Моя работа с родителями включила в себя:

  • Консультацию на стенде: «Камешки Марблс и их применение»;
  • Мастер-класс «Играем с камешками Марблс – развиваем речь»
  • индивидуальные консультации.

Камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи.  Этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого.

Опыт работы показал, что камешки Марблс являются тем эффективным средством, который позволил выполнить все поставленные перед собой задачи.

Применению камушков «Марблс», как нетрадиционное средство в работе с дошкольниками, показали положительные результаты в развитии детей.

Благодаря целенаправленной и систематической работе у детей повысился уровень познавательной активности. Дети стали более инициативны, самостоятельны.

Поэтому с уверенностью можно сделать вывод, что камушки «Марблс» – это инновационный, универсальный материал, который, я бы советовала использовать в работе не только узким специалиста, но и воспитателям.

Для реализации выше перечисленных задач использовала  разнообразные формы работы с детьми:

1. Дидактические игры («Четвертый лишний» «Зрительная память») и др.

2. Математические игры («Сосчитай», «Математический диктант», «Веселый счет»,

«Положи…справа, сверху, внизу, слева» (ориентировка в пространстве) и др.

3. Сенсорные и тактильные игры («Камешки», «Найди и угадай», «Сухой бассейн», «Найдем предмет», «Угадай-ка», «Чудесный мешочек») и др.

4. Звукобуквенный анализ слова («Знакомство с буквой», «Назови один-много», «Слоговой анализ и звуковой анализ слов») и др.

5. Логические игры и игры с правилами («Паттерны» (логические ряды), «Крестики-нолики» (с речевыми заданиями), «Шашки», «Мини-гольф», «Мини-футбол»).

6. Рисование с помощью камешков «Марблс» (Придумай картинку «Лето», «Весна», «Морские обитатели») и др.

7. Самомассаж с камешками «Марблс».

8. Физкультминутки (динамические паузы).

Например, для речевого развития можно использовать следующие игры и упражнения с камешками «Марблс»:

 «Смотри и говори» Цель: автоматизация поставленного звука. Картинки, подобранные на определенный звук с чистоговоркой или стихотворением.

 «Выложи по контуру». Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

 «Заполни изображение». Цель: Закрепление изучаемой темы и работа над словарем, также задание для творчества. Произвольное выкладывание по готовой картинке.

 «Звукобуквенный анализ слов». Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Фишки-камушки выкладывать под буквами или в пустые клеточки - звуков. Красный –гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.

 «Гусеница-модница». Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек.

 «Кривое зеркало». Цель: Работа по коррекции дисграфии. Детям рассказывается история о

буквах-модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались: где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

 «Знакомство с буквой». Цель: закрепление образа буквы. Дети выкладывают из камешков буквы.

 «Волшебный мешочек» (как вариант).

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный - гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук)

2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек –зелёный огурец и т. д. жёлтый камушек – жёлтое солнце, и т. д.

 «Лабиринт сказок». Цель: развитие связной речи. Пройди лабиринт и расскажи сказку.

Также лабиринт предметов на заданный звук, развитие фонематического слуха и закрепление звука находящегося в автоматизации.

 «Веселый пейзаж». Цель: развитие эстетического восприятия; согласование числительных с существительным, обогащение словаря.

Примеры упражнений на развитие пространственной ориентации.

 «Найди место камешку». Цель: развитие пространственного восприятия. Есть эталон разложенных камешков на плоскости, ребенок повторяет рисунок. Или устные задания: положите красный камешек в центр листа, синий – в левый верхний угол и т.д. Проверку можно выполнить через предъявление эталона к заданию или устный контроль.

 «Собери фигуру по инструкции». Цель: развитие пространственного восприятия. От точки 2 клеточки вправо и т.д.

 «Помоги двум друзьям найти свои домики». Цель: развитие пространственного восприятия.

По инструкции выложи дорожки (2 клеточки вправо, одна влево и т.д.)

Список литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. – изд. 2-е – Ростов на Дону: Феникс, 2009.
  2. Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. — М.:   Национальный книжный центр, 2015. 48 с. + DVD-диск.
  3. Каталог образцов игровых и оформительских марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005. – 23с.
  4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Методическое пособие - Н. Новгород, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"...

Использование камешков МАРБЛС в работе с детьми с нарушениями речи

Игры и упражнения с камешками на этапе автоматизации звуков....

Использование камешек Марблс в работе учителя-логопеда

Использование Камешек Марблс учителем-логопедом для автоматизации звуков в речи детей....

Методическая разработка «Использование камешков "Марблс" в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

АннотацияДанная разработка является универсальной, так как может использоваться в своей работе учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями, а также родителями для занятий и игр с ребенком...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...

Камешки марблс в работе учителя - логопеда

Использование камешков Марблс в коррекционной работе...