Картотека игр для детей по саморегуляции
картотека по коррекционной педагогике

"Копилка мастерства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей  «Копилка мастерства»

Саморегуляция психофизического состояния — это, прежде всего, регулирование мышечного тонуса (напряжения и расслабления мышц); ритма, глубины, скорости дыхания, посредством чего достигается необходимая мобилизация организма или напротив, релаксация: отдых и восстановление сил.

Такого рода саморегуляция происходит чаще всего бессознательно, автоматически. Однако в силу различных причин (психофизических и психологических) автоматическая саморегуляция не всегда бывает идеальной. В результате мобилизация человека может быть излишней или недостаточной, а его релаксация — несвоевременной или неполной, что влечет за собой перегрузки.

При хроническом характере перегрузок человеку угрожают сбои на психологическом и соматическом уровнях. Поэтому каждому человеку важно знать о возможностях сознательной саморегуляции и владеть элементарными приемами произвольной саморегуляции своего психофизического состояния.

Игры и упражнения, стимулирующие развитие произвольной регуляции мышечного напряжения и расслабления, ощущения тепла, покалывания.

«Путешествие»

Под динамичную музыку дети двигаются за ведущим по кругу. Они выполняют команды ведущего, повторяя за ним движения. Слова ведущего: «идем по горячему песку», «скачем по кочкам на болоте», «скользим по льду», «перешагиваем через препятствия», «раздвигаем ветки в густом лесу», «пролезаем в низкий туннель» и «выросли — потянулись».

«У костра»

Ведущий сообщает детям, что они оказались на поляне у костра. Он предлагает участникам представить костер в центре круга. Ведущий говорит: «Яркий горячий костер разгорается все сильнее; слышите, как потрескивают дрова, подбросим еще веток в огонь; язычки оранжевого пламени уже высоко; рядом с костром уже трудно стоять — жарко, отойдем немного подальше и погреем руки». Далее ведущий спрашивает детей, удалось ли им почувствовать тепло. Он приглашает ребят усилить эти ощущения, если потереть ладони друг о друга, а затем просит участников раздвинуть ладони, стараясь сохранить ощущение тепла между ними.

«У кого руки теплее» 

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает им «почувствовать» руки друзей справа и слева и определить, у кого руки теплее.

«Похлопаем, потопаем»

Дети встают в круг. По команде ведущего они сначала хлопают, а потом топают — «кто сильнее и быстрее». Каждый раз после максимального напряжения, ведущий делает глубокий вдох и расслабляет руки (ноги), слегка потряхивая их и одновременно приговаривая: «Устали наши ручки (ножки), пусть немного отдохнут».

«Бабушкины помощники»

Дети встают в круг или свободно распределяются по залу. Ведущий предлагает им побыть «бабушкиными помощниками». Он командует, одновременно показывая движения: «рубим дрова» — руки сжаты в замок и с напряжением опускаются от правого плеча вниз; «полощем белье» — руки по очереди с напряжением двигаются из стороны в сторону; «выжимаем белье» — руки с напряжением имитируют выжимание; «вешаем белье» — на вдохе руки вытягиваются вверх. Ведущий каждый раз акцентирует внимание детей на напряжении мышц: «руки напряглись, мышцы сделались жесткими, твердыми», а после максимального напряжения он каждый раз предлагает отдохнуть, расслабить руки и свободно поболтать, потрясти ими.

«Компот»

Дети стоят вокруг ведущего. Он сообщает, что сейчас они все вместе будут «варить компот». Ведущий спрашивает участников, из чего обычно готовят компот, и предлагает каждому выбрать фрукт или ягоду, которую он будет изображать. Затем ведущий говорит, что компот будет из сушеных фруктов и ягод (из сухофруктов). Он спрашивает у детей и показывает сам, как могут выглядеть сушеные фрукты и ягоды: они сморщенные, «съеженные». Ведущий предлагает детям изобразить их: сморщить лицо, вжать голову в плечи, прижать к телу руки и ноги, «съежиться». Ведущий говорит: «А теперь будем варить компот. В центре круга у нас будет «кастрюля». Чей фрукт или ягоду я назову, сразу выходит в центр круга — попадает в «кастрюлю», делает глубокий вдох, потягивается и расправляет, расслабляет свое тело». «Помните», — настраивает детей ведущий, — «что фруктам нравится вариться в компоте: они улыбаются, могут свободно, расслабленно подвигаться в центре круга». 

«Мы — силачи»

Дети встают в круг. Ведущий предлагает им поиграть в «силачей». «Силачи» показывают всем, какие они сильные: набирают воздуха и напрягают мышцы рук, сгибая их в локте. Затем они делают выдох и расслабляют руки, опуская их и тряся ими («силачи отдыхают»).

 «Ежики» — упражнения с массажными мячиками.

Каждый участник получает по массажному мячу. Ведущий обращает внимание детей на то, что мячики особенные — немного колючие, как добрые смешные ежики. Он предлагает детям сесть на ковер и покатать мячи последовательно ладонью правой, а затем левой руки, ощущая при этом приятное покалывание. Движения ладоней вперед-назад сменяются затем круговыми движениями. Можно массажировать отдельно пальцы, а также тыльную сторону ладони. Потом детям предлагается покатать мячики ступнями ног, стоя на одной ноге и держась за стул или перекладину (аналогично массажу рук). Наконец, участники массажируют себе плечи, грудь, живот, бедра и друг другу спину. Ведущий каждый раз отмечает ощущения приятного покалывания. Можно затем попробовать поиграть с детьми в «воображаемых ежиков», т.е. предложить им оставить мячики на ковре и представить, что «ежики» при этом все же остались у них в руках. Дети вспоминают ощущение покалывания.

«Крабы и медузы»

Ведущий спрашивает детей, кто из них был на море и кто видел таких обитателей моря как крабы и медузы. Он показывает детям картинки с изображением крабов и медуз, а затем предлагает в них поиграть. Ведущий говорит и показывает: «Представьте, что вы краб. Ваши руки — клешни. Они двигаются впереди вас на уровне груди, движения их, как и в целом самого краба, угловатые, резкие, напряженные, прямолинейные». Участники двигаются как крабы. Затем ведущий показывает движения медуз, сопровождая их словами: «Медузы двигаются мягко, плавно, расслабленно; иногда они просто «висят» в воде и качаются на волнах». Дети двигаются как медузы. «А теперь, — говорит ведущий, — я буду превращать вас,  то в крабов, то в медуз с помощью волшебной музыки, слушайте меня внимательно». Звучит динамичная музыка с четким ритмом. Ведущий объявляет: «Крабы». Затем включается протяжная, спокойная музыка. Ведущий говорит: «Медузы». После завершения движения детей можно попросить нарисовать обитателей моря. Затем ведущий беседует с детьми и спрашивает: «Кем больше понравилось быть и как двигаться, что запомнилось больше, что хотелось нарисовать и что получилось на рисунке?» При этом ведущий обращает внимание детей на разницу в движениях «крабов» и «медуз», на опыт напряженных и расслабленных движений.

 Игры, симулирующие развитие произвольной регуляции дыхания

«Кто как дышит»

Дети встают в круг. Ведущий спрашивает, знают ли они, как дышат собаки в жаркий летний день, и просит показать это. Он сам демонстрирует и называет «поверхностное дыхание», предлагая попробовать подышать, как собачка всем участникам. Затем ведущий сообщает детям, что постоянно так дышать для  людей вредно, потому что «наш организм при таком дыхании получает мало воздуха». Ведущий просит детей показать, как они вдыхают приятный аромат цветов, свежий лесной воздух. Он предлагает детям положить руку на грудь, чтобы почувствовать «грудное дыхание». Ведущий обращает внимание детей на то, что так дышать гораздо приятнее. Ведущий просит детей представить большого толстого медведя. «Медведь так сладко спит в своей берлоге, что его живот вздымается, как гора». Ведущий спрашивает, умеют ли дети дышать, как этот медведь, «животом», т.е. так, чтобы живот поднимался и опускался. Он предлагает всем положить руку на свой живот и подышать.

«Капитан»

 Дети свободно распределяются по залу или встают в круг. Ведущий включает аудиозапись звуков морского прибоя и предлагает детям отправиться в морское путешествие на большом корабле. Каждый участник при этом становится «капитаном». Ведущий говорит: «Море волнуется, но капитаны стоят на палубе прямо, ноги у них на ширине плеч, руки свободно лежат вдоль тела, грудь расправлена, широкие плечи. Капитаны смело смотрят перед собой так, что нос у них не задирается вверх и не опущен вниз. Смелые, сильные гордые капитаны смотрят вперед и глубоко вдыхают свежий морской воздух, дышат «полной грудью»». Ведущий обращает внимание детей, что напрягаться при этом не надо: «капитаны чувствуют себя спокойно и уверенно на своих больших кораблях». Он просит участников положить правую руку себе на низ груди, чтобы почувствовать «диафрагмальное дыхание».

«Раздуваем паруса»

Дети встают в круг. Ведущий показывает им небольшой платок из тонкой, легкой ткани. «Это наш парус», — говорит ведущий — «чтобы корабль поплыл, нужен ветер. Сейчас каждый из вас попробует стать ветром». Ведущий объясняет участникам, что «ветром» быть непросто: нужно сделать глубокий медленный вдох, а потом подуть на «парус» так медленно, чтобы дыхания хватило надолго, тогда «корабль уплывет далеко». Ведущий по очереди подходит к каждому из детей, а они соревнуются, «чей ветер дольше дует». Ведущий хвалит участников

«Кто дольше прогудит»

Дети могут сидеть на ковре или стоять, но важно, чтобы спина была прямая, а плечи расправлены (как у «капитанов»). Ведущий предлагает им погудеть: кто дольше сможет это сделать на одном дыхании.

 «Ныряльщики»

Дети могут свободно распределится по залу. Они имитируют ныряльщиков: по команде ведущего делают глубокий вдох и, задерживая дыхание, приседают — «ныряют»; некоторое время они находятся в этой позе, продолжая задерживать дыхание, а затем полностью выдыхают и встают, вытягивая руки в стороны и приговаривая: «Вот какая рыба!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения

Игры на снятие напряжения: успоаивающие игры, игры - доверия и др....

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Методические рекомендации по развитию у детей навыков саморегуляции, графо - моторной координации, ориентировке на плоскости листа

Графо-моторный навык– это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий пр...

Картотека игр на развитие эмоциональной саморегуляции у детей дошкольного возраста

Предложенные игры помогут ребёнку справиться со своим эмоциональным состоянием, дошкольники научатся управлять своими эмоциями, распознавать эмоциональное состояние окружающих...