Лес.Грибы и ягоды
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей речевой группы старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_zanyatie.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное автономное образовательное  учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад        

                                                      Составители: Андреева И.А. учитель-логопед,

                                                    Погадаева Ю.А. музыкальный руководитель,

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей речевой группы старшего дошкольного возраста «Лес. Грибы и ягоды»

Цель: создать условия для преодоления речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, обогащение словарного запаса.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить признаки осени;

- дополнить и  активизировать словарь по лексической теме «Лес.  Грибы и ягоды»;

- учить дифференцировать понятие  «съедобные и несъедобные», «ягоды и осенние ягоды»;

- закрепить согласование прилагательного с существительным;

-  закрепить образование относительных прилагательных;

- совершенствовать умение петь естественным голосом, без крика и напряжения в доступном диапазоне;

- совершенствовать приемы игры на музыкальном треугольнике;

- совершенствовать музыкальные движения под музыку, согласуя ритм движения с музыкальным сопровождением.

Коррекционные:

- развивать артикуляционную моторику, использую гимнастику для язычка;

- развивать сильную воздушную струю, используя поддувалочки;

- развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- развивать общую, мелкую моторику, используя прием координации речи и движения;

- развивать мышление, используя загадки.

Воспитательные:

- воспитывать желание говорить правильно и красиво;

- воспитывать желание петь, танцевать и ритмично играть на треугольнике;

- закрепить умение работать в коллективе, в мини подгруппах.

Оборудование: презентация по теме, зеркала-10 шт., поддувалочки-10 шт., осенние листья, загадки про грибы, музыкальные треугольники, осенние листья, краски, поднос с  ягодами (рябина черноплодная, обыкновенная, шиповник, калина, клюква ), тарелка, ниточка, грибы- на каждого ребенка.

Литература: М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», Л.Б.Гавришева «Конспекты интегрированной коррекционной образовательной музыкальной деятельности с детьми»

Ход занятия.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

I. Организационный момент

Музыкальный руководитель вместе с детьми поет музыкальное приветствие, сопровождая игрой на фортепиано.

На экране картина осени.

Муз.руководитель включает аудиозапись  музыки П.И.Чайковского «Времена года», «Осень».

Дети под музыку заходят в музыкальный зал, в руках осенние листочки, проходят по кругу. Поют музыкальное приветствие.

II.Введение в тему

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Дети:  Осень.

Логопед: Как вы догадались, что осень?

Дети: Стало холодно, птицы улетели на юг, листья пожелтели, листопад, люди надели теплую одежду, люди убрали урожай, делают осенние заготовки на зиму…

Логопед: Я вижу у вас в руках листочки,

Продолжите мое предложение. Какого цвета у вас листочки?

Дети:  У меня желтые листья.

Логопед: Какого цвета и какие у вас листочки?

 Дети: У меня в руках красные кленовые листья.

Муз.руководитель: Вот и осень пришла,

                          нас в дорогу позвала.

Покажем осенний танец с листочками?

Вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Муз.руководитель вместе с детьми выполняет танцевальные движения под муз. Г.Вихаревой «Осенний вальс»

Слушают, анализируют, выбирают ответ.

Под музыку импровизируют  с осенними листочками.

III.Основная часть.

Мимическая разминка

Логопед:

Все леса позолотились

Мы все с вами Удивились

Эти пышные наряды

Примерять деревья Рады

В небе солнышка не видно

Стало нам чуть-чуть Обидно

И напрасно…

Пусть улыбки ваши дети,

Словно лучики всем светят!

Логопед раздает зеркала, читает стихотворение, выполняет соответствующие действия.

Берут зеркала, встают в круг, слушают, выполняют мимические упражнения по тексту.

Артикуляционная

гимнастика

Логопед:

Твой язык похож на лист,

Что на веточке повис.

Он как листок березки,

Широкий, мягкий, плоский. («Лопатка»)

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы. («Накажем язычок»)

Листья высохли, свернулись,

Краешки их вверх загнулись. («Чашечка»)

В лужах листья там и тут,

Словно лодочки плывут.  (Заносить Чашечку в рот)

Берем ниточку с шариком

И выполняем под музыку «Часики» нить горизонтально, вертикально.

Логопед читает стихотворение, выполняет соответствующие действия.

Смотрят в зеркало, слушают, выполняют движения язычком по тексту.

Берут ниточку с шариком, выполняют под музыку нить горизонтально, вертикально.

Упражнение на дыхание

Муз.руководитель:

Ребята, возьмите поддувалочки, подуем так, чтобы картинка закрутилась, щечки не надуваем.

Муз.руководитель выполняет задание вместе с детьми.

Берут поддувалочки, дуют.

Развитие общей моторики

Логопед:

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий

Долго дождик будет капать,

Разведет повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

Дождик капает, давайте сделаем массаж спины

На экране тучка с дождем.

Логопед читает стихотворение, идет вместе с детьми по кругу.

Идут по кругу

Координация речи и движения

Муз.руководитель:

Дождик бегает по крыше –

БОМ! БОМ!БОМ!

По веселой звонкой крыше – (постукивают пальчиками)

БОМ!БОМ!БОМ!

-Дома, дома посидите,- (поколачивают кулачками)

БОМ!БОМ!БОМ!

Никуда не выходите,- (растирают ребрами ладоней)

БОМ!БОМ!БОМ!

Почитайте, поиграйте – (кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями).

БОМ!БОМ!БОМ!

Я уйду – тогда гуляйте…(поглаживание ладонями)

БОМ!БОМ!БОМ!

Муз.руководитель поет песню «Дождик» Е.Попляновой, сопровождает пение игрой на ф- но.

Логопед выполняет массаж спины вместе с детьми.

Встают в ряд, поют песню, выполняют массаж спины своему соседу.

Планирование деятельности.

Развитие диалогической речи.

Муз.руководитель:

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Дождик льет с еловых лап.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

С крыш, зонтов прохожих

           Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

-Ребята, а какой инструмент лучше всего изображает капельки дождя?

 Дети: Треугольник.

Муз.руководитель: А хотите попробовать изобразить дождик?

Дети: Да.

Муз.руководитель: Дождик как начинается?

Дети: Медленно, не спеша.

Муз.руководитель: А потом?

Дети: Капает быстро, шумно.

Муз.руководитель: Как узнать, что дождик заканчивается?

Дети: Начинает медленно капать и затихает.

Муз.руководитель читает стихотворение.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Слушают, отвечают на вопросы.

Игра на музыкальных треугольниках. В разных темпах. Развитие чувства ритма и темпа.

Муз.руководитель: Сейчас я буду играть музыку дождя, а вы мне будете помогать игрой на треугольниках. Слушайте внимательно, если дождь начинает сильно лить, музыка становится быстрой, громкой, то и вы играете быстро и громко. Если дождик затихает, то и вы играете тише, медленнее.

Муз.руководитель играет  «Дождик» муз. М Парцхаладзе с замедлением и ускорением темпа.

Слушают музыку, играют на треугольниках в такт музыке.

Мотивация к деятельности

Логопед:  После дождика смотри,

                 В лесу выросли грибы.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это… (сыроежки)

                               

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик,

На нем сер кафтанчик

Шляпка красненькая (подосиновик)

                             

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке горошки (мухомор)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?

(опята)

                                                 

Посмотрите ка ребята,

Тут лисички, там опята

Ну, а это на полянке

Ядовитые….. (поганки).                                        

Логопед создает мотивационную ситуацию через загадывание загадок.

На экране появляются отгадки- грибы.

Слушают, анализируют, выбирают ответ.

Д/и «Съедобные не съедобные грибы». Развитие мелкой моторики.

Логопед:  

 Ребята, давайте поиграем. У меня на тарелочке лежат съедобные и несъедобные грибы. Наденем на веревочку  только съедобные грибочки.

Помогает тем детям, кто затрудняется.

Выбирают нужные грибы, надевают на веревочку.

Совместное обсуждение. «Открытие» ребенком нового.

Логопед:  

Грибы стояли строем на полянке. А под листочками спрятались ягоды.

А какие  ягоды растут в наших лесах?

Дети: земляника, лесная клубника, малина, черника, костяника…

Логопед: Осенью, в наших лесах есть тоже ягоды. Давайте назовем их?

Дети: рябина, калина, клюква, брусника,  шиповник…

Логопед: А малина и калина, где растут? Правильно, они растут и в саду и в лесу.

 Как вы думаете на вкус осенние ягоды какие? Давайте попробуем ягоды калины, рябины, клюквы.

Дети: горькие, кислые, сладкие.

На экране появляются слайды с картинками ягод.

Логопед раздает детям ягоды.

Вспоминают, называют названия ягод.

Пробуют ягоды на вкус. Определяют какие ягоды.

Пальчиковая гимнастика

«По ягоды»

Муз.руководитель:

По тропинке, по дорожке, (пальчики «бегут» по столу)

Я с корзинкой, ты с лукошком,

Мы по ягоды идем

Под грибным идем дожем.

Не пугай нас,  дождь грибной, (дробь указ и сред пальцем   обеих рук)                                            

Обходи нас стороной, обойди, убеги! (ритмичные хлопки)

Будем печь мы пироги (показывают «пироги»)

С черною черникой, (загибают пальцы обеих рук)

С алою брусникой,

С красною малиной,

С горькою калиной,

Да еще с морошкой,

Что в моем лукошке. (показать лукошко)

                                     Н. Нищева

Муз.руководитель проговаривает слова, показывает движения пальчиковой гимнастики.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

 

IV. Заключительная часть. Рефлексия.

Обобщение. Самоконтроль.

Логопед: У меня есть осенняя веточка. Мы будем передавать ее друг другу и рассказывать о том, что вам понравилось на занятии, что запомнилось.

Игра «Волшебная веточка».

Муз.руководитель: А теперь споем прощальную песенку.

Логопед передает веточку детям, называет что ему понравилось на занятии.

Муз.руководитель поет вместе с детьми прощальную песенку.

Рассказывают о своих впечатлениях. Поют прощальную песенку. Под музыку П. Чайковского «Осень» выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "В лес за грибами и ягодами" с использованием ИКТ

Занятие для старшей группы с использованием ИКТ «В лес за грибами и ягодами». На занятии дети продолжают знакомиться с лесными грибами и ягодами; их внешним видом и местом произростания....

Презентация к занятию "В лес за грибами и ягодами" для детей старшей группы

Презентация к занятию для детей 5-6 лет. Дети знакомятся с лесными ягодами и грибами....

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.

Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...

Содержание тематического планирования по теме "Грибы и ягоды"

Планирование по теме "Грибы. Ягоды" Воспитатели: Цыганова ТИ  Плакса Т.Н....

Презентация по теме "Ядовитые грибы и ягоды"для детей старшей группы

Цели: создать у детей представление об экосистеме (лес), рассказать о грибах, ягодах, растущих в лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод. Научить отличать дико...

«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»

НОД в старшей группе по ОБЖ «Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»...

«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, в условиях детского сада и семьи; закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; воспит...