Сенсорно - интегративное пособие « Природа на ладони»
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа)

Татьяна Ивановна Толстошеева, Ольга Леонидовна Залазаева

Универсальное многофункциональное пособие "Природа на ладони" является авторской разработкой и направлено на содействие гармоничному познавательно-речевому, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию ребёнка с проблемами развития, через сенсорную интеграцию.

Игра представлена в виде бизиборда с набором предметов для развития тактильной системы по правилам и простых сенсорных манипуляций с предметами.

                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_integrativnoy_igry_-_kopiya.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорно - интегративное пособие  « Природа на ладони»

Универсальное многофункциональное пособие "Природа на ладони" является авторской разработкой и направлено на содействие гармоничному познавательно-речевому, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию ребёнка с проблемами развития, через сенсорную интеграцию.

Игра представлена в виде бизиборда с набором предметов для развития тактильной системы по правилам и простых сенсорных манипуляций с предметами.

Цель:

Цель сенсорной игровой технологии - это усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системой.

Задачи:

развитие тактильного, зрительного, слухового, восприятия;

совершенствование моторики;

стимуляция познавательной активности;

формирование и развитие всех компонентов речи;

коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;

совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;

В пособии использованы различные материалы, обеспечивающие стимуляцию органов чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: тактильного, зрительного, слухового.

Пособие может использоваться для занятий с использованием элементов сенсорно-интегративных методик.

Формы работы:

  • Образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность
  • Индивидуальная деятельность

«Морская идиллия» (блок «Море»)

Цель игры: развитие тактильного восприятия терпимости, образного мышления.

Материалы: пластиковый гладкий пакет с вязкой окрашенной жидкостью и погруженными в нее различные предметы в виде морских обитателей.

Ход игры: ребёнку предоставляются тактильные манипуляции с мягким пластиком, наполненным жидким содержимым. В процессе осязания ребенок знакомится, с помощью педагога, с подводным миром.

Помочь опрдеделить с  вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д

«Чудесные рыбки» (блок «Море)

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.

Материалы: мешочки в виде рыбок с различным наполнением. Рыбки можно использовать для передвижению по гладкой «морской» поверхности. Для усложнения задачи можно предложить ребенку взять двух рыбок пальцами обеих рук и провести   по водной глади в разные стороны, тем самым стимулируя межполушарное взаимодействие.

Ход игры

Рыбки представлены в виде мешочков с различным наполнением из мягких, твердых, шелестящих предметов и материалов.

Ребенку представляется возможность на ощупь познакомиться и , по возможности назвать признаки.

«Собери орешки для белочки» (блок «Дерево»)

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, мышления.

Материал: бомбошки из мягкого материала, колбочки для формирования пирамидки, пинцет.

Ход игры: ребенку предлагают с помощью пинцета собрать орешки для белочки в определенной последовательности, заданной на карточке. А также для более упрощенного варианта – предложить сложить бомбошки в дупло белочке одного цвета.

«Тактильное лото» (блок «Дерево»)

Цель: формирование интереса к игре с цветом, навыка дифференциации цветов, развитие тактильной чувствительности, осязания, зрительного восприятия.

Материалы: съемные, на липучках, листья из фетра.

Ход игры:

Познакомить ребенка с игрой, дать обследовать предложенные листья .все листья парные. К одной из сторон каждого листочка прикреплен материал разных текстур.  Попросить описать свои ощущения от каждого листочка.

Работа с "тактильными листочками" строится следующим образом: сначала дети знакомятся с шапочками и обучаются приемам обследования, сравнения поверхностей, нахождению по описанию. Даются разные приемы исследования: рассматривание, надавливание ладонью, поглаживание пальцами, круговые движенья кистью руки с сопровождением употребления качественных прилагательных. (вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т.д.)

1. Рассмотреть листочки вместе с ребенком и предложите заглянуть под каждый. Провести пальцем ребенка по  разыми фактурам на обороте листочков и проговорить,  какая поверхность:  гладкая, шершавая, пушистая и т.д.

2. Разложить на столе все листья и предложить подобрать пару к каждому листочку. Возможно  предложить более сложный вариант игры:

 перевернуть все листочки фактурной поверхностью вниз, попросить ребенка закрыть глаза и выбрать один из листочков. Задача игрока – определить на ощупь фактурную поверхность листочка и закрыть соответствующий «парный» лист.

3. Сложить все листочки в непрозрачный мешочек. Предложить ребенку опустить руку в мешочек, выбрать один из листочков и на ощупь определить, какой листок на дереве имеет такую же фактурную поверхность.

«Тучка разного настроения» (блок «Тучка»)

Цель: стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания, образного и логического мышления, пространственных представлений.

Материалы:  макет мучки . выполнен из фетра с двух сторон с разными текстурами: с одной стороны – мягкая, с обратной – шероховатая поверхность. По контуру тучки находятся бусины, имитирующие дождь.

Ход игры:

Детям представляется тактильно и зрительно ознакомиться с тучкой, подобрать, по возможности и развитию ребенка, соответствующие прилагательные, и представить, какую поверхность хотелось бы чувствовать рукой , если идет дождь и наоборот. Какие ощущения представляются на данное при исследовании материала.

Также, детям предлагается поиграть с «дождиком» в виде бусинок, которые могут как удлиняться , так и прятаться в тучке.  

«Веселая полянка» («блок «Полянка»)

Цель: учить располагать предметы на плоскости, закреплять знание фигур, название основных цветов.

Материалы: фетр  зеленого цвета (2 шт.), цветы из твердого фетра, которые располагаются на  зеленом поле, пчелки на декоративных пластиковых прищепках.  

Варианты игры:

Ознакомиться с цветами и полянкой, потрогать, подобрать соответствующие прилагательные.

– на полянке расположи синие цветы,

– посмотри на мой образец, назови, где находятся цветы (с середине, в центре, справа, слева, вверху, внизу), и на своей полянке выложи точно также;

- найди цветок такой формы, цвета;

- какой цветок лишний;

Для усложнения задания можно предложить прикрепить определенное количество пчелок к цветам заданного цвета.

- посади две пчелки на красный цветок, а на белый  - одну пчелку.

«Солнышко лучистое» (блок «Солнышко»)

Цель: воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка.

Материалы: солнышко из мягкого материала с прикладными косичками из ниток для плетения и манипуляций.

Ход игры:

Ребенку предложить различные манипуляции с солнышком. Прикладывая солнышко к поверхности пособия в определенном месте, ребенок создает сюжет, тем самым стимулируя речевую активность, логику,  проговаривая, в зависимости от развития, свои действия.

Чтобы усложнить задание, можно предложить заплести косы (одну или две), спросить, с какой стороны коса заплетена, а с какой – нет. Одновременно тренируя правую и левую руку, ребенок задействует оба полушария мозга, что способствует развитию интеллекта и сенсорной интеграции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Россия на ладони"

Учебно-методическое пособие "Россия на ладони".Закрепление знаний о России по серии фотографий....

Буклет "Сенсорно - интегративная артикуляционная гимнастика"

Сенсорно – интегративная артикуляционная гимнастика дарит ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной с...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием с...

Буклет для родителей. "Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика."

Материал для ознакомления родителей с методом сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики  по методу М.И Лынской. Особенно актуален для детей с тяжелыми нарушениями речи, детей раннего возр...

Презентация проекта мини – музея природы «Частичка природы на ладони»

Музей –     научное и научно- просветительское учреждение, осуществляющее  комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культу...

ПАСПОРТ МИНИ – МУЗЕЯ "Частичка природы на ладони"

Работы музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Накопленный опыт по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско &nda...

Методическое нейро- пособие «Кулак, ребро, ладонь»

Пользоваться пособием могут как педагоги, так и родители дошкольников, учащихся. При регулярном выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария го...