Консультация для воспитателей. Формирование связной речи дошкольников в логопедической группе.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Галкина Татьяна Алексеевна
 
Одна из актуальных проблем логопедии, да и дошкольного образования в целом, является формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста. И наряду с другими задачами коррекционно-развивающего обучения, особенно с детьми с ОНР, постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша. Ребёнок всё совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-dlya-vospitateley.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Галкина Татьяна Алексеевна

МДОУ Детский сад "Березка"

Консультация для воспитателей.

Формирование связной речи дошкольников в логопедической группе.

Одна из актуальных проблем логопедии, да и дошкольного образования в целом, является формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста. И наряду с другими задачами коррекционно-развивающего обучения, особенно с детьми с ОНР, постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша. Ребёнок всё совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.

Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласовании фраз и частей рассказа. Зачастую ребёнок 5-6 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно иным содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.

Формируя связную речь детей, т.е. обучая самостоятельному последовательному изложению своих мыслей, педагоги помогают ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мысли. В связной речи логика мышления ребёнка, его умения осмыслить воспринимаемое и правильно выразить. По тому, как ребёнок строит своё высказывание можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребёнок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связно-выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании. Всё последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирования грамматического строя речи и правильного звукопроизношения.

Так, в процессе словарной работы ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно использовать формы рода, числа, падежа. Работа по формированию правильного звукопроизношения способствует тому, чтобы речь ребёнка была чёткой, внятной, выразительной.

Существует два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности. Диалогическая речь – беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них – побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометия, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и правильно задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Более сложна монологическая речь, характеризующаяся развёрнутостью, полнотой, чёткостью, взаимосвязью отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранить живость и непосредственность речи. Одной из важнейших черт монологической речи является её произвольность и осознанность. Под произвольностью понимается умение избирательно пользоваться языковыми средствами, то есть употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Посвящённых развитию связной речи исследованиях Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, О.И. Соловьёвой и других учёных отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленно руководстве педагога и путём систематического её формирования на занятиях.

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Детям трёх лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умение связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, в согласовании слов. Первые связные высказывания трёхлетних детей состоят из двух-трёх фраз. Формирование разговорной речи в этом возрасте или её развитие является основой монологической речи.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого достигает к этому времени примерно 2500 слов, высказывания детей становятся более последовательными и развёрнутыми, хотя структура речи ещё несовершенна.

В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, об игрушках. Однако в большинстве своём детские рассказы пока ещё просто копируют образец взрослого.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие контекстной речи, то есть речи, которая понятна сама по себе.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребёнок отвечает достаточно точными, краткими или же развёрнутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. на шестом году жизни ребёнок может довольно последовательно и чётко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети всё ещё нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе своё эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

Что же является фундаментом для развития связной речи?

Известно: не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь важным условием развития связной речи. В детском саду обучение рассказыванию систематически и целенаправленно осуществляют в основном со старшего дошкольного возраста. Возможности младших детей

явно недооценивают. Однако, если педагог будет соблюдать принцип преемственности в развитии, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее.

И я как учитель-логопед, выступаю перед воспитателями по данной проблеме. Обращаю их внимание, во-первых, на возрастные особенности развития речи дошкольников, чтобы уточнить некоторые вопросы преемственности содержания и методов развития речи в разных возрастных группах.

Во-вторых, это формирование интонационного чутья, дикции и темпа речи. (Замечено, что интонационная выразительность изживает такие недостатки связного высказывания, как монотонность, нерасчленённость речи; от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания).

В-третьих, над смысловой стороной слова, его оттенков. Именно работа над смысловой стороной слова, развивает умение правильно, точно, выразительно высказывать свою мысль, свободно выбирать языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и правильно сочетаются по смыслу.

В-четвёртых, работа над синтаксисом, где на первый план выступает обучение детей правильному построению разных типов предложений, согласованию слов в предложении.

В-пятых, работа над грамматической формой слова и предложения в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи.

В-шестых, обучение умению составлять тексты – описательные, повествовательные, с соблюдением общей структуры, разнообразных средств связи, как между отдельными предложениями, так и его частями.

Первоначально предлагаю воспитателям провести обследование речи каждого ребёнка. С помощью игрушки, сюжетной предметной картинки, тем для рассказывания из опыта воспитатель в игровой ситуации предлагает ребёнку рассказать об этой игрушке.

Анализ показал: словарь большинства детей беден, типичные особенности речи – частая замена существительного местоимением, неточное обозначение некоторых предметов или действий, смешение близких по смыслу понятий, упрощённые слова. Предложения в основном простые, неполные. Изложение основной части рассказа без указания на объект, без заключения, непоследовательность в изложении текста. В большинстве случаев – перечисление отдельных частей предмета или нескольких действий, изображённых на картинке. Небольшая группа вообще не смогла справиться с заданием.

На основе этих данных разрабатывались игры, включающие взаимосвязь речевых задач (словарную работу, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры) с методикой по развитию связной речи.

Первый этап (подготовительный).

1. Формирование навыка описания предмета. Весьма эффективны игры-соревнования, предложенные Е.И. Тихеевой. Одна из них – «Кто больше увидит и скажет про куклу (про медвежонка)?». За каждый правильный ответ – цветная ленточка или фант. Желание отличиться побуждает ребёнка к поиску необходимого слова или фразы. Сначала рекомендуется подбирать яркие игрушки, значительно отличающиеся по своим признакам, затем использовать предметы (овощи, фрукты, одежду), В описании которых необходимо не только называть видимые признаки, но и знания об их свойствах и качествах, умении согласовывать прилагательные и существительные. Это игры «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь (птица)», «У кого что», «Что за предмет?», «Скажи какой».

2. Формирование представлений о последовательности действий персонажей путём раскладывания соответствующих картинок с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику. Это игры: «Кто что умеет делать?», «Где что можно делать?», «Скажи, что сначала, что потом», «Добавь слово».

Второй этап.

Формировать у детей представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец; научить связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи, то есть на первых трёх занятиях педагог должен обращать внимание детей на схему высказывания: сначала называется предмет, затем его части, признаки и, наконец, назначение предмета, используя коллективное описывание предмета. Это игры: «Объясни Буратино», « Встань в круг». На последующих занятиях прививаются навыки самостоятельного описания предмета. Педагог предлагает схему описания либо план рассказа. Это игры: «Магазин», «Загадки». И закрепляющие занятия формируют умение детей последовательно излагать повествовательный рассказ. Это игры: «Поезд», «Начни, продолжи, закончи».

Третий этап.

1. Формировать умение детей вести монолог, диалог в играх-драматизациях.

2. Закрепить представление о структуре рассказа.

3. Подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества.

Обратим внимание: игры и драматизации требуют от исполнителей импровизированных диалогов, монологов. Задача взрослого состоит в том, чтобы ребёнок, отвечая на его вопрос, давал бы развёрнутые реплики. Такие игры ценны тем, что развивают коммуникативные навыки детей («Теремок», «Как котёнок потерялся», «Как козлёнок испугался грома» и др.)

Приведу пример нескольких игр:

«Что за предмет?»

Цель: формировать умение детей называть предмет и описывать.

Ход игры.

Ребёнок вынимает из коробки какой-либо предмет или игрушку, называет его («Это мяч»). В начале описания игрушки берёт на себя воспитатель («Он круглый, красный, с синей полосой»), затем задание выполняют дети.

«Скажи какой»

Цель: формировать умение детей выделять признаки предмета.

Ход игры: воспитатель вынимает предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак («Это кубик» - «Он синий»).

«Кто что умеет делать».

Цель: формировать умение детей подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ход игры: воспитатель называет и показывает картинку с каким-либо животным. Дети перечисляют его характерные действия. Например: кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, пьёт молоко, ловит мышей и т.п.

«Добавь слово»

Цель: формировать умение детей подбирать глаголы, обозначающие окончание названного действия.

Ход игры: воспитатель начинает предложение и просит детей его правильно закончить: «Ира обиделась и … (заплакала), «Оля проснулась и … (стала умываться) и т.п.

Примечание.

Начиная игру, воспитатель обращает внимание детей на незаконченность мысли.

«Объясни Буратино».

Цель: формировать умение детей связывать два предложения.

Ход игры: Буратино, называя предметы, ошибается. Дети его исправляют, например: «Это огурец. Он зелёный».

«Встань в круг».

Цель: формировать умение детей описывать предмет коллективно.

Ход игры: дети, окружив воспитателя, в руках которого игрушка, описывают её.

Первый ребёнок: «Это лошадка».

Второй ребёнок: «Она серая».

Третий ребёнок: «С пушистой гривой».

Описание заканчивается хороводом вокруг игрушки.

«Поезд»

Цель: формировать у детей навык коллективного повествования.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что они исполнять роль вагончиков. Из вагончиков составляется поезд, но войти в состав сможет тот, кто внимательно слушал своего товарища, знает, на чём он остановился, и может правильно продолжить рассказ.

Воспитатель: «В лесу жил…»

Первый ребёнок: «Трусливый зайчик»

Второй ребёнок: «Один раз он пошёл гулять»

Третий ребёнок: «Вдруг он увидел большую змею»

Четвёртый ребёнок: «Зайчик испугался и убежал»

Дети, сочинившие рассказ, составляют «поезд», который начинает двигаться по группе.

«Теремок»

Цель: формировать у детей умение описывать игрушки.

Ход игры: воспитатель просит детей выбрать себе любую игрушку, изображающую животное. Все игрушки-звери по очереди подходят к теремку. Воспитатель берет на себя какой-либо зверушки, поселившейся в теремке, просит каждого игрока описать свою игрушку. Описание – основное условие для того, кто хочет попасть в теремок.

Ребёнок: «Кто-кто в теремочке живёт?»

Воспитатель: «Я мышка-норушка. А ты кто?»

Ребёнок: «А я лягушка-квакушка».

Воспитатель: «А ты какая? Расскажи про себя».

Ребёнок: «Я зелёная, сама маленькая, а глаза большие. Хорошо прыгаю».

Игра-инсценировка «Как котёнок потерялся»

Пошёл Вася с котёнком гулять. Котёнок был маленький и глупый. Он

увидел … (бабочку, побежал за ней) и … (отстал от Васи). Стоит котёнок и не знает, куда ему идти. Тут идёт … (девочка Катя). Она увидела котёнка и спрашивает … («Что ты здесь делаешь?»). Котёнок отвечает … («Я пошёл гулять с Васей, вдруг увидел бабочку и побежал за ней. Бабочка улетела, а я остался один). Девочка … (взяла котёнка). Она … (отнесла его к Васе).

Игра-инсценировка «Как козлёнок испугался грома»

Жил-был … (козлёнок). Он любил … (гулять и щипать травку). Один раз … (он пошёл на лужок). Вдруг … (налетел ветер, загремел гром, полил дождь). Козлёнок испугался и … (задрожал). Тут идёт ... (девочка с зонтиком). Она увидела козлёнка и спрашивает … («Почему ты дрожишь?»). Козлёнок отвечает … («Я боюсь грома и дождя»). Девочка сказала … («Не бойся! Дождь скоро кончится»). Она … (накрыла козлёнка зонтиком).

Итак, эти рекомендации я даю воспитателям. Эти же игры я провожу с детьми с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ТНР."

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с тяжелым речевым недоразвитием....

Консультация для воспитателей "Формирование связной речи у старших дошкольников"

Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.)....

Консультация для воспитателей. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Знакомство с методикой Т.А.Ткаченко

Призентация  о Формировании связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Татьяны Александровны Ткаченко....

Консультация для воспитателей «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей....