«Арт-терапия как средство формирования эмоционального благополучия детей с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике

Корякина Валентина Павловна

Особую актуальность приобретает проблема развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Чтобы помочь таким детям раскрыться, понять этот мир, понять свои чувства и эмоции необходимо использовать такие методы, которые помогут открыть и раскрепостить ребенка. Наиболее эффективными в решении этой проблемы показали себя техники арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Арт-терапия как средство формирования

эмоционального благополучия детей с ОВЗ»

Образовательный процесс в России на современном этапе ориентирован не только на обеспечение познавательного развития ребенка, но и на становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, а также на формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Детство – это интересный и сложный этап со множеством кризисов и особенностей. То, как ребенок пройдет сквозь все эти кризисы, во многом зависит от поддержки и помощи взрослых, которые его окружают. При работе с детьми с ОВЗ мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с тем, что не все традиционные методы, приемы, технологии обучения эффективны, потому что внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и противоречив. Особую актуальность приобретает проблема развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Чтобы помочь таким детям раскрыться, понять этот мир, понять свои чувства и эмоции необходимо использовать такие методы, которые помогут открыть и раскрепостить ребенка. Наиболее эффективными в решении этой проблемы показали себя техники арт-терапии.

Арт-терапия (arts – искусство, therapy – лечение) – лечение искусством, творчеством. Искусство может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую очередь, для детей с особыми образовательными возможностями.

Творчество окружает нас повсюду и просыпается в нас с самых ранних лет, как естественное желание познавать мир и воздействовать на него, а иногда приходит внезапно – как зарождающаяся в нас сильная потребность.

Мы используем разные виды искусства, чтобы облегчить свое эмоциональное состояние. Чтобы разрешить внутренние конфликты, мы ведем дневник, пишем стихи, идем в художественные школы и в театр, учимся играть на музыкальных инструментах. Многие люди применяют эту методику самостоятельно, хотя воспринимают какое-либо свое творческое занятие как хобби.

Арт-терапия – одно из самых интересных направлений практической психологии. Сегодня арт-терапия имеет многочисленные формы и вариации, эту методику работы используют специалисты разных направлений, так или иначе связанные работой с людьми.

К терапии искусствами относятся: фототерапия, глинотерапия, куклотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), игровая терапия, а также сравнительно новое интеграционное направление – интермодальная терапия искусствами (интеграция разных направлений искусств в рамках одного процесса). Перечни направлений различаются у разных авторов.

Детская арт-терапия зародилась в 50-е годы 20 века. Одна из родоначальниц детской арт-терапии Эдит Крамер полагала, что основополагающим фактором надо считать творчество. Иными словами, это – лечение творчеством для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. (Е. Тарарина, А.И. Копытин, В. Оклендер, Светлана Смирнова, Мария Серебрякова)

 Важно знать, чтобы проводить арт-терапию, специалист должен получить специальное образование и иметь разрешение на данную деятельность. Воспитатели в своей работе могут использовать только элементы арт-терапии.

Арт-педагогика – одна из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания.

Арт-педагогика и общая педагогика имеют общую конечную цель – помочь человеку активировать познавательную деятельность, научиться понимать себя, гармонично сосуществовать с окружающим его миром. Кроме того, арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:

  • освобождает от негативных состояний;
  • снимает нервно – психическое напряжение;
  • формирует адекватное межличностное поведение, самооценку;
  • развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение;
  • повышаются адаптационные способности.

Задачи и функции арт-педагогики значительно отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что ее цель – не столько обучение ребенка, например, рисованию, сколько развитие способности к самовыражению, самопознанию, приобретению коммуникативных знаний.

Особое место в арт-педагогике отводится продукту творческой деятельности. К примеру, детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, символическое выражение его отношения к миру. Важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им какой-то техники, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, - с другой.

Хотелось бы остановиться на некоторых элементах арт-терапии, которые применяю, организуя работу с детьми в группе. Дети в группе ведут себя по-разному: агрессивно или пассивно, могут плакать, могут смеяться, иногда не хотят общаться с другими детьми, бывают замкнуты, а иногда наоборот – общение чересчур активное. Говоря другими словами, дети не умеют справляться со своими чувствами и эмоциями, не умеют контролировать свое поведение, имеют недостаточно развитый эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – способность человека воспринимать и использовать эмоциональную информацию, то есть получаемую или передаваемую с помощью эмоций (Борис Лемберг).

Для разного возраста характерно различное восприятие эмоциональной сферы других людей и понимание собственных чувств и эмоций. В возрасте 4-7 лет ребенок активно учится определять эмоции и чувства у себя и других людей. Важно, чтобы у него была возможность выразить любые чувства, включая гнев, злость, огорчение. Необходимо найти способы помочь детям выразить эти сложные чувства так, чтобы при этом дети не испытывали чувство вины за это и не чувствовали себя плохими. Один из вариантов – озвучивание чувства с называнием причины.

Чтобы ребёнок научился правильно понимать и оценивать чужие эмоции, выражать свои эмоции и управлять ими, был способен понимать эмоции и классифицировать их я применяю элементы арт-терапии. Применение арт-терапевтических техник у детей дошкольного возраста с ОВЗ позволяет решить много задач. Однако при работе необходимо учитывать:

  • индивидуальные особенности и уровень речевого развития ребёнка;
  • их интересы и склонности;
  • особенности и степень отклонений в их развитии;
  • специфику воздействия каждого из видов искусства;
  • формы организации художественной деятельности;
  • объем и качество художественной информации.

Для знакомства и работы с чувствами можно попросить ребенка:

  • нарисовать рисунок того, что меня огорчает/радует/злит/пугает;
  • сделать «Книжечку гнева» или грусти
  • сделать серию рисунков «Самое веселое на свете», «Самое грустное на свете» и т.п.
  • альбом с фото или картинок «все радостное», «все грустное»
  • техника «Ментальное рисование эмоций» - нарисовать грустную линию, веселую, злую, удивленную.

Тема детских страхов, как и тема детской агрессии, является одной из самых распространенных. Страхи бывают разные: страх постороннего, страх чудовищ, бабы Яги, страх остаться без мамы, страх насекомых, врачей, страх пожаров, страх наказания и т.д.

При работе со страхами у детей можно использовать:

  • рисование страха (нарисовать, перерисовать, трансформировать)
  • пластические и сыпучие материалы (глина, песок)
  • техника «Страшная разминка» - «Покажи, как боятся твои ноги?», «Как боятся твои руки?», «А голова?». При этом дети получают хорошую разрядку.
  • для снятия тревожности – сенсорные игры (фасоль, мраморные шарики, крупа)

Работа с самооценкой

Самооценка определяет, насколько человек доволен собой. Низкая самооценка у детей может проявляться в таких особенностях поведения, как потребность всегда побеждать, потребность раздавать игрушки, сладости, застенчивость, недоверчивость, жадность и т.д. (Оклендер)

Техники, направление на позитивное представление о себе:

  • техника «Я – солнышко»
  • техника «Солнце моих качеств»
  • техника «Дерево достижений»
  • техника «Коллаж» («Это я», «Я мечтаю» и т.п.)

Заключение.

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, которые не могут "выговориться", потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребенок правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей"

В основе подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе...

«Игротерапия как средство эмоционального благополучия детей»

Материалы из опыта работы педагогов МБДОУ "Детский сад № 430"г.Н.Новгород...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...

План профессионального развития по теме «Сказкотерапия-как средство эмоционального благополучия детей младшего возраста с учётом ФГОС ДО» 2019-2020 учебный год

Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК,на котором можно вести беседыс душой человека. Актуальность:"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, ч...

Театральная деятельность как средство эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в период адаптации.

laquo; Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре познает мир»                            ...