«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного образа предмета.

Бонди Энди и Фрост Лори в 1985 году ввели систему альтернативной коммуникации, в основе которой традиционные методы коммуникации заменены на действия, изображенные на карточках. Основные способы обучения общению с помощью карточек ПЕКС базируются на принципах Прикладного анализа поведения (АВА) и предназначены для людей с расстройством аутистического спектра.  

Визуальное расписание применяется как способ коммуникации в повседневной жизни, это способ попросить помощи, обратиться с просьбой, выразить желание. А так же визуальное расписание используется, как способ упорядочить деятельность на протяжении определённого времени, например в течение дня, последовательность ближайших событий, расписание  занятий или последовательность конкретных заданий в рамках одного занятия.

Обучая на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях детей с интеллектуальной недостаточностью было установлено, что у большинства воспитанников дошкольного возраста с ментальными проблемами обнаруживаются следующие особенности развития:

-  низкая мотивация познавательной деятельности;

- свойственно пассивное непроизвольное внимание;

-  небольшой объем, неустойчивость и трудности переключения внимания;

- чрезмерная отвлекаемость;

- преобладает непроизвольное запоминание, объем запоминания равен трем единицам;

- наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный;

- замедленное овладение речью;

- критика к результатам своей деятельности недостаточная;

- импульсивность, слабая регуляция своего поведения;

- низкая работоспособность;

- стереотипность поведенческих реакций на основе инертности нервных процессов.

Обозначенные проблемы создают значительные трудности в освоении предлагаемого материала на коррекционно-развивающих занятиях. Дети отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении учебной задачи, демонстрируют неусидчивость, низкую работоспособность, не могут переключиться с одного задания на другое, пытаются перенаправить деятельность по собственному усмотрению. Часто спрашивают, когда закончиться занятие. С каждым последующим упражнением снижается критичность к результату выполненного задания, преобладает формальность. Часто дети категорично отказываются выполнять упражнения, проявляют негативизм.

 Проведя сравнительный анализ особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с расстройством аутистического спектра, было установлено, что вышеперечисленные нарушения развития свойственны детям этих нозологий.

Так как визуальное расписание успешно используется в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Было принято решение апробировать визуальное расписание в качестве обозначения последовательности конкретных заданий в рамках занятий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Цель практики: «Создание условий для мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством использования визуальное расписание»

Для достижения цели определены следующие задачи:

- разработать визуальное расписание, для использования в качестве обозначения последовательности заданий в рамках коррекционно-развивающих занятии;

- апробировать визуальное расписание на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях в течение 2021-2022 учебного года;

- проанализировать возможности визуального расписания в качестве средства мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Первый этап практики:

- Разработка карточек для визуального расписания.

Были проанализированы задания, согласно модулям:

1.Модуль сенсорного развития

2.Модуль развития крупной и мелкой моторики

3.Модуль формирования элементарных математических представлений

4.Модуль развития внимания, памяти

5.Модуль развития мышления

6.Модуль развития речи, формирования коммуникативных способностей

7.Модуль развития пространственных, временных представлений

8.Модуль развития социально-бытовых навыков, представлений об окружающем мире.

А так же изучено тематическое планирование.

- Согласно теме недели подобраны карточки с рисунком, изображающим объекты темы. В соответствии с модулями подобраны карточки с рисунком, обозначающим тот или иной модуль или деятельность в рамках определённого модуля.

- Все карточки за ламинированы для возможности их многократного использования и имеют на обратной стороне магнитную полоску для крепления на поверхность магнитно-маркерной доски.

- Магнитно-маркерная доска для размещения карточек визуального расписания находится возле рабочего места ребёнка, справа возле поверхности стола, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до карточек, прикрепить или убрать их с доски.

- Карточки хранятся в контейнере для удобства их использования. Карточки с темами недели хранятся отдельно и выставляются на магнитно-маркерную доску педагогом в начале недели.

Второй этап практики:

- Апробация визуального расписания начинается с ознакомления детей с темой недели через показ карточки с рисунком, изображающим объекты темы и размещение её сверху магнитно-маркерной доски в начале занятия.  В конце занятия педагог ещё раз обращает внимание ребёнка на карточку, напоминая тему недели (задания и упражнения подбираются с учетом темы недели).

- Затем педагог знакомит ребёнка с несколькими карточками визуального расписания. Карточка присваивается к определенному виду деятельности, изначально к одному заданию. Целесообразно на первом занятии взять не больше 3-х карточек, так как у детей с ментальными нарушениями часто объём памяти ограничен тремя единицами запоминания. На следующих занятиях прибавляем по одной карточке. Количество карточек равно количеству заданий или упражнений. Для детей старшего дошкольного возраста продолжительность занятия до 25-30 минут. Количество заданий может доходить до 10-12-ти, для каждого ребёнка индивидуально. Следовательно, для введения карточек визуального расписания для всего объёма занятия понадобиться в среднем месяц обучения, если педагог занимается с ребёнком два раза в неделю.

- На последующих занятиях происходит закрепление понимания ребёнка соответствия карточки и выполняемого задания. После достаточного объёма введённых в работу карточек, педагог может предложить ребёнку самостоятельно выбрать карточки, по которым будут выполняться упражнения на занятии. При этом педагог перед занятием сам определяет, из каких заданий ребёнок будет делать выбор.

- Следующим шагом будет расширение репертуара заданий по одной и той же карточке. Например, карточка с изображение ножниц обозначает задание «Собери разрезную картинку». Сначала ребёнок складывает картинку из 2-х частей, после усвоения переходим к 3-х составным картинкам и далее, а карточка остаётся прежняя.

- Целесообразно добавить карточку, которая будет обозначать игру,  это может быть любимое упражнение, или задание, которое ребёнок выполняет с удовольствием. Эту карточку выставляем на доску и её применение возможно только после выполнения всех предложенных или выбранных ребёнком заданий. Она является дополнительным стимулом, мотивирующим познавательную деятельность ребёнка.

Третий этап практики:

Проведён анализ результатов введения визуального расписания.

- Стереотипность, повторяемость процесса выставления расписания отвечает физиологической стереотипности поведенческих реакций на основе инертности нервных процессов, вследствие чего дети успешно усваивают процесс использования визуального расписания.

-  Наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный; картинки это определённые задания и дети легче ориентируется в инструкции к этому заданию, так как уже имеют о нём представление и выполняли его, также это даёт уверенность в собственных силах.

- Визуальное расписание способствует регуляции поведения, так как педагог предлагает ребёнку самостоятельно выбрать очерёдность размещенных на доске заданий. У ребенка складывается впечатление, что он самостоятельно выбирает деятельность, выставляя предложенные карточки и используя их (учитывается стремление детей с ментальными проблемами перенаправить деятельность по собственному усмотрению.).

- Выставление карточки с выбранной игрой стимулирует ребёнка выполнять очередное задание и тем самым приближаться к желаемой игре, что помогает регулировать поведение, подчиняться требованиям педагога.

- Карточки дают возможность педагогу стимулировать работоспособность детей, он наглядно видит, что надо выполнять задание, чтобы перейти к следующему. А так же можно напомнить, что ребёнок сам выбрал это задание из всех предложенных.

- Карточки находятся в поле зрения ребёнка, смена карточек, переход к следующей, даёт возможность ребёнку переключить внимание на очередное задание. Вырабатывается устойчивость сосредоточения на задании, уменьшается отвлекаемость. Уменьшение количества карточек на доске, дает ребёнку наглядную информацию о том, что занятие приближается к концу.

 

Ожидаемые результаты:

дети испытывают потребность в познавательной деятельности, т.е. проявляют желание выполнять предложенные задания и упражнения;

- воспитанники самостоятельно используют визуальное расписание, имеют представление о его назначении;

-  с помощью карточек дети могут ориентироваться в инструкции к предлагаемому заданию;

- проявляют уверенность в выполнении заданий и упражнений;

- ребёнок на занятии демонстрирует приемлемое поведение, подчиняется требованиям педагога;

- работоспособность детей сохраняется на протяжении всего занятия;

- дети обладают достаточно устойчивым вниманием, способны переключиться на очередное задание, демонстрируют возможность сосредоточиться на выполнении упражнения, не отвлекаются на внешние факторы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного образа предмета.

Бонди Энди и Фрост Лори в 1985 году ввели систему альтернативной коммуникации, в основе которой традиционные методы коммуникации заменены на действия, изображенные на карточках. Основные способы обучения общению с помощью карточек ПЕКС базируются на принципах Прикладного анализа поведения (АВА) и предназначены для людей с расстройством аутистического спектра.  

Визуальное расписание применяется как способ коммуникации в повседневной жизни, это способ попросить помощи, обратиться с просьбой, выразить желание. А так же визуальное расписание используется, как способ упорядочить деятельность на протяжении определённого времени, например в течение дня, последовательность ближайших событий, расписание  занятий или последовательность конкретных заданий в рамках одного занятия.

Обучая на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях детей с интеллектуальной недостаточностью было установлено, что у большинства воспитанников дошкольного возраста с ментальными проблемами обнаруживаются следующие особенности развития:

-  низкая мотивация познавательной деятельности;

- свойственно пассивное непроизвольное внимание;

-  небольшой объем, неустойчивость и трудности переключения внимания;

- чрезмерная отвлекаемость;

- преобладает непроизвольное запоминание, объем запоминания равен трем единицам;

- наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный;

- замедленное овладение речью;

- критика к результатам своей деятельности недостаточная;

- импульсивность, слабая регуляция своего поведения;

- низкая работоспособность;

- стереотипность поведенческих реакций на основе инертности нервных процессов.

Обозначенные проблемы создают значительные трудности в освоении предлагаемого материала на коррекционно-развивающих занятиях. Дети отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении учебной задачи, демонстрируют неусидчивость, низкую работоспособность, не могут переключиться с одного задания на другое, пытаются перенаправить деятельность по собственному усмотрению. Часто спрашивают, когда закончиться занятие. С каждым последующим упражнением снижается критичность к результату выполненного задания, преобладает формальность. Часто дети категорично отказываются выполнять упражнения, проявляют негативизм.

 Проведя сравнительный анализ особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с расстройством аутистического спектра, было установлено, что вышеперечисленные нарушения развития свойственны детям этих нозологий.

Так как визуальное расписание успешно используется в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Было принято решение апробировать визуальное расписание в качестве обозначения последовательности конкретных заданий в рамках занятий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Цель практики: «Создание условий для мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством использования визуальное расписание»

Для достижения цели определены следующие задачи:

- разработать визуальное расписание, для использования в качестве обозначения последовательности заданий в рамках коррекционно-развивающих занятии;

- апробировать визуальное расписание на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях в течение 2021-2022 учебного года;

- проанализировать возможности визуального расписания в качестве средства мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Первый этап практики:

- Разработка карточек для визуального расписания.

Были проанализированы задания, согласно модулям:

1.Модуль сенсорного развития

2.Модуль развития крупной и мелкой моторики

3.Модуль формирования элементарных математических представлений

4.Модуль развития внимания, памяти

5.Модуль развития мышления

6.Модуль развития речи, формирования коммуникативных способностей

7.Модуль развития пространственных, временных представлений

8.Модуль развития социально-бытовых навыков, представлений об окружающем мире.

А так же изучено тематическое планирование.

- Согласно теме недели подобраны карточки с рисунком, изображающим объекты темы. В соответствии с модулями подобраны карточки с рисунком, обозначающим тот или иной модуль или деятельность в рамках определённого модуля.

- Все карточки за ламинированы для возможности их многократного использования и имеют на обратной стороне магнитную полоску для крепления на поверхность магнитно-маркерной доски.

- Магнитно-маркерная доска для размещения карточек визуального расписания находится возле рабочего места ребёнка, справа возле поверхности стола, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до карточек, прикрепить или убрать их с доски.

- Карточки хранятся в контейнере для удобства их использования. Карточки с темами недели хранятся отдельно и выставляются на магнитно-маркерную доску педагогом в начале недели.

Второй этап практики:

- Апробация визуального расписания начинается с ознакомления детей с темой недели через показ карточки с рисунком, изображающим объекты темы и размещение её сверху магнитно-маркерной доски в начале занятия.  В конце занятия педагог ещё раз обращает внимание ребёнка на карточку, напоминая тему недели (задания и упражнения подбираются с учетом темы недели).

- Затем педагог знакомит ребёнка с несколькими карточками визуального расписания. Карточка присваивается к определенному виду деятельности, изначально к одному заданию. Целесообразно на первом занятии взять не больше 3-х карточек, так как у детей с ментальными нарушениями часто объём памяти ограничен тремя единицами запоминания. На следующих занятиях прибавляем по одной карточке. Количество карточек равно количеству заданий или упражнений. Для детей старшего дошкольного возраста продолжительность занятия до 25-30 минут. Количество заданий может доходить до 10-12-ти, для каждого ребёнка индивидуально. Следовательно, для введения карточек визуального расписания для всего объёма занятия понадобиться в среднем месяц обучения, если педагог занимается с ребёнком два раза в неделю.

- На последующих занятиях происходит закрепление понимания ребёнка соответствия карточки и выполняемого задания. После достаточного объёма введённых в работу карточек, педагог может предложить ребёнку самостоятельно выбрать карточки, по которым будут выполняться упражнения на занятии. При этом педагог перед занятием сам определяет, из каких заданий ребёнок будет делать выбор.

- Следующим шагом будет расширение репертуара заданий по одной и той же карточке. Например, карточка с изображение ножниц обозначает задание «Собери разрезную картинку». Сначала ребёнок складывает картинку из 2-х частей, после усвоения переходим к 3-х составным картинкам и далее, а карточка остаётся прежняя.

- Целесообразно добавить карточку, которая будет обозначать игру,  это может быть любимое упражнение, или задание, которое ребёнок выполняет с удовольствием. Эту карточку выставляем на доску и её применение возможно только после выполнения всех предложенных или выбранных ребёнком заданий. Она является дополнительным стимулом, мотивирующим познавательную деятельность ребёнка.

Третий этап практики:

Проведён анализ результатов введения визуального расписания.

- Стереотипность, повторяемость процесса выставления расписания отвечает физиологической стереотипности поведенческих реакций на основе инертности нервных процессов, вследствие чего дети успешно усваивают процесс использования визуального расписания.

-  Наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный; картинки это определённые задания и дети легче ориентируется в инструкции к этому заданию, так как уже имеют о нём представление и выполняли его, также это даёт уверенность в собственных силах.

- Визуальное расписание способствует регуляции поведения, так как педагог предлагает ребёнку самостоятельно выбрать очерёдность размещенных на доске заданий. У ребенка складывается впечатление, что он самостоятельно выбирает деятельность, выставляя предложенные карточки и используя их (учитывается стремление детей с ментальными проблемами перенаправить деятельность по собственному усмотрению.).

- Выставление карточки с выбранной игрой стимулирует ребёнка выполнять очередное задание и тем самым приближаться к желаемой игре, что помогает регулировать поведение, подчиняться требованиям педагога.

- Карточки дают возможность педагогу стимулировать работоспособность детей, он наглядно видит, что надо выполнять задание, чтобы перейти к следующему. А так же можно напомнить, что ребёнок сам выбрал это задание из всех предложенных.

- Карточки находятся в поле зрения ребёнка, смена карточек, переход к следующей, даёт возможность ребёнку переключить внимание на очередное задание. Вырабатывается устойчивость сосредоточения на задании, уменьшается отвлекаемость. Уменьшение количества карточек на доске, дает ребёнку наглядную информацию о том, что занятие приближается к концу.

Ожидаемые результаты:

-  дети испытывают потребность в познавательной деятельности, т.е. проявляют желание выполнять предложенные задания и упражнения;

- воспитанники самостоятельно используют визуальное расписание, имеют представление о его назначении;

-  с помощью карточек дети могут ориентироваться в инструкции к предлагаемому заданию;

- проявляют уверенность в выполнении заданий и упражнений;

- ребёнок на занятии демонстрирует приемлемое поведение, подчиняется требованиям педагога;

- работоспособность детей сохраняется на протяжении всего занятия;

- дети обладают достаточно устойчивым вниманием, способны переключиться на очередное задание, демонстрируют возможность сосредоточиться на выполнении упражнения, не отвлекаются на внешние факторы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА «Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями» Выполнила:г Дорогова М.В. Лесосибирск 2022г.

Слайд 2

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях . Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного образа предмета

Слайд 3

С пособ попросить помощи, обратиться с просьбой, выразить желание. С пособ упорядочить деятельность на протяжении определённого времени Расписание занятий или последовательность конкретных заданий в рамках одного занятия

Слайд 4

Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями: - низкая мотивация познавательной деятельности; - пассивное непроизвольное внимание; - небольшой объем, неустойчивость и трудности переключения внимания; - чрезмерная отвлекаемость; - преобладает непроизвольное запоминание, объем запоминания равен трем единицам; - наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный; - замедленное овладение речью; - критика к результатам своей деятельности недостаточная; - импульсивность, слабая регуляция своего поведения; - низкая работоспособность; -стереотипность поведенческих реакций на основе инертности нервных процессов.

Слайд 5

Цель практики : «Создание условий для мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством использования визуального расписания» Задачи : -разработать визуальное расписание, для использования в качестве обозначения последовательности заданий в рамках коррекционно-развивающих занятии ; -апробировать визуальное расписание на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях в течение 2021-2022 учебного года; -проанализировать возможности визуального расписания в качестве средства мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Слайд 6

Первый этап практики: Разработка карточек для визуального расписания: карточки с рисунком, обозначающим ту или иную деятельность ; карточки с рисунком изображающим объекты темы недели; магнитно-маркерная доска; контейнер;

Слайд 7

Второй этап практики: Апробация визуального расписания Карточки с темой недели Карточки к заданиям не более 3-х. + 1 на каждом последующем занятии. Самостоятельно ребёнок выбирает карточки из предложенных. Закрепление соответствия карточки конкретному заданию. Расширение репертуара заданий по одной и той же карточке. Карточка обозначающая игровую деятельность.

Слайд 8

Третий этап практики: Анализ ожидаемых результатов: дети испытывают потребность в познавательной деятельности, т.е. проявляют желание выполнять предложенные задания и упражнения; воспитанники самостоятельно используют визуальное расписание, имеют представление о его назначении; с помощью карточек дети могут ориентироваться в инструкции к предлагаемому заданию; проявляют уверенность в выполнении заданий и упражнений; ребёнок на занятии демонстрирует приемлемое поведение, подчиняется требованиям педагога; работоспособность детей сохраняется на протяжении всего занятия; дети обладают достаточно устойчивым вниманием, способны переключиться на очередное задание, демонстрируют возможность сосредоточиться на выполнении упражнения, не отвлекаются на внешние факторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Опыт моей работы по теме: Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

Развитие поисково - познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Ребёнок по своей  природе исследователь. Творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а намного раньше того времени, когда он впервые придёт  в детский сад....

Мотивация к познавательной деятельности детей дошкольного возраста

В данной презентации представлены теоретические вопросы о том что такое мотивация, её виды и цели в работ с дошкольниками.В интересной и красочной форме рассказано как в работе с детьми приминяется Те...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...

Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.У значительного большинства детей с речевыми нарушен...

Социальное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Соцмализацмя детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями...