РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_uo.docx65.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)

МАДОУ ЦРР д/с № 7

Образоваельн6ая область 

«Познавательное развитие» 

«Окружающий мир»

(старший дошкольный возраст)

Разработчик:

Учитель - дефектолог

МДОУ ЦРР д/с № 7

Пучко С.В.

Рабочая программа рассмотрена

на заседании педагогического совета

" 28 "августа 2020 г.

        

г. Калининград 2020

1. Пояснительная записка

        Программа составлена с учётом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью МАДОУ ЦРР д/с № 7. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» «Окружающий мир» «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной     недостаточностью» (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина) и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Методы освоения:

Наблюдение;

Беседа;

Игры с природным материалом,

Познавательная игротека;

Объяснение;

Показ;

Настольно-печатные игры и др.

Основная форма реализации данной программы – ОД, 1 раз в неделю продолжительностью 25 – 30 мин.

2. Цель и задачи программы,

её место в образовательном процессе

2.1. Цель освоения программы: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

2.2. Задачи:

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Углублять и расширять представления о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь) и сезонных и суточных изменениях (лето—зима, весна—осень, день— ночь, утро—вечер) связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений.

Формировать экологические представления (люди, растения и животные: строение тела, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой — обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным (день, ночь) и сезонным (лето, зима) изменениям в природе, отношение человека к растениям и животным).

Знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

2.4. Требования к уровню освоения содержания программы

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

3. Объём программы и виды образовательной работы

Тематическое планирование 

Таблица 1

Тема

Количество часов

Задачи

Раздел 1   Мир животных        9

Зимующие птицы

1

Закреплять  знания детей о зимующих птицах, об отличительных признаках (окраска перьев, способ передвижения); познакомить с условиями жизни птиц, воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать зимой

Домашние животные

1

Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, повадки,  пища, польза, приносимая людям); как заботиться о животных

Дикие животные

1

Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, их повадки, пища, жилище); умение узнавать и называть животных и их детенышей. Закреплять умение различать диких и домашних животных.

Зоопарк. Животные жарких стран. Животные севера.

1

Уточнять и расширять представления детей о животных севера и жарких стран, их детенышах (внешний вид, пища, польза, приносимая людям); как заботятся о животных в зоопарке

Жители морей и океанов.

1

Уточнять и расширять представления детей о представителях водной фауны (внешний вид, пища, польза, приносимая людям); как заботиться о животных

Перелетные птицы

1

Расширять знания детей о перелетных птицах (название); познакомить с жизнью разных птиц (гнездование, выведение птенцов), отличительные признаки.

Домашние птицы

1

Закреплять знания детей о домашних птицах (где живут, внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят); упражнять в назывании домашних птиц и их питомцев; учить сравнивать домашних птиц с дикими, находить признаки сходства и различия

Рыбы пресноводных водоемов и аквариумов

1

Обогащать и уточнять знания детей об обитателях водоемов и аквариумов (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят); учить находить признаки сходства и различия

Насекомые

1

Расширять и уточнять знания (словарь) детей о насекомых, их характерных признаках, строении (название отдельных частей тела); развивать умение видеть признаки сходства и различия; польза и вред насекомых для людей и растений.

Раздел 2  Мир растений          6

Деревья, кустарники

1

Расширять и уточнять знания, словарь детей по теме.

Овощи, огород

1

Расширять и уточнять знания детей об овощах, где растут овощи, как за ними ухаживают; развивать умение видеть признаки сходства и различия.

Фрукты, сад

1

Расширять и уточнять знания (словарь) детей о фруктах, где растут, как собирают; развивать умение видеть признаки сходства и различия. Закреплять умение различать фрукты и овощи.

Лес, грибы, ягоды

1

Познакомить детей с грибами, ягодами; с понятием «съедобный» и «несъедобный»; уточнять представления о значении леса в жизни человека, воспитывать бережное отношение к природе.

Комнатные растения

1

Познакомить детей с комнатными растениями (герань, бегония, фиалка); учить находить и называть части растений (стебель, лист, бутон, цветок, корень); учить ухаживать за комнатными растениями с помощью взрослых

Цветы (луговые. полевые, лесные, садовые)

1

Закреплять знания детей о цветах, их названия, назначение в жизни человека, строение.

Раздел 3 Явления (стихии) природы 4

Осень

1

Закреплять знания детей о временах года, закреплять названия месяцев осени; систематизировать представления об осени и отличительных признаках осени. Учить устанавливать причинно – следственные связи.

Зима

1

Закреплять знания детей о временах года,  закреплять названия месяцев зимы; систематизировать представления о зиме, продолжить знакомить детей с зимними явлениями в природе.

Весна

1

Закреплять знания детей о временах года, закреплять названия месяцев весны; систематизировать представления о весне и изменениях в природе.

Лето

1

Закреплять знания детей о временах года, закреплять названия месяцев лета; систематизировать представления о лете

Раздел 4  Мир человека          17

Наш любимый детский сад.

1

Закреплять знания детей о зданиях (кол-во этажей, подъездов, входов); назначениях и названиях помещений детского сада (групповая комната, музыкальный зал, спортивный зал, кабинеты), правила поведения в д/с, профессии – воспитателя, врача, помощника воспитателя, заведующего.

Игрушки

1

Систематизировать знания детей об игрушках; формировать общее понятие «игрушки», виды игрушек и игр.

Человек, наше тело

1

Уточнять и закреплять знания детей о себе, о своем теле (части тела, органы чувств, для чего они предназначены)

Семья

1

Уточнять и закреплять знания детей о себе, своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи)

Одежда, обувь, головные уборы

3

Закреплять знания детей о называниях предметов одежды, обуви, головных уборов и их деталях. Формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года и пола (женская, мужская); закреплять умение правильно соотносить конкретные предметы к понятию «одежда», «обувь», «головной убор»

Новый год

1

Расширять знания детей о празднике Новый год, атрибуты Нового года (елка, игрушки, подарки и т.д.)

Транспорт

2

Закреплять знания детей о разных видах  транспорта (водный, наземный, воздушный), с профессиями людей, работающих на транспорте, упражнять в сравнении (самолет и теплоход, летчик и моряк)

Продукты

1

Познакомить детей с разными видами продуктов (мясные, молочные, хлебобулочные). Воспитывать бережное отношение к продуктам.

Бытовая техника. Посуда

1

Закреплять знания детей о различных видах посуды (столовая, чайная); назначением посуды. Бытовая техника дома, ее название и назначение, техника безопасности при работе с бытовой техникой.

Инструменты. Мужские профессии. Женские профессии

1

Обогащать (уточнять и закреплять) знания детей о профессиях: женскими и мужскими (военными).

Мебель

1

Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели, ее частях, учить правильно обставлять комнату по ее назначению.

Космос. День космонавтики

1

Познакомить детей с планетой Земля, спутниками Земли; праздником Днем космонавтики.

День Победы

1

Обобщить материал по теме «День Победы». Воспитание патриотизма.

Мой город, улица Правила дорожного движения

1

Закреплять знания детей о нашем городе, достопримечательностях, о домашнем адресе. Обобщить материал по теме ПДД

ИТОГО

36

4. Содержание раздела

«Окружающий мир»

Раздел 1 «Мир животных» Животные, птицы, насекомые (строение тела, способ передвижения, питание, повадки, среда обитания). Животные и птицы дома и в лесу. Забота о животных и птицах. Многообразие насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары), защита от насекомых (мошек, комаров, мух).

Человеческая        семья        и        семья        животного        —        сходство        и        различия.        Родственные взаимоотношения в семье животного и человека: как люди, так и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут, и т. п. (на примере наиболее известных домашних и диких животных).

Изменения в жизни животных и человека в зависимости от времени года и суток. Изменения внешнего вида в процессе роста и развития животных и человека.

Раздел 2 «Мир растений» Взаимосвязь и взаимозависимость жизни человека и мира природы. Растения — живые организмы. Наблюдения за ростом растений дома, на улице, в помещении, природном уголке. Растения весной. Цветение и плодоношение. Сад и огород. Лес.

Разнообразие растений (выбор растений зависит от местных природных условий). Деревья,

кусты, цветы (на участке, в лесу, степи, тайге, парке...).

Растения в природном уголке и дома. Общее в жизни человека и растений (спят, питаются, дышат...).

Заботливое отношение человека к растениям.

Изделия из дерева: постройки, мебель, посуда, игрушки, украшения.

Раздел 3 «Явления (стихии) природы» Огонь, вода, земля, воздух. Их значение в жизни природы и человека. Река и пруд как экосистемы. Жизнь в воде. Явления природы зимой и лето (снег, дождь, туман, гололед). Вода в реке, в посуде, ванночке, тазу, в луже и т. п. Осторожность в поведении на воде. Огонь свечи, огонь в печке и т. д Опасность огня. Осторожность в обращении с огнем. Добрый огонь. Земля на участке, в цветочном, горшке и т. д. Ветер зимой и летом. Значение в жизни человека наиболее известных видов минералов (песок, глина, камни, соль). Строительный материал, материал для изготовления посуды и пр. Игры ребенка с песком, глиной, камнями. Предметы повседневного обихода из глины, камня. Изделия из камня и глины: постройки, посуда, игрушки, украшения. Солнце, луна, тучи, небо, звезды. Движение светил (в течение суток). Наблюдения за движением солнца, луны, звезд на небе. Их значение в жизни детей и взрослых, растений и животных. Солнце зимой и летом. Мороз и жара. Тучи, дождь и снег. Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказки о небесных светилах,  о явлениях природы.

Раздел 4 «Мир человека» 

Раздел 4.1 «Я  ребенок» Создавать условия для развития образа Я, формировать представления о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», это мои руки — я умею...» и т. д.);

Мое тело. Голова (глаза, нос, рот, уши), шея, туловище, руки, ноги. Я смеюсь, радуюсь, плачу, печалюсь. Я играю, мои любимые игрушки. Моя кукла — чем она похожа на меня, чем отличается. Моя одежда, обувь зимой и летом. Одежда, обувь, посуда, мебель для меня и для моей мамы (папы). Я помогаю маме. Я — сын (дочь), внук (внучка).

Раздел 4.2 «Ребенок в семье» Семья. Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Любовь, доброе (заботливое) отношение членов семьи друг к другу. Занятия и труд членов семьи — что умеют делать мама, папа, бабушка и т. д. («Мой папа работает слесарем в гараже...»). Наблюдения за трудом взрослых с последующим разыгрыванием ситуаций в ролевой и театрализованной игре, с отражением представлений в продуктивных видах деятельности.

Общие праздники в семье (Новый год, дни рождения). Семейный альбом — фотографии членов семьи. Жизнь семьи вне дома: покупка продуктов в магазине и на рынке, прогулки в парке, поход в театр, в цирк, в гости и др. Знать свои имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестер, бабушки и дедушки. Познакомить детей с трудом родителей: где и кем работают его родители, что они делают на работе; закрепить знания о занятиях братьев и сестер (ходят в детский сад, школу, на работу).

Раздел 4.3 «Ребенок и его дом» Домашний адрес. Дом и домашний очаг. Основные предметы быта и убранство дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, элементарные предметы народного творчества). Разнообразие целевого назначения предметов быта (посуда столовая, чайная и т. д.; мебель для кухни и комнат). Игры детей дома с родными. Домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде. Бытовая техника (знание двух-трех предметов), правила обращения с бытовой техникой, правила безопасности. Любимые игрушки и настольные игры. Продолжать расширять и обогащать знания детей о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах).

Раздел 4.4 «Ребенок в детском саду» Детский сад. Адрес детского сада. Разные помещения детского сада.

Взрослые и их имена, основные занятия. Совместные игры детей. Мальчики и девочки группы. Друзья. Рассматривание фотографий, отражающих совместные игры, занятия, досуг, прогулки, праздники и развлечения.

Участок детского сада. Игрушки для игр на прогулке. Участок детского сада зимой и летом. Игры детей на прогулке зимой и летом.

Общие праздники, игры и развлечения в детском саду (Новый год, дни рождения детей, Рождество проводы зимы и осени, спортивные праздники). Иметь представление о труде взрослых детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, педагога - дефектолога, врача, медсестры.

Раздел 4.5 «Ребенок и макросоциальное окружение» Мой двор. Моя улица. Дорога в детский сад. Транспорт (автобус, машина, грузовик, трамвай, самолет). Зоопарк. Магазины (овощной, продуктовый, хлебный, игрушек, одежды). Медицинский кабинет, больница. Профессии (продавец, кассир, парикмахер, врач, медсестра, шофер).

4.1. Диагностика освоения содержания программы

Методы диагностических исследований: - наблюдение.

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий.

5. Методическое обеспечение программы

5.1. Основная литература

Таблица 2

№ п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город,        издательс-тво, год издания

Кол экз.

1.

Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева,

«Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»

М.: Просвещение, 2011

1

2.

Л. Баряева

«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»

С-П.: КАРО, 2009

1

3.

Морозова И.А., Пушкарева М.А.

«Ознакомление с окружающим миром»

М.: Мозаика-Синтез, 2011.

1

5.2. Дополнительная литература

Таблица 3

№ п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год издания

Кол-во экз.

1

Николаева С.Н

Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.

М., Новая школа, 1995

2

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.

Мир, в котором я живу.

М., Сфера, 2006

3

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий в ст. группе д/с. Экология

Воронеж, 2008

4

Николаева С.Н

Юный эколог

М., Мозаика-синтез, 2010

5.3. Средства обеспечения для освоения программы 5.3.1. Аудио- и видео- пособия

Таблица 4

Вид аудио- и видео- пособия

Наименование пособия

видеофильм

Кино-фильм

слайды

аудио-пособие

+

презентации

+

СД с интерактивными играми

Календарный учебный график реализации образовательной области

«Познавательное развитие» 

«Окружающий мир»

Содержание

старший дошкольный возраст

Количество групп

1

Начало учебного года

1 сентября 2020 года

Окончание учебного года

31 мая 2021 года

Всего недель учебных

36 недель

Каникулы

1,2 неделя января 1,2 неделя мая

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Дни занятий

Пятница

Время занятий

9.00 – 9.25(30)

Недельная образовательная нагрузка, ОД

1 раз в неделю

Мониторинг

Сентябрь, май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (синдром Дауна)

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования  для детей с умственной отсталостью (синдром Дауна). Полностью с Программой можно на сай...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет (разновозрастная дошко...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет на 2020 - 2021 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образованиядля детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 летна 2020 - 2021 учебный год   (...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет на 2021 - 2022 год (разновозрастная дошкольная группа компенсирующей направленности)

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе Примерной  адаптированной  основной  образовательной  программы  дошкольного образования для детей с умст...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет на 2021 - 2022 учебный год

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми разновозрастной дошкольной группы от 4 до 7 лет, имеющими лёгкую (умеренную) умственную отсталость....

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБДОУ "ДС" Белочка" г. Тарко - Сале Пуровского района

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБДОУ "ДС" Белочка" г. Тарко - Сале Пуровско...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (далее - Программа) МБОУ «Прогимназия «Эврика» (далее ...