Картотека игр дл детей с дцп
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Людмила Михайловна Мацуева

КАРТ КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Время

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактические игра «Когда это бывает» (части суток)

Дидактическая задача: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Игровая задача: правильно определяют часть суток.

Оборудование. Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры: Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Игровая задача: рассказывают про времена года.

Оборудование: картинки по временам года.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

 

 

Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»

Дидактическая задача: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Игровая задача: досказывают названия частей суток, катают мяч.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: - Мы завтракаем утром, а обедаем... Дети называют пропущенное слово.- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…

 

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

 

Дидактическая игра «Часы и время»

Дидактическая задача: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.

Игровая задача: быстро и правильно называют время, отмечают на циферблате.

Оборудование: Циферблаты изготовленные из дисков с наклеенными цифрами. Карточки и изображением времени. Минутная и секундная стрелочки.

Ход игры: В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.

Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.

Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время - дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.

 

 

Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»

Дидактическая задача: закрепить знания о днях недели, частях суток.

Игровая задача: быстро и правильно отвечают на вопросы о временах года.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Воспитатель и прокатывает мяч по полу одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна.. .

- Утром я пришла на работу, а вернулась домой.. .

- Если вчера была пятница, то сегодня.. .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

 

 

Пространство

 

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Вверху – внизу. Кто выше?»

Дидактическая задача: Развитие пространственных представлений.

Игровая задача:

Оборудование: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, в разных местах таблицы пришиты крючки. Фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д

Ход игры: Ребенок вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на картоне так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться.

 

 

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Что я загадал?»

 

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).

Игровая задача: загадать предмет в группе.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в группе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например: «Это висит на стене? Да. Это висит на дальней стене? Нет. Это висит рядом со шкафом? Да. Это часы? Да». Затем дети меняются ролями.

 

Дидактическая игра «Графический диктант»


Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.

Оборудование: бумага, карандаш.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось.

 

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

 

Дидактическая игра «Веселые фигуры»


Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расселить геометрические фигуры.

Оборудование: лист бумаги, карандаши, геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расселить геометрические фигуры на листе бумаги. Воспитатель задаёт инструкцию: «Вдоль верхней стороны листа слева на право провидите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом). В верхнем левом углу нарисуйте круг красного цвета (в нижнем левом углу – квадрат синего цвета, в верхнем правом – треугольник желтого цвета, в нижнем правом – прямоугольник зеленого цвета, в середине листа – оранжевый овал)».

 


Дидактическая игра «Незнайка ищет дом»

 

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги) и отражать в речи пространственное расположение.
Игровая задача: найти дом Незнайки.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что Незнайка потерялся и не может найти путь домой. Воспитатель сообщает, что адреса каждого из домов зашифрованы на схемах пути, путь к домику обозначен красной линией. Вот по ней то и нужно найти домик Незнайки, красные линии расположены в разных направлениях. Сначала воспитатель демонстрирует образец прохождения пути на своём примере. Затем просит провести красную линию по дорожке, согласно их схеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_vremya_i_prostranstvo_detey_s_dtsp.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Время

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактические игра «Когда это бывает» (части суток)

Дидактическая задача: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Игровая задача: правильно определяют часть суток.

Оборудование. Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры: Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Игровая задача: рассказывают про времена года.

Оборудование: картинки по временам года.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»

Дидактическая задача: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Игровая задача: досказывают названия частей суток, катают мяч.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: - Мы завтракаем утром, а обедаем... Дети называют пропущенное слово.- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Часы и время»

Дидактическая задача: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.

Игровая задача: быстро и правильно называют время, отмечают на циферблате.

Оборудование: Циферблаты изготовленные из дисков с наклеенными цифрами. Карточки и изображением времени. Минутная и секундная стрелочки.

Ход игры: В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.

Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.

Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время - дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.

Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»

Дидактическая задача: закрепить знания о днях недели, частях суток.

Игровая задача: быстро и правильно отвечают на вопросы о временах года.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Воспитатель и прокатывает мяч по полу одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна.. .

- Утром я пришла на работу, а вернулась домой.. .

- Если вчера была пятница, то сегодня.. .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

Пространство

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Вверху – внизу. Кто выше?»

Дидактическая задача: Развитие пространственных представлений.

Игровая задача:

Оборудование: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, в разных местах таблицы пришиты крючки. Фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д

Ход игры: Ребенок вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на картоне так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Что я загадал?»

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).

Игровая задача: загадать предмет в группе.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в группе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например: «Это висит на стене? Да. Это висит на дальней стене? Нет. Это висит рядом со шкафом? Да. Это часы? Да». Затем дети меняются ролями.

Дидактическая игра «Графический диктант»


Дидактическая задача:
развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.

Оборудование: бумага, карандаш.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Веселые фигуры»


Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расселить геометрические фигуры.

Оборудование: лист бумаги, карандаши, геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расселить геометрические фигуры на листе бумаги. Воспитатель задаёт инструкцию: «Вдоль верхней стороны листа слева на право провидите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом). В верхнем левом углу нарисуйте круг красного цвета (в нижнем левом углу – квадрат синего цвета, в верхнем правом – треугольник желтого цвета, в нижнем правом – прямоугольник зеленого цвета, в середине листа – оранжевый овал)».


Дидактическая игра «Незнайка ищет дом»

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги) и отражать в речи пространственное расположение.
Игровая задача: найти дом Незнайки.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что Незнайка потерялся и не может найти путь домой. Воспитатель сообщает, что адреса каждого из домов зашифрованы на схемах пути, путь к домику обозначен красной линией. Вот по ней то и нужно найти домик Незнайки, красные линии расположены в разных направлениях. Сначала воспитатель демонстрирует образец прохождения пути на своём примере. Затем просит провести красную линию по дорожке, согласно их схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека игр для детей по тее "домашние птицы" для детей 3-4 лет

Подборка игря для детей с нарушением зрения 3-4 лет по теме "Домашние птицы"...