Нетрадиционные логопедические технологии. Использование камешков Марблс.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Перфильева Евгения Юрьевна

Камешки являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:

- развивать мелкую моторику;
- упражнять в ориентировке на плоскости листа;
- упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
- обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
- развивать связную и фразовую речь;
- упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;
- проводить работу по автоматизации (дифференциации) поставленных звуков;
- развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;
- развивать мышление, внимание и память;
- развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление  учителя-логопеда МБДОУ №36 Перфильевой Е.Ю.

Ещё одной из нетрадиционных логопедических технологий является использование камешков Марблс в различных логопедических играх.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») – небольшая сферическая игрушка, обычно – разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.

Камешки Марблс плоские, не перекатываются, ребёнку удобно выкладывать их на поверхности. Они красивые, гладкие, прозрачные или матовые, разных форм и расцветок. Обладают они и расслабляющим эффектом. Детям хочется к ним прикоснуться, поиграть с ними.


         Камешки являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач: 

- развивать мелкую моторику;
- упражнять в ориентировке на плоскости листа;
- упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
- обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
- развивать связную и фразовую речь;
- упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;
- проводить работу по автоматизации (дифференциации) поставленных звуков;
- развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;
- развивать мышление, внимание и память;
- развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.

Предлагаем использовать камешки Марблс для организации следующих игр.

Игры на автоматизацию (дифференциацию) звуков.

Основная цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. И лучше всего это достигается в игре с камешками. Варианты игр разнообразны и используются с учетом автоматизируемых звуков. 

Использование игр на автоматизацию (дифференциацию) звуков способствует следующим умениям:

- согласовывать существительные с числительными,

- произносить словосочетания и предложения,

- классифицировать и употреблять обобщающие понятия,

- упражняться в словоизменении,

- работать над предлогами.

Игры (представлены в копилке): «Улитка», «Сыщики», «Посчитай-ка», «Лабиринт», «Четвёртый лишний» и др.

Игры на формирование слоговой структуры слова.

Камешки Марблс также становятся неотъемлемой частью игр для отработки слоговой структуры слова. Здесь используется готовый наглядный вариант с подсказками. Ребенок по слогам произносит слова, по очереди выкладывая камешки из двух, трех, четырех слогов, в зависимости от уровня нарушения. Картинки меняются по мере усложнения. Либо выкладываются камешки без зрительной опоры, опираясь на память.

Игры представлены в копилке. 

Игры на развитие фонематических процессов и подготовка к обучению грамоты.

Игры, где надо найти божьей коровке «пятнышки» или прикрепить ягодки на веточку смородины, учат детей выделять первый и последний звук в слове, определять гласный он или согласный, твёрдый или мягкий, а также подбирать слова на заданный звук.

 Кроме этого идёт работа по подготовке детей к обучению грамоты. Игры с использованием камешек закрепляют знания букв, учат не путать буквы, правильно выкладывать «сломанную» букву по контуру, самостоятельно выкладывать знакомые буквы и т.п.

Игры (представлены в копилке): «Цветочная полянка», «Волшебный мешочек», «Божья коровка», «Звуковая мозаика»; «Буквы», «Зеркало» и др.

Игры на развитие грамматического строя.

Игры с камешками на развитие грамматического строя носят комплексный характер, и в процессе коррекции происходит овладение следующими навыками:

- согласование прилагательных с существительными разных родов;

- правильное употребление местоимений «он, она, они»;

- образование формы Р.п. у существительных разных родов и чисел;

- согласование местоимений «мой, моя, мои, моё» с существительными разных родов единственного и множественного числа;

- расширяется и обогащается словарный запас.

Игры (представлены в копилке): «Помоги Маше сварить варенье», «Из чего?», «Посчитай сколько», «Чудесный мешочек» и др.

Так, с камешками Марблс детям становится интересней и увлекательней, они помогают скрасить однотипность упражнений, применяемых на логопедических занятиях.

Общий вывод: таким образом, логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, неутомительными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные методы в работе логопеда

Слайд 2

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Камешки Марблс (англ. Marble ,также означает «мрамор») – небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие .

Слайд 4

Задачи: - развивать мелкую моторику; - упражнять в ориентировке на плоскости листа; - упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными; - обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов; - развивать связную и фразовую речь; - упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы; - проводить работу по автоматизации (дифференциации) поставленных звуков; - развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие; - развивать мышление, внимание и память; - развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

Слайд 5

Игры на автоматизацию звуков Умения: - согласовывать существительные с числительными; - произносить словосочетания и предложения; - классифицировать и употреблять обобщающие понятия; - упражняться в словоизменении; - работать над предлогами.

Слайд 6

Игры на автоматизацию звуков

Слайд 7

Игры на формирования слоговой структуры

Слайд 8

Игры на развитие фонематических процессов и подготовка к обучению грамоте.

Слайд 9

Игры на развитие грамматического строя. Навыки: - согласование прилагательных с существительными разных родов; - правильное употребление местоимений «он, она, они»; - образование формы Р.п . у существительных разных родов и чисел; - согласование местоимений «мой, моя, мои, моё» с существительными разных родов единственного и множественного числа; - расширяется и обогащается словарный запас.

Слайд 10

Игры на развитие грамматического строя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда

  Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира...

Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР

Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР...

Консультация «Технология использования камешков Марблс в работе с детьми»

воспитатель  Одна из самых популярных детских игр на Западе - это игра в камешкиили,  как  ее  еще  называют,  игра  в  марблс....

Консультация «Технология использования камешков марблс в работе с детьми»

Консультация «Технология использования камешков марблс в работе с детьми»...

Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в коррекции речевых нарушений

Мастер - класс для родителей: "Камешки Марблс - разноцветная радость для детей"...

Мастер-класс «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»

Мастер-класс «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»...