Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

В настоящее время проблема социализации связана с:

•                     Интенсивным темпом жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляет времени для живого общения с детьми.

•                     с отсутствием у детей навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

•                     нарушением речевой функции, что влечет за собой несформированность коммуникативных навыков, а в дальнейшем и социализации в обществе.

Речевой фактор является очень важным в процессе формирования поведенческих основ личности в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ

Учителя-логопеды МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 49 «Родничок»:

Е.А Котова, Р.С. Сайфуллина, Е.В. Чернова.

Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли: родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.

Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально- коммуникативной компетентности ребенка.

Степень социализации личности ребенка является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики ребенка обращал большое внимание на то, что слабое развитие речи ограничивает общение ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть

культурой, социальным опытом человечества.

Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Рассматривая понятие "социализация" нужно отметить, что оно включает в себя процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей определенной социальной группе и обществу в целом. Это позволяет ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений. Особенность социализации в дошкольном возрасте - формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных игровых контактов.

Для успешной социализации дошкольника в современном обществе необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

  1. интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
  2. способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
  3. сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Развитие социально – коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике.

Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитания, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях детей.

В настоящее время проблема социализации связана с:

  • Интенсивным темпом жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляет времени для живого общения с детьми.
  • с отсутствием у детей навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
  • нарушением речевой функции, что влечет за собой несформированность коммуникативных навыков, а в дальнейшем и социализации в обществе.

Речевой фактор является очень важным в процессе формирования поведенческих основ личности в обществе. Процесс формирования речевого фактора выглядит так: коммуникативные соучастники, находясь в рамках своей социальной структуры, учатся применять различные речевые сообщения, что помогает им адекватно взаимодействовать друг с другом.

В  рамках  ФГОС        более  пристальное  внимание        должно быть удалено достижению целей и задач социально – коммуникативного развития.

Одной из основных целей в дошкольном возрасте является развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ через речевые игры и упражнения.

Задачи:

 Развивать:

  • артикуляционную моторику;
  • речевое дыхание;
  • звуковую культуру речи.

 Обогащать импрессивный и экспрессивный словарь.

 Формировать:

  • грамматически правильное высказывание, связную речь;
  • доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми.

Роль воспитателя в процессе развития социально – коммуникативных навыков посредством игр:

  • Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать.
  • Учить        детей        сообщать,        передавать        информацию        в        процессе межличностного общения.
  • Развивать эмоционально –ценностное восприятие окружающего мира.
  • Познакомить        с элементарными нормами и правилами поведения в социуме.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является     умение     взаимодействовать        со сверстниками и старшими. Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребёнка.

Речевые игры, как средство коммуникативного развития и социализации:

  • Дидактические,        настольно-печатные        -        развивают        познавательную активность, мышление, речь, внимание, память, наблюдательность.
  • Словесные - дают богатый материал для диалогической речи. Обогащают импрессивный и экспрессивный словарь Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре.
  • Речедвигательные – способствуют координации речи с движением; общей и мелкой моторики.
  • Сюжетно-ролевые – формируют культуру общения, развивают связную

речь.

  • Конструктивные        –        способствуют        организации        деятельности        в

микрогруппе,        умению        договариваться,        задавать        вопросы,        принимать        решение членов группы.

  • Компьютерные игры – развивают психологическую базу речи
  • Театрализованные        –        обогащают        общение        эмоционально        – интонационной окраской, художественным словом.

 Примеры речевых игр, направленных на развитие социально-

 коммуникативных навыков.

Дидактические, настольные игры:

  • «4 лишний»;
  • «Доскажи словечко»
  • «Придумай слово на заданный звук»
  • «Слоги слово загадали»
  • «Что в начале, что в конце»
  • «Что изменилось»
  • «Чего не стало»
  • «Исправь ошибку»
  • «Назови одним словом»
  • «Семейка слов»
  • «Ребусы», «Кроссворды»
  • «Отгадай загадку»
  • «Скажи наоборот»
  • «Назови ласково»
  • «Один много»
  • «Мой, моя, моё, мои» и т.д.

Речедвигательные игры:

  • «Пальчиковая гимнастика»
  • «Физминутки, динамические паузы»
  • «Артикуляционная гимнастика в игровой форме»
  • «Дыхательная гимнастика в игре»
  • «Игры на просодику»
  • «Логоритмика» и т.д.

Сюжетно – ролевые игры способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершению разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения (Семья. Больница. Школа. Магазин. Парикмахерская. Транспорт и др.)

Компьютерные игры – современные информационно-компьютерные технологии направленные на формирование и развитие психологической базы речи, дыхания, звукопроизношения, фонематических процессов, связного высказывания. (Игры для тигры. Учимся говорить правильно и т.д.)

Конструктивные игры, способствуют организации деятельности в микрогруппе, умению договариваться, задавать вопросы, принимать решение членов группы (пазлы, мозаики, разрезные картинки, вкладыши, ЛЕГО и т.д.)

Театрализованные игры являются эффективным средством социализации дошкольника. В данной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Формируется интонационная выразительность речи. Дети знакомятся с художественным словом, нормами и правилами речевого общения.

Речевые игры дошкольника разнообразны, все они очень важны в развитии социально – коммуникативных навыков.

Таким образом, речевые игры как средство социально – коммуникативного развития детей способствуют формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...

Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста"

Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста" расчитан на детей старшей-подготовительной группы....

Игра, как средство социализации детей дошкольного возраста.

Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что дошкольный возраст является ...

Презентация "Игра - как средство социализации детей дошкольного возраста"

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание буду...

«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...

Презентация "Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Презентация "Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"...

Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ

Цель: развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ через речевые игры и упражнения...