Коррекционная деятельность с дошкольниками средней группы с нарушениями зрения.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Макеева Анастасия Евгеньевна

Тема занятия «Птичья семья»

Цель: закрепить и систематизировать представления о домашних птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptichya_semya_dlya_otpravki.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная деятельность с дошкольниками средней группы с нарушениями  зрения.

Тема занятия «Птичья семья»

Цель: закрепить и систематизировать представления о домашних птицах.

Задачи:

  1. образовательные:
  • закреплять знания и названия домашних птиц и их птенцов;
  • познакомить с  название птичьей семьи (утиная, куриная);
  • формировать способы зрительного восприятия: зрительно различать, называть, анализировать изображения домашних птиц и соотнесение их с игрушками.
  • развивать внимание, речь, память у детей с нарушением зрения;  
  • развивать умение сравнивать, выделять отличительные признаки домашних птиц;
  1. коррекционно – развивающие:
  • закреплять умение определять пространственные положения предметов (вверху, внизу, слева, справа) и практическую ориентировку на микроплоскости с использованием  предлогов (за, на, в, перед);
  • формировать умение расставлять игрушки по словесной инструкции педагога и словесно обозначать их расположение;
  • развивать  мелкую моторику пальцев рук, посредством работы  с дорожками и  лабиринтом;
  • развивать зрительное внимание, память и слуховое восприятие;
  1. воспитательные:
  • воспитывать  у детей желание помогать;
  • воспитывать желание отвечать на вопросы педагога развернутым предложением;
  • продолжать приучать детей слушать и слышать указания педагога.

Предварительная работа

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц и их семей.
  2. Составление совместно с педагогом сравнительных описательных рассказов о домашних птицах «Утка и курица».

Ход занятия

 Организационный момент. Появляется  девочка Маша (кукла би-ба-бо на руке у дефектолога) Маша: «Помогите! Бабушка с дедушкой ушли в лес, попросили присмотреть за птицами на птичьем дворе! Но там творится что-то невероятное!»

Основная часть.

Учитель-дефектолог: Ребята, поможем Маше? (Да!) Машенька мы с детьми обязательно отправимся на птичий двор, и обязательно поможем тебе. Но сначала нам с детьми надо узнать кто живёт на птичьем дворе.

Учитель-дефектолог: Ребята присаживайтесь на стулья и приготовьте ушки, чтобы услышать первую птицу (звучит кудахтанье  курицы). Вы узнали кто это? (Кто так кудахчет?) – конечно это курица (вывешивает на доску иллюстрацию курицу с цыплятами). Слушайте, кто это? (Кукарекает петух) Курица и петух, а как называют их птенцов? (цыплята) – это куриная семья (проговариваем с детьми).

Слушайте, кто ещё живёт на птичьем дворе (звучит  крякание) Узнали кто это? – конечно это утка (вывешивает иллюстрацию утки с утятами). Кто знает как называют утку папу? (вывешивает иллюстрацию селезня) – правильно, селезень (обращаем внимание на голову и шею – зелёного цвета). Утка, селезень,  а их птенчики? (утята) – это всё утиная семья (проговариваем с детьми).

  Дидактическое упражнение «Чем похожи и чем отличаются?»

Рассматривают цветные иллюстрации курицы и утки.

Учитель-дефектолог: Кто это? Как одним словом можно назвать и курицу, и утку? (домашние птицы)

- Почему их называют домашними птицами? (живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает: строит им жильё, кормит, разводит птиц)

 - Чем похожи эти домашние птицы? – Варианты детей. (Показывает картинку - части тела птиц на доске).

- Как вы думаете, чем покрыто тело курицы, утки, петуха? – перьями.

- Чем отличаются утка эти домашние птицы? Посмотрите на шею, у утки какая шея? – длинная, а у курицы –  короткая). Посмотрите на клюв. Чем отличаются? (ответы детей). Предлагает детям рассмотреть лапы у курицы.

- Для чего курице такие лапы (на конце когти)? (Разгребать землю, искать червячков, зёрнышки).

- Посмотрите на лапы утки. У утки лапы имеют перепонки, которые помогают им быстро передвигаться по воде. Значит утки умеют плавать, а курицы и петух - ? (Не умеют).

Физкультурная минутка. «Кто как кричит?» (Дети идут на ковёр)

- Давайте походим вразвалочку, как уточка. (Действия детей и договаривают) 

Наши уточки с утра          (Кря-кря-кря)

Наши курочки с утра        (Ко-ко-ко)        

А как Петя – петушок      (идём важно, поднимая ноги высоко)

Ранним рано поутру

Нам споёт?                        (Ку-ка-ре-ку)                        

Учитель-дефектолог: Вот теперь мы знаем как выглядят утка и курица и готовы отправиться на птичий двор и навести порядок.

 Подвожу детей к столу-песочнице, на котором выставлены игрушки - домашние птицы.

- Каких птиц мы видим на птичьем дворе? (курицу, уток, петуха). 

Дидактическое упражнение «Птичий двор»  

Учитель-дефектолог: Ребята, мне Машенька просит нас расставить всех птиц по местам. Слушайте меня внимательно!

-  Варя возьми курицу и поставь за белый забор. Скажи полным ответом, куда ты поставила курицу? (ответ ребёнка)

- Никита возьми петуха и поставь его на курятник – дом для куриц и петухов. Скажи куда ты поставил петуха? (ответ ребёнка)

- Лиза возьми утку и расположи её в озеро. Скажи где находится  утка? (полным ответом)

- Ваня какая птица осталась. Правильно, селезень! Возьми его и поставь перед озером. Куда ты поставила селезня? (ответ ребёнка)

Учитель-дефектолог: (девочка – игрушка Машенька плачет). Ребята, Машенька шепчет, что кто-то пропал! Посмотрите внимательно, кого не хватает на птичьем дворе? (цыплят и утят). Они потерялись надо скорее их найти, ведь они совсем маленькие.

Учитель-дефектолог: Давайте, найдём их! Поднимите правую руку и возьмите соседа справа. Отправляемся искать. (Все вместе идут змейкой по ковру и проходят к фланелеграфу) – присаживайтесь.  

Учитель-дефектолог: Ребята, найдите глазками цыплёнка, где он находится? Как сказать - наверху или внизу? Справа или слева? (дети отвечают: наверху, слева). Найдите курицу, где она? (наверху, справа)

Зрительная гимнастика (на фланелеграфе) Дети снимают очки и кладут на поднос.         

Учитель-дефектолог: - Смотрим на цыплёнка (дефектолог показывает ориентиром на палочке). Глазами побежали вправо нашли курицу, обратно к цыплёнку – влево  ( повторяют – 3 раза, голова не двигается).

- От цыплёнка глазами смотрим к утёнку – вниз и обратно – вверх – (повторяют – 3 раза).

- От цыплёнка смотрим вправо на курицу – вниз на утку, влево на утёнка, вверх на цыплёнка (повторяют - 2 раза).

- Глазками  поморгаем. Закрыли – отдыхают глаза (Дефектолог прячет утку и  курицу за кусты, птенчиков меняет местами).

Дидактическое упражнение  «Помоги цыплёнку и утёнку найти их мам»     (на фланелеграфе)

Учитель-дефектолог: - Открываем глаза - одеваем очки. Ой, цыплёнок и утёнок гуляли по полянке и потеряли своих мам. Давайте поможем. Вы видите курицу? Где она? (за кустом) На верху или внизу? (на верху) справа или слева? (справа) А где цыплёнок? (внизу) Надо провести полоску- дорожку от цыплёнка к курице. Кто пойдёт? (ребёнок прикрепляет полоску из набора «Ларчик» Воскобовича). Молодец!

- А где же утка? На верху или внизу?...  А где утёнок?..... (выполняем аналогично)

Дидактическое упражнение «Лабиринт».

 Учитель-дефектолог: Ребята, вы молодцы справились! Машенька подсказывает - надо ещё выполнить задание и тогда птенцы найдутся. Возьмитесь за руки и пойдёмте дальше. Присаживаемся за столы.

Учитель-дефектолог: У вас на столах лежат листы с лабиринтами.  Надо помочь птенцам пройти к их мамам – провести дорожку. Сначала проведите дорожку пальчиком! Я вам подскажу ведём наверх (при необходимости показываю образец на доске). А теперь возьмите фломастеры и проведите птенцов к их мамам. Молодцы!

 Учитель-дефектолог: Ребята, послушайте, кто-то пищит. Где-то внизу! Пощупайте руками под столом - есть полочка, может там спрятались утята и цыплята? Ура мы нашли. Пошли скорее на птичий двор и вернём птенцов домой! Поставьте малышей рядом со взрослыми птицами. Проговариваем  название птичьей семьи (утиная, куриная).

Машенька радуется и благодарит детей за помощь - Ура!

Учитель-дефектолог:  С какими птичьими семьями познакомились?

- Как называют птенцов курицы? Утки?  

- Какое задание вам понравилось?

- Какое задание было трудное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками средней группы "Воздух-неведимка"

Данный конспект позволяет сформировать представления о свойствах воздуха (невидим и находится в окружающем пространстве, не имеет запаха, прозрачен)...

Непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками (средняя группа) с ипользованием ИКТ. Тема: «Весна идет»

Поиск новых, более эффективных способов освоения ребенком образовательной деятельности на современном этапе связан с широким использованием в работе информационных технологий. Такие способ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками средней группы "Колобок ищет друзей"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников средней группы по образовательной области "Познание"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками средней группы № 4

Тема: «Олимпийские кольца»Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Задачи: 1....

План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками средней группы "Зимние забавы" с использованием интерактивных технологий

Задачи: Познавательное развитие Способствовать расширению представлений о зиме(погода, природа,  забавы детей). Продолжать развивать навыки экспериментирования.  Речевое развитие Актив...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками средней группы. Тема: «Кораблик для Мишки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».Задачи: 1.Формировать представления у детей о свой...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками средней группы «Папа, мама, я – семья» (с использованием игровых технологий и ИКТ).

Формированиемпервоначальных представлений о семье, воспитывать у ребенка интерес к собственному имени, понятие «семья», что все члены семьи по отношению друг другу близкие, родные люди....