Почему молчит ребенок?
консультация по коррекционной педагогике

Важно знать, что уже с первых недель жизни ребенок распознает особенности речи матери и уже в этот период учится говорить активно. Поэтому важно начинать говорить с малышом как можно раньше. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_molchit_rebenok.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребенок молчит?

Речь нужна нам не только для общения, но и для мышления, воображения, управления своим поведением. Активная речь - когда ребенок сам говорит вслух, пассивная - когда он понимает чужую речь. Допустим, вы просите ребенка подать вам ложку, и он подает вам именно ложку, а не что-то другое. Он отличает ложку от вилки, конфету от яблока при условии, что вы сами не путаете названия. У детей развитие активной и пассивной форм речи происходит не одновременно. Сначала развивается пассивная речь, когда ребенок учится понимать слова, просто слушая окружающих, и лишь потом начинает говорить сам. Важно знать, что уже с первых недель жизни ребенок распознает особенности речи матери и уже в этот период учится говорить активно. Поэтому важно начинать говорить с малышом как можно раньше. Однако многие родители считают пустой тратой времени разговоры с младенцами, полагая, что те ничего не понимают. И это большое заблуждение, которое впоследствии может привести к беде.

Также полезны плановые визиты и к врачу-неврологу. До того, как ребенок произнесет первое слово, его речь проходит стадии гуления и лепет. Именно отсутствие этих стадий должно насторожить маму! Необходимо сразу поставить в известность врача невролога.  Задержку речевого развития «предвещают» иные сопутствующие диагнозы — обстоятельства рождения, периода беременности, генетические нарушения, повышенный или пониженный тонус мышц и пр. Есть множество причин для задержки развития речи у малышей: физиологические и психологические. Некоторые можно проконтролировать и проработать самостоятельно, а с некоторыми вам сможет помочь только специалист. Однако крайне важно разобраться и понять, что “мешает” запуску речи.

Помните, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии.

Причина 1. Индивидуальный темп

Все дети абсолютно разные и развивается каждый в своём ритме. Если ваш малыш не заговорил, а у кого-то уже слова в предложения складывает, это совсем не страшно. Каждый малыш развивается в своем темпе.  Вам не стоит волноваться из-за темповой задержки, ребенок заговорит в нужное, конкретно для него, время. Но! Обратите внимание, на индивидуальность можно “списать” лишь небольшое отставание от нормы, при условии, что в остальном его поведение, знания, умения и навыки ничем не отличается от поведения обычного ребенка,— не надо ждать чуда. Ждать так же не надо, потому что отставание речи начинает влиять на  развитие ребенка в целом.

Причина 2. Отсутствие необходимости

Дети, ощущающие на себе гиперопеку родителей, действительно, не имеют срочной нужды выражать вербально свои пожелания. На развитие малыша оказывает влияние, как мотивация, так и ее отсутствие. Уважаемые взрослые, помните, что у ребенка должна развиться потребность говорить, а это значит, что он должен иметь возможность сказать о своем желании.

Причина 3. Педагогическая запущенность

А с кем мне говорить?

«На улице меня возят в коляске, и я сижу спиной к родителям.

Дома у меня вся комната завалена игрушками, а мама и папа разговаривают с телефоном, меня замечают, чтобы покричать, когда я делаю что - то не так.

В транспорте мне дают планшет с молча бегающими, непонятного вида, зверюшками. На улице, во время прогулки, мама встречается с подружками………»

Это не значит, что с малышом следует усиленно заниматься с самых первых месяцев. Окружите речью ребенка и формирование речевых навыков начнется само собой. Малыш не сможет расширять свой пассивный словарный запас, если не будет регулярно слышать обращенной к нему речи. Как можно больше говорите с ним. Чтобы он мог слышать речь, обращенную к нему лично, а не с экрана телевизора. Комментируйте все бытовые ситуации и события жизни малыша: купание, уборку постели, прогулку, процесс еды. Важно описывать все, что вы видите с ребенком, все, что вы делаете, и все что вы чувствуете, называя это простыми понятными ему словами. Чтение и заучивание стихов, считалочек тоже очень полезны.

Не оставляйте детей одних.

Причина 4. Двуязычная семья

Запуск речи детей-билингвов как правило идет с небольшой задержкой. Им гораздо сложнее, чем сверстникам, так как они окружены речью на разных языках.  Как правило, ребенку потребуется чуть больше времени, чтобы начать верно строить речь, так как ему нужно обособить один язык от другого.  В этом случае небольшое отставание в начале запуска речи и небольшие ошибки в грамматическом построении фраз вполне допустимы. Здесь есть важные правила: каждый родитель должен говорить с ребенком на своем родном языке и не заимствовать сам слова из другого языка. Также следует всегда «поправлять» ребенка, если он, говоря на одном языке, использует слова из другого. Нормальное развитие двуязычной речи будет формироваться при условии, если ребенок будет постоянно слышать эту речь, и если у него нет отставания в психическом развитии.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка 

Как и взрослые, дети подвержены влиянию стрессов. Ссоры между родителями, в целом неблагоприятная, конфликтная обстановка в семье или испуг могут быть причиной задержки речи. Для детей важно иметь больше позитивных эмоций, комфортный распорядок дня и покой. Сильные переживания могут способствовать задержке психического речевого развития, к заиканию. Отдельной проблемой является «госпитализм». Это синдром отсутствия речи, причиной которого отрыв от семьи из-за посещения ребенка лечебных учреждений. Синдром связан с недостатком общения и психологическим стрессом.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Временами чрезмерная настойчивость родителей в желании «разговорить» своего ребенка вызывают у него отрицание. Особенно, если ребенок имеет упрямый характер. Такое давление приводит малыша к отрицательной динамике. Он замыкается в себе и может отказаться говорить.

Да и ни к чему «насаждать» проблему. Дети ведь все чувствуют.

Лучше пойти другим путем: больше разговаривать с детьми, обсуждать с ними различные вопросы. Если вы целый день вдвоем с ребенком, то получается, что один из вас постоянно молчит. Диалога нет. В этом случае, старайтесь озвучивать свои действия. «Я иду на кухню, сейчас будем готовить суп, наденем желтую кофточку». Пойте колыбельные.Читайте ребенку перед сном коротенькие рассказы и стихи. Играйте вместе с ребенком в «Ладушки», лепите, вырезайте, рисуйте, стройте и т. д.  Разговаривайте не просто так, а по поводу совместной деятельности. В деятельности ребенок развивается всесторонне.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Немаловажную роль в формировании речи играет наследственность. Если ребенок не спешит разговаривать, можно узнать у родителей, насколько рано у них произошел запуск речи. Возможно, дело в генетике.  Но будьте осторожны, отставание в речи может повлиять на задержку психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери.

Тяжелые роды и внутриутробная гипоксия могут привести к неправильному формированию нервной системы ребенка. Сложности могут выявиться как в раннем возрасте, так и в активный период запуска речи.  Чтобы это скорректировать, нужно внимательно выполнять рекомендации специалистов.

Причина 9. Нарушения слуха. 

При формировании активного словаря нужно, чтобы малыш, первоочередно, воспринимал речь вокруг себя. У него могут появиться сложности с формированием речи, если он имеет проблемы со слухом от построения фраз, до полного отсутствия речи. Отоларинголог поможет проверить слух вашего ребенка.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется одновременно с работой речевого аппарата. Если в его работе есть проблемы, это скажется на запуске речи ребенка. Короткая уздечка, пониженный тонус мышц, слишком крупный язык и др. вызывают сложности с артикуляцией. Тревожным звонком также является частое слюнотечение у ребенка, или возникновение сложностей с пережевыванием твердой пищи.

Причина 11. Алалия

Алалия это недоразвитие речевых центров. Оно появляется в результате повреждений коры головного мозга в младенчестве или при внутриутробном развитии. Справится с этой трудностью самостоятельно невозможно. Нужна диагностика и помощь врача.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Психическое и умственное развитие неразрывно связано с формированием речи. Скорректировать речь и наладить процесс поможет работа со специалистами.  Отследить причину проблемы и спланировать ее решение, поможет консультация логопеда- дефектолога. 

На запуск речи влияют и генетические заболевания, такие как: аутизм, синдром Дауна, или умственная отсталость.

Если ребенок молчит, что должны сделать родители:

Провести комплексное обследование ребенка у детского неврпатолога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога, психолога.

Это может пригодиться:

Раннее речевое развитие

  • Формирование связной речи.

- И. Токмакова, В. Бианки «Купание медвежат», «Лис и мышонок», В. Сутеев, Е. Чарушин, Н. Радлов «Рассказы в картинках», Д. Хармс, Н. Дилакторская (попробуйте поискать старое издание), А. Лаптев, А. Барто, К. Чуковский, «Девочка Маша, кукла Наташа и все –все –все».  «Сладкоежка и все-все-все» (по страницам детского юмористического журнала).

Аннотация к книге "Рассказы в картинках"

Замечательный русский художник Николай Радлов придумал и нарисовал для детей мудрые и в то же время забавные "Рассказы в картинках". Подробнее: https://www.labirint.ru/books/378443/

- Алексей Михайлович Лаптев писал не просто стихи для детей. Вместе с иллюстрациями они составляют целые книги игр и загадок. Что нарисовал на полу котенок перепутанными нитками? Где потерял краски суслик? Чтобы ответить на вопрос стихотворения, нужно очень внимательно рассмотреть картинки, полные смешных и интересных деталей.
Самых маленьких читатели книги порадуют стихи про таких же малышей, как они сами - маленького мышонка, который случайно прилип к грибу и зовет маму, про "совсем взрослого" цыпленка, которому исполнилось (уже!) три дня, крошечного птенчика, который хочет пить, и храбрецов-утят, которые никак не решатся напасть на жука. Можно и посмеяться над жадноватыми или хвастливыми, трусливыми или глупыми героями, и сделать кое-какие полезные выводы для себя.
В этой книге собрана целая коллекция жанров, понятных даже самым маленьким. Вот пьеска "Песенка" - всего четыре строчки, но зато по ролям. Вот "Жадный мишка" - практически комикс для малышей, по картинке к каждой...
Подробнее: 
https://www.labirint.ru/books/239287/

"Сладкоежка и все-все-все" - это второй выпуск сборника весёлых и поучительных историй в картинках. Как и первый выпуск ("Девочка Маша, кукла Наташа и все-все-все"), он создан на основе архивных выпусков журнала "Весёлые картинки". 
Картинки созданы прекрасными рисовальщиками, неиссякаемыми выдумщиками и юмористами А. Сазоновым, С. Бялковской, И. Семёновым, В. Стацинским, Н. Радловым.
Сборник получился очень смешным, фантастически разножанровым, с колоссальным разнообразием тем: 
истории в картинках,
картинки-загадки,
сказки-загадки, 
лабиринты,
парные картинки, в которых надо 
искать отличия,
увлекательные рассказы-комиксы.
"Гвоздь программы" - два приключенческих комикса о Пете Рыжике и его верных друзьях, обаятельных и харизматичных собаках Мике и Муке, созданные талантливейшим художником Иваном Семеновым. 
Малыши будут с удовольствием рассматривать рисованные истории о смышленых и озорных мальчиках и девочках, о дружных и...
Подробнее: 
https://www.labirint.ru/books/409247/

- "Лис и мышонок". Виталий Бианки был и остается одним из самых любимых, добрых и гуманных детских писателей. "Переводчики с бессловесного" - так называл он себя и своих соратников, пишущих о жизни животных. Больше всего Бианки любит рассказывать о тех зверях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины.
В коротком диалоге "
Лис и мышонок" Виталий Бианки точно и просто объясняет взаимоотношения этих зверей в природе. Художественное слово писателя раскрывает перед юным читателем картину окружающей природы, отвечает на его вопросы. Простая драматургия "Лиса и Мышонка" легко превращается в детскую игру.
Замечательный советский художник Юрий Алексеевич Васнецов создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку. Подробнее: 
https://www.labirint.ru/books/274102/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эй, малыш, почему молчишь?

Современная малышня сплошь и рядом начинает говорить очень поздно. Почему так? Выясняем вместе с директором Федерального центра ранней диагностики и специальной помощи детям Юлией РАЗЕНКОВОЙ....

Консультация для родителей Почему ребенок молчит?

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении!...

"Эй, малыш, почему молчишь?"

Рекомендации для родителей....

Консультация для родителей "Почему ребенок молчит"

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в п...

"Почему ребенок молчит?"

"Почему ребенок молчит?"...

Почему молчит ребенок

Все дети развиваются индивидуально и начинают говорить в разное время. Речевое развитие — один из самых волнующих вопросов для родителей. Причины любых проблем...

Почему молчит ребенок

Практические советы родителям неговорящих детей...