Способы и методы психологического исследования воспитанников
консультация по коррекционной педагогике

Способы и методы психологического исследования воспитанников. Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение займёт очень много времени и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Педагоги, психологи, врачи используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания. Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн... Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса. Личность проявляется в отношениях к трём основным сферам бытия: к миру, к другим людям, к самому себе. И эти отношения могут быть ценностными (позитивными), не ценностными (равнодушными) и анти ценностными (негативными). Однако, на мой взгляд, для полноценного изучения личностного роста ребёнка недостаточно этих трёх сфер бытия. Каждый ребенок представляет собой неповторимую в своем своеобразии человеческую личность. Благодаря специфическим для данного ребенка внешним и внутренним условиям развития, особенностям личной биографии, в процессе которой у него накапливается собственный опыт поведения и отношений с окружающими людьми, у этого ребенка формируются индивидуальные, только ему одному присущие особенности личности. Например, специфические в каждом отдельном случае соотношения между возможностями и потребностями ребенка, особенности его эмоциональной сферы, свойственные ему черты характера, а также то особое сочетание всех сторон личности ребенка, которое и создает его индивидуальный облик и делает его непохожим ни на кого из других детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_borisova_m.v_mart2024.pdf.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Способы и методы психологического исследования воспитанников.

Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение займёт очень много времени и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Педагоги, психологи, врачи  используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания.

Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн... Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса.

Личность проявляется в отношениях к трём основным сферам бытия: к миру, к другим людям, к самому себе. И эти отношения могут быть ценностными (позитивными), не ценностными (равнодушными) и анти ценностными (негативными). Однако, на мой взгляд, для полноценного изучения личностного роста ребёнка недостаточно этих трёх сфер бытия.

Каждый ребенок представляет собой неповторимую в своем своеобразии человеческую личность. Благодаря специфическим для данного ребенка внешним и внутренним условиям развития, особенностям личной биографии, в процессе которой у него накапливается собственный опыт поведения и отношений с окружающими людьми, у этого ребенка формируются индивидуальные, только ему одному присущие особенности личности.  Например, специфические в каждом отдельном случае соотношения между возможностями и потребностями ребенка, особенности его эмоциональной сферы, свойственные ему черты характера, а также то особое сочетание всех сторон личности ребенка, которое и создает его индивидуальный облик и делает его непохожим ни на кого из других детей.

Выбираем направления изучения личности воспитанников:

Индивидуальные особенности

Особенности взаимодействия в коллективе

Творческие способности

Познавательные способности

Определяем способ выявления результата:

Диагностические методики

Педагогическое наблюдение

Тесты

Опросники

Анкеты

Проективные методики

Определение предмета наблюдения

Выбор способа наблюдения и регистрации данных

Создание плана наблюдения

Собственно наблюдение

Обработка и интерпретация полученной информации

Определяем способ и этапы проведения диагностики:

1 способ

2 способ

3 способ

1 этап

Запрос педагога

2 этап

Определение содержания и составление плана диагностики совместно с психологом

Определение содержания, разработка методик педагогом

3 этап

Проведение психологом

Проведение педагогом

4 этап

Анализ результатов

5 этап

Фиксация результатов

Выбираем диагностические методики, ориентируясь на цель исследования и возрастные особенности воспитанников

Возрастной период

Дошкольники

Младшие школьники

Подростки

Юноши

Возрастные особенности

Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра.

Интенсивное развитие воображения и наглядно-образного мышления.

Ведущей становится учебная деятельность.

Развиваются новые познавательный потребности.

Стремление общения со сверстниками, утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Развивается способность к рефлексии.

Становление Я-концепции.

Преход от детства к взрослости.

На первый план выступает проблема профессионального самоопределения.

Готовность к личностному и жизненному самоопределению.

Рекомендуемые диагностические методики

Проективные методики

Игровые упражнения

Интервью

Проективные методики

Игровые упражнения

Интервью

Тесты

Опросники

Анкеты

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации младших школьников-психологическое исследование

Развтие мотивации младших школьников-психологическое исследование...

семинар – практикум «Релаксационные паузы как способ сохранения психологического здоровья воспитанников»

семинар – практикум «Релаксационные паузы как способ сохранения психологического здоровья воспитанников»...

«Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»

laquo;Методы педагогического исследования (теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа)»...

Способы и методы психологического исследования воспитанников.

Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение займёт очень много времени и все равно не будет ...