"Шершавые буквы" - дидактическое пособие для обучения чтению и письму
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Маркелова Александра Николаевна

Описание материала - дидактического пособия, выполненного своими руками по методике Марии Монтессори. Статья будет полезна воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования и родителям детей от 3-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shershavye_bukvy.docx541.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Шершавые буквы» своими руками

по методике Марии Монтессори

Цель пособия: обучение быстрому чтению и подготовка руки к письму

Пособие включает в себя набор из 33 табличек с буквами (на синих табличках - согласные буквы, на розовых - гласные буквы, на белых - твёрдый и мягкий знаки).

Назначение: Пособие «Шершавые буквы» — набор из табличек с шероховатыми прописными строчными буквами не только знакомит детей с графическими символами для обозначения звуков речи, но и способствует овладению навыка разделения слова на отдельные звуки. Ощупывание пальцами подключает осязательный канал восприятия и в сочетании со зрительным и слуховым каналами, помогает детям запомнить такой сложный графический объект как буква.

Ребёнок видит букву, чувствует ее форму и слышит ее звучание. Когда ребенок обводит букву, глаз повторяет движения пальчиков, и образ буквы фиксируется в мышечной памяти. Это одна из причин того, почему первые буквы, с которыми знакомится ребенок – письменные. Их легче обводить.

Упражнения с пособием, помогают сформировать ассоциацию произносимого звука с его графическим изображением, подготавливая руку к письму.

Шершавые буквы – методическое пособие для обучения письму и чтению детей в возрасте от 3х до 6ти лет. Именно такая последовательность (сначала письмо, затем чтение) характерна для системы развития детей Марии Монтессори. Ребенок овладевает чтением в процессе обучения письму. М. Монтессори описывала особые – сенситивные периоды развития ребенка. Это периоды особой чувствительности. Ребенок активно познает мир всеми органами чувств. Максимальная интенсивность сенситивных периодов развития ребенка приходится на возраст от 3х до 6ти лет. Шершавый алфавит основан на тактильном восприятии предметов. Ощупывая буквы, ребенок уже начинает писать, а точнее осваивает заданные движения. Эти движение руки как бы «отпечатывается» в голове малыша. К сенсорному восприятию добавляется визуальное (ребенок видит букву) и слуховое восприятие (педагог звуки проговаривает).

Упражнения:

«Обведи-Назови»

Выбрать три таблички. Необходимо начинать с простых букв, звук которых не меняется. Средним и указательным пальцами провести вдоль буквы, имитируя процесс ее написания. Предложить ребёнку сделать то же самое. Назвать звук, который обозначает данная буква. Придумать и произнести слова, начинающиеся с этого звука. Можно воспользоваться карточками с изображением предметов на заданный звук. Попросить ребёнка придумать другие слова, начинающиеся с того же звука.

«Угадай на ощупь и запиши»

Предложить ребенку обвести букву с закрытыми глазами, назвать звук и написать букву на подносе с песком или манкой, на доске мелом, или обвести/заштриховать букву на бумаге.

«Найди предмет»

Приготовить корзинку, заполненную предметами, названия которых начинаются со звуков, соответствующих каждой букве алфавита. Выбрать из набора шершавых букв три, очень непохожих одна на другую начертанием и соответствующим букве звуком, например: «м», «с» и «а». Взять одну букву — например, «м» — и положить ее на стол перед собой и ребенком. Произнести: «Вот буква, которая обозначает звук [м-м-м]» («Это [м]»). Медленно провести сложенными вместе указательным и средним пальцами по букве, одновременно произнося звук [м-м-м]. Повторить это еще раз.

 Указательный и средний — те пальцы, которые должны будут оставаться прижатыми один к другому, когда позже ребенок возьмет в руку карандаш. Спросить ребенка: «Ты можешь произнести звук, который обозначается этой буквой? Звук [м]?». Повторение звуков — очень важный момент. Далее предложить ребенку провести пальчиками по букве, одновременно произнося звук. Благодаря этому он сможет воспринять букву сразу во всех сенсорных параметрах: аудиально (он произносит звук, следовательно, слышит его), тактильно (он трогает букву) и визуально (он смотрит на букву). Достать из корзинки предмет, название которого начинается со звука, обозначаемого выбранной буквой. Например, мандарин. Таким образом, проработать вторую и третью выбранные буквы.

Для освоения всего алфавита и закрепления полученного опыта у детей упражнения-задания необходимо выполнять каждый день, переходя к новой букве, повторяя изученные ранее.


Список использованной литературы:

  1. Горячева И.А. Обучение чтению и письму детей шестилетнего возраста. Методическое пособие. - 3-е изд., испр. - Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2019. — 248 с
  2. Жукова О.С. Простые упражнения для обучения чтению. / О.С. Жукова. -Москва: Издательство АСТ, 2018. - 32 с
  3. www.ourbaby.ru

Маркелова Александра Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное дидактическое пособие "Буква В"

Дидактическая игра предназначена для детей старшего возраста...

Электронное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "Игры с буквами"

Данное пособие может использоваться педагогами как дополнительный материал к интегрированным занятиям, а также в совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы....

Дидактическое пособие" Игры с буквами"

Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры реч...

Паспорт дидактического пособия - Планшет "Дружные буквы"

Представлен паспорт дидактического пособия - Планшет "Дружные буквы" (включает возрастные ориентиры, цель, задачи, материалы, варианты игр)....

Шершавые буквы

Шершавый алфавит основан на тактильном восприятии предметов. Тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков. Ощупывая буквы, ребенок уже начинает писать и точнее осваивает з...

Шершавые буквы

В школах Монтессори дети изучают алфавит с помощью шершавых букв: Мария Монтессори обнаружила, что маленькие ребятишки лучше всего усваивают что бы то ни было, если одновремен...

Дидактическое пособие «Детская типография. Альбом "Времена года"» как дополнительное средство индивидуализации обучения старших дошкольников грамоте и письму.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, п...