ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДЕТСКОМ САДУ. ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ. ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИХ ДЕТЕЙ. СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ.
статья по коррекционной педагогике

Белозерова Яна Ивановна

Девиантное поведение – это поведение, отличающееся от общепринятых социальных норм. Это несвойственное и нетипичное для большинства людей поведение, которое проявляется самыми разными способами от плача и истерик, до агрессивных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_belozyorova_ya.i.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ. ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИХ ДЕТЕЙ.

 СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ.

БЕЛОЗЕРОВА Я.И.

Инструктор по физической культуре

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар детский сад №117 по адресу: г. Краснодар, ул. Братьев Черников, д.60,

Россия, г. Краснодар

Девиантное поведение – это поведение, отличающееся от общепринятых социальных норм. Это несвойственное и нетипичное для большинства людей поведение, которое проявляется самыми разными способами от плача и истерик, до агрессивных действий.

За свой не многолетний опыт я столкнулась с разными проявлениями девиации, и старалась понять, чем же я могу помочь таким детям, ведь они и сами зачастую страдают от этого. Многое я видела впервые в своей жизни. Но, чтобы понять, что происходит с ребенком нужно немного разобраться из-за чего вообще может возникнуть нетипичные всплески в поведенческих реакциях.

Существует несколько причин проявления нетипичного поведения:

  1. Неблагоприятная социальная обстановка в семье.

- Гиперопека со стороны родителей. Дети, которые в семье находятся под постоянным контролем, вырвавшись из семьи в другой коллектив, пытаются компенсировать всё в этом коллективе. Или, наоборот, пытаются встать в позицию своих родителей и контролируют происходящее в этом коллективе. Или же, наоборот, дети и в другом коллективе/группе настолько входят в роль подавленного, что они просто не имеют ни инициативы, ни желания делать что-то свое. Они слушают и повторяют, как роботы.

- Неполная семья. Зачастую детей в неполных семьях воспитывают мамы и бабушки и у детей смещается понятие отношений между мужчинами и женщинами, происходит навязывание гендерных ролей. Перекос явно видно, когда мальчик воспитывается в матриархальной семье. (я не берусь спорить со статистикой, но столкнувшись с такими семьями в своей практике, разница заметна). Обиды родителей на ушедших супругов так же накладывают свой отпечаток на формирование поведенческих реакций у детей. Увы, взрослые люди редко замечают, что в свои неприятные разбирательства они втягивают детей с неокрепшей психикой.

- Асоциальные семьи. Это семьи, где родители употребляют запрещенные вещества, распивают спиртные напитки и всё это происходит на глазах у детей. Зачастую в таких семьях общение с детьми носит лишь формальный характер, ребенка не воспринимают как полноправного члена семьи…. И, конечно к сожалению, детки ищут внимания к своей персоне любыми порой негативными способами, ведь другого им не показали.

  1. Медицинские показания и психические расстройства.

- К таким причинам можно отнести нарушения здоровья ребенка еще в период внутриутробного развития (любые физические дефекты: отсутствие фаланг пальцев, птоз век и т.п.) Сюда же можно отнести и детей с ограниченными возможностями из-за врожденных или приобретенных ситуаций (ДЦП, аварии, шрамы, ожоги).

- Тут я не берусь судить именно о диагнозах, которые ставит врач – психиатр или психолог, или невролог.  Я могу рассуждать лишь с точки зрения педагогики. И прекрасно понимаю, что существуют возрасты, в которые дети могут быть агрессивными/плаксивыми/замкнутыми и это нормально, т.к. каждый ребенок учится приспосабливаться к этому миру и к конкретно своему социуму. Так себя могут вести дети до 5 лет, но по истечению этого возраста такое поведение уже должно насторожить окружающих взрослых. Ребенку необходимо помочь адаптироваться, он своим поведением показывает, что сам он не справляется.

На моих занятиях нетипичное поведение тоже проявляется по некоторым причинам:

  - Физическая неудовлетворенность: Дети могут проявлять девиантное поведение из-за недостаточной физической активности или отсутствия интереса к упражнениям. Т.е. им попросту скучно или не интересно, возможно и непонятно. Особенно тогда, когда нам нужно повторить одни и те же элементы несколько раз для закрепления.

   - Недостаточная социализация: Дети, имеющие проблемы в общении или адаптации к групповым занятиям, могут проявлять девиантное поведение. Например, дома ребенок растет один и всё только для него, а тут много детей и есть правила, против которых ребенок бунтует, т.к. не понимает их и не готов их принять.

   - Отсутствие мотивации: Дети могут быть мало мотивированы для участия в занятиях физической культурой из-за отсутствия понимания ценности их здоровья и физического развития. Из маленьких навыков образуются большие достижения, и пока мы эти навыки разучиваем некоторым детям непонятно что это и для чего, хоть и проводим мы все занятия основываясь на подвижных играх. Но дети есть дети, они хотят играть, бегать, веселиться.

   - Физические или эмоциональные проблемы: Некоторые дети могут испытывать дискомфорт или стресс во время занятий, что может привести к нетипичному поведению. Такие ситуации возникают от громких звуков, например, при бросках мяча об пол в парах, при ведении мяча. Шум является раздражающим фактором. Бывает ребенок не может справиться с тем, что он проиграл в игре, или с тем, что не он водящий и т.п.

Т.к. занятия у нас групповые, то естественно другие дети видят, что кто-то ведет себя не так как они, не так как другие дети, да и вообще непонятно как. И об этом тоже надо говорить, т.к. нетипичное поведение детей влияет и на других детей, и на педагогов тоже, но т.к. педагоги люди взрослые, и они сами должны уметь справляться с такими появлениями в их сторону, то я хотела бы остановиться на влиянии нетипичного поведения на других детей:

   - Негативное влияние: Девиантное поведение одного ребенка может отрицательно сказываться на атмосфере в группе и мотивации других детей. Для примера, ребёнок дерётся, при любом эмоциональном всплеске плачет, ему показалось, что на него посмотрели или наоборот не посмотрели и он тут же начинает махать кулаками или убегает из зала и т.п. Как реагировать другим детям? Им, естественно, неприятно находиться в шуме, в опасной ситуации, ведь дети уже знают, что от этого ребенка можно и камнем в глаз получить и мячом по лбу просто так. Дети постоянно отвлекаются на этого ребенка… И хорошо, если детей в группе немного и такой ребенок один, а если детей с нетипичным поведением несколько и проявляется их поведенческая реакция по-разному? Конечно, остальные дети часть времени пребывают в стрессе. Им не нравится, что кто-то им мешает, кто-то постоянно отвлекает их. Они не усваивают программу, которую дают им педагоги. Родителям тоже не нравится, что такие ситуации возникают.

   - Но есть и плюс в таком поведении для других детей – это возможности для обучения: Девиантное поведение может представлять возможность для обучения других детей толерантности, сотрудничеству и решению конфликтов. Грамотный подход педагога позволит детям научиться разговаривать, договариваться, сочувствовать и сопереживать, просить о помощи и помогать друг другу. Так же дети при помощи взрослых с пониманием будут относится к детям с ограничением в здоровье, они узнают, что все мы разные и это нормально, что бывает не так как у них и это тоже имеет место быть.

Способы урегулирования девиантного поведения:

   - Индивидуальный подход: Инструкторы могут подойти к каждому ребенку индивидуально, учитывая его потребности и интересы. Но мы практикуем подход, когда во время занятия с группой инструктор занимается с основным количеством детей, а воспитатель помогает ребенку, у которого в данный момент случился эмоциональный всплеск. Педагог его успокаивает и как только ребенок эмоционально стабилен, он присоединяется ко всем детям. А разучивание новых движений и навыков происходит индивидуально по желанию ребенка и с согласия родителей.

  -  Понимание и эмпатия: Важно проявлять участие и сопереживание к детям, понимая, что нетипичное поведение может быть следствием различных факторов, таких как недостаток внимания, стресс или отсутствие навыков социальной адаптации. Взрослый человек должен понять, что ребенок не виноват в том, что с ним происходит, т.к. мы всё-таки дошкольный возраст имеем в виду.

   - Позитивное усиление: Поощрение желаемого поведения, такого как сотрудничество, участие и уважение к другим, может помочь в урегулировании девиантного поведения. Отведение роли капитана команды или главного помощника или дежурного хорошо стимулирует детей. А похвала и пример мотивирует детей к дальнейшим достижениям. В конце занятия без музыки мои ребята из зала не уходят. Обязательно попрощаться, и я каждому у выхода даю «Пять» и принимаю объятия, если кто-то из детей хочет обняться. Это такой ритуал, который поддерживает связь между нами.

   - Обеспечение интересных и разнообразных занятий: Инструкторы могут создавать увлекательные и разнообразные упражнения, которые будут привлекательны для детей и мотивирующими для участия. Я знаю, в какой группе что может произойти с разными детьми, поэтому раздражающие факторы использую крайне редко. В основном всё подбирается опытным путем. В какие-то игры дети играют с удовольствием, а какие-то для них скучны, поэтому я стараюсь оптимизировать занятие так, чтобы всем было интересно. И в таком ключе занятия проходят на одном дыхании. Дети растворяются в заданиях и им это нравится. Музыку мы подбираем вместе и какие-то мелодии дети просят включить и погромче и на повторе.

   - Работа с родителями: Вовлечение родителей в процесс может помочь в выявлении причин девиантного поведения и совместном поиске способов его урегулирования. Тут могут пойти в ход как беседы и консультации, так и составление комплекса гимнастики и массажа/самомассажа перед сном, введение прогулок родителей с детьми, использование техник дыхания и прослушивание музыкальных композиций для релаксации. Родители могут предоставить дополнительную информацию о потребностях и особенностях своих детей, а также помочь в разработке стратегий для поддержки их адаптации и участия в занятиях физической культурой. Наши родители знают, что в любой момент они могут обратиться ко мне и мы вместе поможем ребенку адаптироваться к занятиям в детском саду.

  - Обучение навыкам социальной адаптации: Инструктор может включать в упражнения игры и активности, которые способствуют развитию навыков социальной адаптации, таких как сотрудничество, коммуникация и решение конфликтов. Совместно с психологом детского сада подбираются игры для снятия психоэмоционального напряжения детей.

Сочетание этих стратегий может помочь инструктору эффективно работать с детьми, склонными к девиантному поведению, и создать позитивную и поддерживающую среду на занятиях физической культурой в детском саду. А также минимизировать негативное влияние атипичного поведения на других детей.

Список литературы

  1. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. Курс лекций / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
  2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 137 с.
  3. Бокалина Н.А., Ряскина И.А. Девиантное поведение дошкольников // Молодой ученый. 2019. № 47 (285). С. 451-453.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"

Презентация предназначена для просветительской работы с родителями и педагогами в вопросах нарушения поведения детей....

Конспект доклада к презентации "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"

Текст доклада, сопровождающий презентацию "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"...

Девиантное поведение дошкольников.

Понятие "девиантность".Основные причины девиантного поведения дошкольников.Коррекция и профилактика девиантного поведения дошкольников....

Консультация "Девиантное поведение дошкольников. Рекомендации для педагогов и родителей"

В консультации даны формы девиантного поведения дошкольников, даны рекомендации для педагогов и родителей...

«Выявление рисков девиантного поведения дошкольников»

дошкольный период, происходит «фактический склад личности», понимаемый большинством отечественных психологов как появление у детей 5-7 лет новых качественно иных возможностей поведения. Та...

«Выявление рисков девиантного поведения дошкольников»

laquo;Выявление рисков девиантного поведения дошкольников»...

Знакомство дошкольников с хакасской культурой в детском саду

В статье раскрыта тема приобщения детей к хакасской народной культуре через проведение национальных праздников....