Консультация для педагогов, работающих с детьми с РАС "Кризис переходного возраста"
консультация по коррекционной педагогике
Данная консультация поможет педагогам, работающим с детьми с РАС, разобраться с кризисными моментами, найти способы, наиболее эффективные для снятия повышенной тревожности у детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_krizis_perehodnogo_vozrasta.docx | 61.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Кризис переходного возраста у детей с РАС. Кто виноват и что делать?
Консультация для педагогов
Дети капризничают. Все! И даже дети с РАС. А точнее, - особенно дети РАС. Ведь коммуникация нарушена, а как получить желаемое как не через капризы и истерики? Проще простого.
Но не все так просто в мире эмоций, в мире личностного развития ребенка.
Все слышали про кризисы детского возраста. Давайте немного копнем глубже и постараемся разобраться, испытывают ли дети с РАС такие же кризисы?
Стоит обратиться к учениям Льва Семеновича Выготского.
«Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».
Как вы уже поняли, основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именного Выготским.
Лев Семенович выделил литические (стабильные) и критические периоды развития; назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации; считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.
И теперь мы пришли к основной идее, что каждый кризис – это огромная движущая сила развития в физическом и личностном плане.
Эту идею активно поддержали и другие известные психологи.
Теперь рассмотрим какие кризисы настигают детей в дошкольном возрасте.
В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:
1 года — переход от младенчества к раннему детству;
3 лет — переход к дошкольному возрасту;
7 лет — освоение школы;
13 лет — подростковый период;
17 лет — начало ранней юности.
Рисунок 1. Детские кризисы по возрастам (ВД- ведущая деятельность)
На рисунке 1 также отметим, согласно теории Алексея Николаевича Леонтьева, смену ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД.
Стоит отметить, что возраст переходных периодов относителен. Есть другие трактовки, интерпретации.
Но мы остановимся на указанных выше.
Для нас как специалистов наиболее интересны кризисы 3-х и 7-ми лет.
В 3 года ребенок сталкивается с первичной самостоятельностью, выстраиванием более сложных отношений, он переходит на новый уровень самосознания, проявляется волевая регуляция деятельности.
В 7 лет наступает произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли.
Как вы обратили внимание, кризисы связаны с переходным периодом на новый уровень личностного развития. Этот процесс дается тяжело и ребенку, и, естественно, и родителям.
Малыш подсознательно пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение, протесты, катание по полу, частые слезы, крики.
Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.
1 год:
с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).
3 года:
изменяются отношения со взрослыми;
происходит отделение себя от других;
осознаются возможности;
зарождается потребность в уважении и признании.
7 лет:
приходится осваивать новые правила школьной жизни;
ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
усваивается социокультурный опыт;
приобретает значимость учебная деятельность;
развивается саморегуляция.
Но что же делать с нашими РАСпрекрасными детьми? Как понять какая муха его укусила, какой кризис, эмоциональный взрыв настиг его?
Для этого:
1. Нужно отметить, что дети с РАС все разные и, например, одногодки могут находиться на разном уровне эмоционального, интеллектуального, психологического развития. Например, Сашенька в 5 лет имеет прекрасную память, цитирует многотомные произведения, но уровень игры остался на предметно-манипулятивном, познает мир «через рот», бытовые навыки не сформированы. Думаю, что все согласятся, что уровень личностного развития данного ребенка – 2-3 года.
2. Теперь постараемся определить - к кризису какого возраста ребенок может приблизиться? Взяв Сашеньку, можно сказать, что это кризис 3-х лет.
Но! Важное замечание! У детей с РАС очень часто встречаются откаты в развитии, пропадают наработанные навыки, утрачиваются приобретенные умения.
И, в таком случае, сложно угадать, придем мы к черте переходного процесса или останемся на том же уровне развития?
Соответственно, если ребенок дорос до кризиса трех лет, то у него появляются новые потребности: изменить взаимоотношения со взрослым. Теперь он не маленький «малышонок», зацелованный, заласканный, а он «взрослый», он САМ. Он смог отделить себя, свою личность от окружения, и он осознал свои возможности.
Естественно, и поведение взрослых должно претерпеть изменения: предоставить больше самостоятельности, изменить стиль общения и, естественно, обрадоваться и принять. Ведь произошел скачок в развитии, пусть и с запозданием.
Можно сделать важный вывод, что кризис – это хорошо.
Но. Опять Но! У детей с РАС хуже развиты навыки саморегуляции, они чаще испытывают сенсорную перегрузку, нервная система истощается быстрее. Поэтому небольшие (или большие) истерики во время кризиса переходного периода могут перейти в «нервный срыв».
Специалисту (и родителям) важно понять: сейчас накрывает ребенка истерика (скандал) или «нервный срыв». Ведь тактика поведения в данном случае будет отличаться.
Нервный срыв может происходить вследствие потери контроля над своим поведением. В таком случае ребенок успокаивается только на стадии истощения.
Чаще всего у аутистов нервный срыв возникает на фоне чрезмерной сенсорной стимуляции (на перегрузку).
Если ребенок с РАС не способен регулировать сенсорные сигналы из окружающей среды, то мозг начинает воспринимать эти сигналы как огромную угрозу. В этом случае НЕЛЬЗЯ ожидать логических и рациональных действий от ребенка.
Так что же делать? Давайте разбираться дальше.
Если начался скандал в переходном периоде?
Как было сказано выше, скандал, истерика в переходном периоде говорит о скачке в развитии.
Нужно придерживаться важного правила: работаем на позитиве и поддерживаем развитие альтернативного поведения.
В книгах по нежелательному поведению ребенка можно выделить три основные стратегии (Рисунок 2)
Рисунок 2. Стратегии поведения при скандалах
1. Определение мотивации.
А по-другому, цель такого поведения. Специалист должен определить, чего хочет добиться ребенок таким вызывающим поведением, ведь сложно не согласиться, что основная задача истерики - привлечь к себе внимание.
Ребенок хочет либо получить внимание других людей, либо получить какой-то предмет, занятие; либо таким образом выражает протест, т.е. стремится избежать того, что ему не нравится.
В этом случае нужно понять ПРИЧИНУ, ведь тогда наступит понимание как на это реагировать. Признавайте потребности ребенка, но не уступайте ему в ответ на скандал.
2. Поощрение позитивного поведения.
Хвалите и награждайте ребенка в те моменты, когда он ведет себя хорошо («дай пять», «молодец») в те моменты, когда он НЕ устраивает скандал из-за небольших проблем. Ребенок фиксирует тот момент, что, к примеру, внимание взрослого он может «получить» с помощью хорошего поведения.
3. Развитие навыков для успеха.
Одной из причин скандалов могут стать неумение ребенка ждать или неумении сообщить взрослому о своих желаниях, трудности в определении адекватного поведения, соответствующего сложившейся ситуации. Нужно работать в этом направлении: помогать ребенку быть успешным. Работа ежедневная, трудоемкая. Важно помнить, что работать над этим нужно в периоды уравновешенного состояния ребенка.
Стратегии для нервных срывов у детей с аутизмом
Мы уже отмечали, что все дети с РАС не похожи друг на друга. Каждый ребенок по-разному реагирует на различные ситуации, имеет разный уровень навыков, разный сенсорный, коммуникативный и социальный профиль. Поэтому сложно дать единую стратегию по преодолению нервных срывов. Нужно пробовать и искать то, что подходит именно конкретному ребенку.
Можно дать ряд рекомендаций. Но этот список не полный, а возможно, и не полностью подходящий именно вам (Рисунок 3):
Рисунок 3. Стратегии преодоления нервного срыва у детей с РАС.
1. Визуальное расписание, социальные истории, список дел, разбивка на этапы предстоящего события.
Все данные действия (вкупе или выборочно) снимают повышенную тревожность, а значит, и снижают риск нервного срыва. Ребенок на доступном ему уровне усвоил информацию о предстоящих делах: что будут делать, куда пойдут. Можно, например, с помощью социальных историй проработать с ребенком поход в медицинский кабинет. Вспомните, как часто приходится ходить к медсестре: взвеситься, померить рост, показать горло врачу или сделать прививку. И какую бурную негативную реакцию данные манипуляции способны вызвать у ребенка. Но предварительно проработав все «психологически тяжелые» моменты, специалист может либо полностью снять тревожность у ребенка, либо снизить её уровень. Также не стоит забывать, что задача специалиста – тесно контактировать с родителями, знать о «факторах риска» данного ребенка, направлять родителей в проработке ежедневных бытовых ситуаций, вызывающих стресс.
Но не стоит забывать, что часто не все идет по плану, и с течением времени как ребенок усвоит «основные элементы» расписания, нужно учить ребенка «сюрпризам», которые время от времени могут появиться в списке дел. Это поможет справиться с неожиданными событиями и снять тревожность.
2. «Сенсорная разгрузка».
В расписании не забываем включать время для сенсорной разгрузки, так называемой «сенсорной диеты». Это поможет регулировать ребенку свое состояние в течение дня.
Эта стратегия действует на опережение, не позволяет возникнут сенсорной перегрузке.
Важно учитывать этот пункт особенно в те дни, когда планируется посещение шумных мест (утренник, экскурсия в библиотеку и другие). Вспомним, что нервный срыв – это результат множества различных раздражающих стимулов окружающей среды. Эффект «накапливается», поэтому лучше запланировать тихое время с расслабляющими сенсорными занятиями прежде, чем идти в общественное место с ребенком.
3. Знание признаков сильного стресса у ребенка.
Внимательно следите за действиями ребенка. Ведь перед нервным срывом ребенок дает понять окружению, что ему плохо: прижимает руки к ушам, убегает, растет количество стимов. Тут же стоит сменить деятельность, снизить сенсорную нагрузку. Дать время, чтобы состояние ребенка стабилизировалось.
Для неговорящих детей следует вводить подходящее средство альтернативной коммуникации: например, «доска выбора», чтобы ребенок смог жестом (указывая на соответствующую картинку) показать, что он хочет.
Попробуйте ввести определенный жест, знак, который будет понятен и взрослому, и ребенку. Тогда ребёнок сможет сообщить о сенсорной перегрузке.
4. Поиск тихого и безопасного пространства.
Заранее продумайте тихое, безопасное место, где ребенок будет чувствовать себя расслабленно. Например, в группе детского сада дети с РАС часто устают от постоянного шума, вокализаций (своих и не только), яркого света в помещении.
Для сенсорной разгрузки отлично подойдет «уголок уединения» (можно такое место оформить в спальне, так как там выключен свет, нет громких звуков). Предоставьте ребенку возможность уединиться (безусловно, под незаметным контролем взрослого), создайте благоприятную атмосферу (выключите свет, говорите спокойным тихим голосом или создайте тишину, предложите наушники или утяжеленное одеяло). Через небольшой промежуток времени ребенок «перезагрузится», работоспособность нервной системы стабилизируется и ребенок снова будет готов вернуться в группу.
Если вы планируете идти на экскурсию за территорию детского сада, то для окружающих людей можно подготовить специальные карточки. На них объясняется диагноз ребенка и объясняется причина такого поведения. (безусловно, данные действия должны быть согласованы с родителями, так как педагоги никому не имеют право рассказывать что-либо о своих воспитанниках).
Кто-то этот совет может воспринять в штыки, ведь есть медицинская тайна, а родители не обязаны всем говорить о диагнозе ребенка. Но мы находимся в социуме. Стоит встать и на другую сторону: люди по большей части не знакомы с данным диагнозом, с его особенностями, поэтому часто осуждают и винят родителей в плохом воспитании, а воспитателей детского сада - в некомпетентности. Карточки же помогут избавить от лишних вопросов, порой глупых или грубых. А, возможно, кто-то из посторонних сможет помочь.
5. Не забывайте дышать.
Специалистам и родителям не нужно забывать и о себе в кризисные моменты. Дышите, примите ситуацию. Только так вы сможете овладеть собой и прийти на помощь ребенку.
6. Аптечка сенсорной помощи
Солнцезащитные очки (при повышенной чувствительности к яркому свету).
Противошумные наушники (для уменьшения шума или для отвлечения ребенка с помощью музыки).
Широкополая шляпа или кепка (как способ дистанцироваться от социального взаимодействия и блокировать свет сверху).
Перекус, которым можно хрустеть или долго жевать (стимуляция мышц в ротовой полости может оказывать успокаивающее действие, кроме того, голодные дети становятся раздражительнее).
Влажные салфетки без запаха (для помощи с повышенной тактильной чувствительностью, если ребенок случайно коснется того, что его раздражает).
Лосьон для рук с любимым запахом (может помочь уменьшить неприятные запахи в окружающей среде, а также оказывать успокаивающее действие).
«Сенсорная» игрушка — игрушка, с которой можно делать повторяющиеся, простые движения, что может оказывать успокаивающий эффект.
Доска коммуникации с изображениями или напечатанными словами, например, «Мне нужен перерыв», «Пойдем», «Слишком громко».
Карточки с объяснениями или другой способ сообщить посторонним людям, что происходит, и почему вы так реагируете.
В заключение еще раз стоит повторить: будь то кризис, либо нервный срыв, самое главное – специалисту и родителям контролировать свое поведение, свои эмоции, действовать с пониманием своих поступков. Важно свои усилия направить на активное обучение ребенка тому, как нужно регулировать свои эмоции.
Источник:
1. https://autismjournal.help/articles/isteriki-pri-autizme-v-chem-prichina-i-chto-delat
2. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/krizisyi_detskogo_vozrasta_tablicza_s_osobennostyami_kazhdogo_perioda_po_godam/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.
Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....
Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияПредисловие.Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонен...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...
Консультация для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по теме «Вовлечение родителей обучающихся в образовательный процесс ДОО посредством использования «образовательной афиши»»
Обзор такой формы работы педагогов как вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада...
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...