«Технологии нового поколения. Формы и способы их использования в практике специалистов детского сада»
статья по коррекционной педагогике

Савельева Надежда Михайловна

Нейроигры-эффективнейшая методика,позволяющая улучшить у ребенка память,внимание,речь, пространственные представления,мыслительную деятельность,мелкую и крупную моторику. Это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают по мнению психологов в следствии недостаточного развития межполушарных связей. Межполушарное взаимодествие — это особый механизм объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему. Развитие межполушарных связей в основном строится на упражнениях и играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_neyro.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» № 1 «Родничок» п. Новоорск, Новоорского района, Оренбургской области

Подготовила: Савельева

 Надежда Михайловна, педагог-психолог

1 этап. Приветствие. Вводное слова педагога-мастера. Вхождение в тему.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами своим опытом работы и проведу небольшой мастер-класс по теме «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста». Начну свое выступление словами величайшего ученого России Ивана Петровича Павлова – «руки учат голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И так, что же такое нейроигры и нейроупражнения? Нейроигры-эффективнейшая методика,позволяющая улучшить у ребенка память,внимание,речь, пространственные представления,мыслительную деятельность,мелкую и крупную моторику. Это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают по мнению психологов в следствии недостаточного развития межполушарных связей. Межполушарное взаимодествие — это особый механизм объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему. Развитие межполушарных связей в основном строится на упражнениях и играх. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия — это работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и движений глаз, а если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука — то еще и согласованность языка. Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения: « Колечко», « Лезгинка», « Кулак — ребро — ладонь», « Оладушки» и т.д. 

    Кинезиология — это наука о движении,которая относится к здоровьесберегающей технологии , она так же направлена на улучшение взаимодействия полушарий мозга, использование кинезиологических упражнений позволяет : укреплять здоровье. снижать усталость, утомляемость, раздражительность ,улучшает психоэмоциональное состояние, повышает умственную работоспособность и т.д.

    В наше время тема инклюзивного образования особенно актуальна, все чаще мы сталкиваемся с такими понятиями как : СДВГ, ОНР, ЗПР, ОВЗ и прочее, так же в поле зрения обычного педагога попадают дети испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое .

Методика нейропсихологических игр применяется не только для детей имеющих определенные нарушения, но и совершенно здоровых ребят, ведь прежде всего это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Нейроигры являются доступным средством , которое позволяет создать новый нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Многим известно,что правое полушарие мозга — отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительны , а так же склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений. Левое полушарие — логическое мышление. Ведущая его роль означает наличия у человека более сильных аналитических способностей. А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие ?

2  Этап. Практический.

Я предлагаю вам проити 4 легких теста, для которых вам понадобится только ваша память,чтобы запомнить последовательность букв.

Тест №1. 

Для начала необходимо сцепить ( сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой , то П.

Тест №2.

Давайте представим,что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно , при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.

Тест №3.

Теперь я предлагаю вам сложить руки на груди, в так называемой позе « Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху ? Запоминаем!

Тест №4.

А сейчас поаплодируйте друг другу. Вы молодцы, Но какая , же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.

   И, что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.  Ну , а для того , чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.

 

Задание 1.- Упражнение «Попробуй повтори»

Суть игры- воспроизвести положение рук которое видите на карточке, и одновременно произнеси то , что изображено на картинке выше. Показываете и называете одновременно. Это используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей. Эту игру можно применять на занятиях как физминутку.

 

Задание 2.- Упражнение «Покажи цифры»

 

Задание 3.- Кинезиологическая сказка « В лесу»

Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик».Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой). Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок (Упражнение «заяц».Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем). Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь».Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).В этом лесу росли большие деревья (Руки вытянуты вверх.Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны).Долго они шли (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), но дом ежика не могли найти (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить).Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными).Зайчик (Упражнение «заяц».Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем), спросил у собачки, не знает ли она, где дом ежика?Собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными) сказала, что знает, где его дом (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить).Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома ((Упражнение «кулак-ладонь».Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками (Упражнение «оладушки».Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук. 

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейроигр и упражнений,которые вы можете с успехом применять в своей работе.

 А сейчас пожалуйста поднимите вверх большой палец (класс) — если вам было интересно и вы будете применять эту методику в своей практике.

Сожмите пальцы в кулак, если для вас было не достаточно информативно.

Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) если вы уже используете продемонстрированные методы.

Спасибо за внимание!

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассмотрим одну из нетрадиционных технологий работы с дошкольниками – это нейропсихологические игры и упражнения.

М начать своё выступление я бы хотела словами величайшего учё ного Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения?

Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей. Межполушарное взаимодествие – это особый механизм объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему.

Вот здесь стоит остановиться и коротко рассказать об особенностях нашего мозга.

Как вам известно, наш мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон, которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет. Это необходимо учитывать при разработке собственной программы гармоничного развития дошкольника, чтобы дать ребенку возможность использовать данный ему потенциал обоих полушарий, улучшить их взаимодействие, что станет основой интеллектуального развития.

Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности. Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и нейроупражнения.

Вот здесь следует опять вернуться в головному мозгу и вспомнить, что Александр Романович Лурия – советский психолог и врач-невропатолог, и, кроме того, один из основателей нейропсихологии, выделил три блока мозга, развитие которых строится по определённым комплексам нейроупражнений.

1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Метафорический «девиз» этого уровня «я хочу».

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений 1-го блока включает в себя:

• дыхательные упражнения,

• массаж и саммомассаж,

• релаксация,

• блок упражнений «Здоровые глаза» (зрительные гимнастики,

• растяжки и тренировка мышц речевого аппарата (артикуляционные гимнастики,

• упражнения для шеи, плеч, рук, ног.

Такие упражнения формируют сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, тонический и эмоциональный статус.

2 блок – блок приема, переработки и хранения исходящей извне информации. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».

Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий левого и правого полушария. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия – это работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и движений глаз, а если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения, такие как «Кулак – ребро – ладонь» и т. д.

Кинезиология – это наука о движении, которая относится к здоровьесберегающей технологии, она так же направлена на улучшение взаимодействия полушарий мозга, использование кинезиологических упражнений позволяет: укреплять здоровье, снижать усталость, утомляемость, раздражительность, улучшает психоэмоциональное состояние, повышает умственную работоспособность и т. д.

То есть, получается, что у нейропсихологических и кинезиологических играх и упражнениях одна и та же цель: развитие межполушарных связей.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», его поддерживал и Иван Михайлович Сеченов, который считал, что «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». И эти высказывания верны, так как сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. А работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа по развитию межполушарного взаимодействия должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению, а не наоборот.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Метафорический «девиз» этого уровня «я должен».

Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания, целеполагание, формирование, программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов

Почему же именно в настоящее время многие педагоги обратились в пейропсихологии? Да потому что сейчас инклюзивное образование особенно актуально все чаще и чаще мы с вами сталкиваемся с такими понятиями как: СДВГ, ТНР, ЗПР, ОВЗ и пр., так же в поле зрения обычного педагога попадают дети испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое и т. д. Вот здесь как раз на помощь и приходят нейропсихологические игры и упражнения. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников в выполнении заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и совершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.

Но важно помнить, что методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Таким образом, педагог может использовать нейроигры если есть :

• проблемы с памятью;

• снижение внимания при выполнении задания;

• проблемы с усвоением материала;

• зеркальное письмо (пишет буквы наоборот);

• нет чёткого понимания пространственных представлений («лево – право»);

• плохая координация, неуклюжесть;

• излишняя активность либо наоборот медлительность;

• плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д);

• леворукость;

• тики, заикание, навязчивые движения;

• отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет;

• быстро наступает усталость;

• желание заниматься в основном только тем, что интересно;

• частые головные боли;

• частый плач, проблемы со сном, аппетитом;

• проблемы в поведении, в отношении со сверстниками.

Так же нейроигры помогают в развитии и совершенствовании всех высших психических функций.

Но включении нейроигр, например, в занятия нужно придерживаться следующих принципов их применения:

1. Принцип «от простого к сложному».

2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.

3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним.

Можно выделить основные условия эффективности применения в работе нейропсихологических игр и упражнений :

• Педагог должен свободно владеть упражнениями.

• Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.

• Периодичность – ежедневно, без пропусков.

• Время занятий – утро, день.

• Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.

• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.

• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

• Упражнения проводятся по разработанным комплексам (сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков).

• Внутри комплексов упражнения можно менять местами.

• От детей требуется точное выполнение упражнений.

• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели

2 этап. Практический.

Ну а теперь, давайте перейдёт с более интересной части нашего мастер-класса – к практике.

Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление (эти люди более чувствительны и склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений, а левое полушарие отвечает за логическое мышление (наличие у человека более сильных аналитических способностей и лингвистических наклонностей).

А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?

Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить (или записать) определенную последовательность букв.

Тест № 1. Необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.

Тест № 2. Представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.

Тест № 3. Сложите руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!

Тест № 4. Поаплодируйте друг другу. Вы все молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.

Что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.

Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры, из которых можно составить комплексы для развития всех блоков головного мозга.

Упражнение 1. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы.

Суть упражнения – двигать глазами по заданной схеме с фиксированием в определённой точке.

Упражнение 2. Дыхательная гимнастика. «Задувание свечи»«Дыхание»«Удивимся».

Упражнения 3. Телесно-перекрёстные упражнения. «Попробуй повтори».

Упражнение 4. «Нейропризнаки»(провести)

Это Отличное упражнение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти.

Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры красного и зеленого цвета. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести правой рукой все красные фигуры в кружок, а зеленые левой рукой в квадрат.

Упражнение 5. «Найди и вычеркни» (корректурные пробы)

Развитие внимания, пространственного мышления.

Приготовьте произвольно набранную «мешанину» из различных картинок (цифры и буквы, овощи и фрукты и т. д.) Количество знаков будет зависеть от возраста и подготовки ребёнка. Ребёнок должен найти и зачеркнуть (обвести) обозначенный предмет (картинку, цифру и пр.).

Упражнение 6. «Лабиринт» (провести)

Развитие зрительного внимания, самоконтроля

Предложите ребёнку, глядя на рисунок, помочь Шарику найти дорогу к косточке в подземном лабиринте. Желательно, чтобы сначала ребёнок проложил путь, опираясь только на зрительно-моторную координацию (т. е. одними глазами, и только потом нарисовал путь карандашом.

Упражнение 7. «Графический диктант»

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания

Вариант 1. Ребёнок должен рисовать (не видя рисунок) по устно инструкции взрослого.

Вариант 2. Графический диктант «Наоборот». В этом варианте, помимо развития пространственных представлений и внимания, идёт работа над повышением самоконтроля у ребёнка. Ребёнок должен рисовать по устной инструкции взрослого, но всё делать наоборот. Если взрослый говорит«2 клетки влево», ребёнок рисует 2 клетки вправо. Если взрослый говорит«Вверх», ребёнок рисует вниз и т. д.

Вариант 3. Ребёнку предлагается рисовать, опираясь на зрительной инструкции. (провести)

Упражнение 8. «Услышь букву».

Развитие слухового внимания, скорости реакции

Взрослый достаточно медленно читает текст. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово с условленной буквой, и назвать слово, в котором он её услышал.

Более сложный вариант включает работу над переключением, на пример«На К хлопни в ладоши, на Л топни ногой»(провести)

Текст: «У Ани живёт кот Мурзик. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост длинный и пушистый. Мурзик любит играть в «Кошки-мышки».

Упражнение 9. «Запоминалочка»(провести)

Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции, расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти

Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.

Улица…. Зелёная улица… Зелёная улица с домиками…. Зелёная улица с красивыми домиками…. и т. д.

Упражнение 10. «Продолжи узор»

Игра на тренировку концентрации внимания.

Ребёнку предлагается дорисовать повторяющиеся элементы узора.

Упражнение 11. «Логико-грамматические задачи» (провести)

Развитие логического мышления, понимания сложных грамматических конструкций:

Предложите ребё нку решить задачи:

1) Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра? (10 градусов тепла.)

2) Что тяжелее: 1 кг ваты или 0,5 кг железа? (1 кг ваты.)

3) Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги? (3 кг.)

4) У Марины три карандаша: жёлтый, коричневый, красный. Можно ли сказать, какой самый короткий, а какой самый длинный, если известно, что жёлтый длиннее красного, а красный длиннее коричневого? (Жёлтый – самый длинный, а коричневый – самый короткий.)

Упражнение 12. «Копирование точек».

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, концентрации и распределения внимания

Вариант 1. Предложите ребёнку скопировать точки так, как они рас положены на образце.

Вариант 2. Копирование цветных точек. Происходит переключение деятельности, в данном случае с одного цвета на другой.

Упражнение 13. «Зашумленные картинки» (А. Р. Лурия) (провести)

Развивать зрительного восприятия.

Зашумленные картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов, геометрических фигур, букв, цифр, животных, транспорта, посуды и т. д. Ребёнку предлагается назвать очертания всех «спрятанных» предметов.

Упражнение 14. «Нейротаблицы» (провести)

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, буквы и т. д.

Можно полностью изменить изображения по вашим педагогическим задачам. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

Упражнение 15. «Рисование двумя руками»(провести)

Развитие межполушарных взаимодействий.

Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого. Стрелкой указано направление рисования.

Упражнение 16. «Работа с ритмом» (провести)

Ребёнку предлагается по образцу простучать ритм.

Упражнение 17. «Узоры на песке»

Развитие воображения.

Ребёнку предлагается повторить рисунок с образца на песочном столе. Усложнение: рисовать двумя руками, в разных напрвлениях.

Упражнение 18. «Кулак – ребро – ладонь»

Вариант 1. С помощью схематических изображений (ладошка – силуэт ладони, кулак – кружок, ребро – прямоугольник) педагог выкладывает ритм и предлагает ребёнку повторить.

Вариант 2. Использовать готовые схемы. (провести)

Упражнение 19. «Игра-мемо» 10 мин

Развитие памяти и внимания.

Ребёнок по очереди открывает домики таким образом, чтобы все могли видеть изображенные под ними картинки. Если картинки на плашках одинаковые, то они откладываются. Если картинки на плашках не совпадают, то игрок кладёт их обратно вверх рубашкой. Игра продолжается до тех пор, пока не находятся все плашки с одинаковыми картинками.

Упражнение 20. «Попробуй повтори»(провести)

Суть игры – воспроизвести положение рук, которое видите на карточке и одновременно произнести название картинки, которая расположена над этой позой руки. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей. Данную игру рекомендуем воспитателям включать на занятиях, как физкультминутку или в совместную деятельность.

Упражнение 21. «Двойная игра»

Выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.

Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Упражнение22. «Игра двумя руками».

Вариант 1. Ребёнку предлагаются две ёмкости, зелёные и красные пуговицы. В процессе игры используются сразу две руки. Ребёнок должен расформировать пуговицы по цветам. Например, правой рукой выбираются зелёные, а левой – красные пуговицы.

Вариант 2. Ребёнку предлагается выложить фигуры сразу двумя руками (фигуры должны быть разные).

Упражнение 23. «Нейродорожки»

Ребёнку предлагается пройти по следам ног и ладошек, при этом надо учитывать расположение следов (правая – левая ступня, правая – левая ладошка).

Упражнение 24. «Молчу – шепчу – кричу» (провести)

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать по тому или иному сигналу: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Например, зелёная ладошка – кричу, жёлтая – шепчу, красная – молчу.

Упражнение 24. «Веселые пальчики»(провести)

Ребенок поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

Упражнение 25. «Фонарики»

Ребёнку предлагается поиграть с «фонариком».

Упражнение 26. «Крестики – нолики»(провести)

Ребёнку предлагается два цветных карандаша. Например. В правой руке синий и рисовать он будет крестик, а в левой красный и рисовать надо нолик.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где-то сами попробовали, варианты использования в своей работе нейропсихологических игр и упражнений для развития и, если это необходимо, коррекции детей, которые вы тоже можете с успехом использовать в своем работе.

Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.

А теперь попрошу вас поделиться своим мнением:

• Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно и вы будете использовать полученные знания в своей практике.

• Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) – если вы уже использовали и используете данные игры и упражнения в своей практике.

• Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было не достаточно информативно.

В завершении хочу вам напомнить, что «Возможности нашего мозга в наших руках!»

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

1. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2019

2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/под редакцией А. В. Семенович. – М. :Дрофа, 2014

3. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М. : Генезис, 2008.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М. : Генезис,2012.

5. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера,2003

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. : Центрполиграф, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класса для педагогов "Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада"

ull;Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи не...

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада.

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада...

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению разли...

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взросл...

«Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»

Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию ...