Использование игр и упражнений с нейромячиками в коррекционной работе учителя- логопеда в условиях логопункта
методическая разработка по коррекционной педагогике

Васильева Ирина Николаевна

Упражнения с нейромячиками- это уникальная коррекционно-развивающая методика.

Дети получают большое удовольствие, осваивая и выполняя двигательные игровые упражнения с кинезиологическими мячиками. Особый материал придает им высокую прыгучесть и значительную легкость, благодаря чему возможно усовершенствовать многочисленные вариации различных упражнений. Существует более 300 упражнений различной сложности, которые способствуют эффективности обучения и повышению успеваемости в школе, оптимизируя мозговую деятельность..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

Бокситогорского муниципального района

Ленинградской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 комбинированного вида» города Пикалево

Использование игр и упражнений с нейромячиками в коррекционной работе учителя- логопеда в условиях логопункта

Автор: Васильева Ирина Николаевна, учитель- логопед

Упражнения с нейромячиками- это уникальная коррекционно-развивающая методика.

Дети получают большое удовольствие, осваивая и выполняя двигательные игровые упражнения с кинезиологическими мячиками. Особый материал придает им высокую прыгучесть и значительную легкость, благодаря чему возможно усовершенствовать многочисленные вариации различных упражнений. Существует более 300 упражнений различной сложности, которые способствуют эффективности обучения и повышению успеваемости в школе, оптимизируя мозговую деятельность..

Например, выполнение серии различных движений с мячиками и удержание определенного ритма развивают концентрацию внимания и сосредоточенность, помогают выработать усидчивость. Ребенок может дольше удерживать внимание,  не отвлекаясь.

Тренировка правильных захватов мячика развивает мелкую моторику и подвижность кисти, выравнивает тонус мышц в руке, благодаря чему ребенку постепенно становится легче писать красивым, аккуратным подчерком. Развитие крупной моторики в целом повышает двигательную активность, развивает координацию, укрепляет опорно-двигательный аппарат.

Отслеживание мяча глазами тренирует зрение и зрительное внимание: улучшается навык чтения за счет расширения зрительного поля, ребенку проще удерживать строчку и в процессе чтения, и при письме; проще ориентироваться в письменных работах в тетради. Проще отслеживать материал, который записывается на доске за счет стабильного зрительного переключения с доски на тетрадь.

Множественные пересечения срединной линии тела в упражнениях синхронизируют работу правого и левого полушария, стимулируют межполушарное взаимодействие, оптимизируют и улучшают мозговую деятельность в целом.

Нами получены уже первые положительные результаты методики:

•        У всех детей: значительно повышается интерес к логопедическим занятиям, сокращаются сроки автоматизации звуков, развиваются когнитивные функции;

•        У детей с трудностями обучения: улучшаются навыки чтения и письма, развиваются математические способности, а также речевые навыки;

•        У детей с дефицитом внимания: повышается концентрация и устойчивость внимания, его объем и переключение;

•        У детей с гиперактивностью: снижается импульсивность, поведение налаживается, дети становятся более собранными;

И что тоже очень значимо:  у самого  педагога отмечается повышение работоспособности и улучшение физической координации, уменьшение стресса, сокращение головных болей, замедление процессов старения мозга!

Следует отметить, что упражнения с нейромячиками используются как непосредственно на логопедических занятиях в рамках кабинета, так и в физкультурном зале 1 раз в неделю- НАШИ НЕЙРОВТОРНИКИ.

Оборудование, которое мы используем: настоящие нейромячики, производство США, комплекты из двух штук, диаметр 6 см.;  вместо этих дорогих мячей Bal-A-Vis-X можно приобрести цветные мячи для большого тенниса ( мы приобрели и такие); балансировочные доски; балансировочные подушки- степперы массажные.

ЦЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ:

1. Во-первых, это ритм. Имеется в виду естественный ритм. Не стук метронома, не музыкальный ритм, вообще не какой-нибудь звук из внешнего источника. Речь идет во внутреннем ритме, который является естественным и комфортным для человека и который позволит как можно проще и естественнее выполнять то или иное упражнение, запомнить его на уровне мышечной памяти.

2. Во-вторых, это работа глаз, пространственная ориентация. В течение 30-минутного сеанса приходится до тысячи раз переводить взгляд и менять фокусировку зрения по трем основным осям: лево-право, вниз-вверх, ближе-дальше).

3. В-третьих, сотрудничество. Много упражнений являются парными или групповыми. Тут принципиально важна синхронность, а значит всем и каждому приходится учиться работать в команде.

4. В-четвертых, это ответственность. Как только новичок достаточно овладеет тем или иным упражнением или комплексом упражнений, предложите ему научить своего менее опытного товарища.

Такие упражнения очень полезны для всех детей, страдающих гиперактивностью, испытывающих трудности в автоматизации поставленных звуков, в освоении навыков чтения и письма, страдающих дислексией, не умеющих выстраивать нормальные отношения со взрослыми и сверстниками, для заикающихся и многих других категорий.

Суть заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками. Начинается все с самых простых движений: балансы, перекладывания из руки в руку, работа в парах- перекладывание мячей разными способами в руки партнера. Затем каждый участник занятий просто кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку.

Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя мячиками. А в какой-то момент их вообще начинают выполнять стоя на балансировочной доске! Доску можно заменить балансировочной подушкой.

Мы постарались создать перспективное планирование с комплексами упражнений с усложнениями, с подборками упражнений на автоматизацию звуков изолированно, в слогах, в словах и предложениях- чистоговорках и речевых игр на обогащение словаря и формирование лексико- грамматического строя речи.

В качестве примера все игры и упражнения с мячиками мы объединим с речевым материалом на автоматизацию звука  Л.

1.БАЛАНСЫ. Базовое упражнение, с которого начинается нейрокоррекция с мячиками. Просим ребенка стоять прямо (следите чтобы не прогибался спину при понятии рук) и удерживать мячики на вытянутых руках. Сначала учимся удерживать мяч на ладони, затем на кулачках, на тыльной стороне ладони на пальцах. Если ребенку трудно держать мячики, не пытайтесь освоить все три вида балансов сразу, отводите один день на каждое упражнение или переходите ко второму варианту после того, как ребенок освоит первый. Сначала делаем одной рукой, затем другой, только после этого сразу двумя. Одновременно автоматизируем звук Л изолированно- Л Л Л Л Л

Игры с мячом в кругу. Один мяч.

Инструкция: По часовой стрелке- правая ладонь ребенка лежит сверху левой ладони соседа слева, левая ладонь соответственно под правой ладонью соседа справа. Меняем положение рук- против часовой стрелки.

Примеры речевых игр и упражнений:

•        «Я иду в поход и беру с собой …»(слово со звуком Л)- лопату. И передает мяч следующему. Тот в свою очередь должен назвать слово предыдущего игрока+ свое слово- лопату, ложку и т.д. Лопату. Лопату-ложку. Лопату- ложку-палатку. Лопату- ложку- палатку-молоток и т.д.

•        «Летела корова, сказала слово, какое слово сказала корова?» Последний игрок, на котором закончилась скороговорка, придумывает слово со звуком Л и начинает передавать его по слогам. На последний слог ребенок должен убрать руку, не брать мячик. МО-ЛО-КО-ВОЗ!

•        «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку-Мяч не даст поставить точку. Первый ребенок придумывает любое слово с заданным звуком, следующий придумывает слово на последний звук предыдущего. Балкон- наволочка-акула- алфавит- туфли- иголка и т.д.

•        Счет до 10 и обратно. Например: одна белая футболка, две белые футболки….десять белых футболок; десять полосатых полотенец, девять полосатых полотенец….два полосатые полотенца, одно полосатое полотенце.

Мяч у каждого игрока

Инструкция: Мяч у каждого игрока в правой руке. Он перекладывает его в свою левую руку, затем передает в  правую руку соседа слева. В это время в его правую руку сосед справа кладет свой мяч. Это по часовой стрелке. Можно поменять направление (и соответственно руки)- против часовой стрелки

•        Читаем стихи с соответствующим ритмом на автоматизацию звука.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Синий, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Игры в парах

1.Дети сидят (стоят) напротив друг друга, у каждого мяч в правой руке. Ребенок передает мяч себе в левую руку- раз, правую руку возвращает назад- два. Затем из левой в правую таким же способом.

ЛА ЛА ЛА ЛА – наша лодочка мала

ЛО ЛО ЛО ЛО – потеряли мы весло.

2.Мяч у каждого ребенка в правой руке. Передача в левую руку партнера-раз. Возвращаем правую руку в исходное положение- два.

Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал-

Я не бегал. Я скакал!

3.У одного игрока два мяча в обеих руках. На счет раз- передаем оба мяча партнеру, на счет два- обе руки в исходное положение.

Белый снег. Белый мел.

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

4.Мяч у каждого игрока в правой руке. На счет раз- перекладываем мяч в свою левую руку, на счет два- возвращаем правую руку в исходное положение, на счет три- из левой руки передаем мяч в правую руку партнера, на счет четыре-возвращаем левую  руку в исходное положение.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Синий, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

5.Оба мяча в двух руках одного ребенка. На счет раз- передаем мячи партнеру- руки крест- накрест. На счет два- руки в исходное положение.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

6.Оба мяча в руках одного игрока. На счет раз передаем прямо в руки партнера. На счет два – руки в исходное положение, на счет три- передаем крест- накрест, на счет четыре- в исходное положение.

Лось лосенку покупал

 ласты, лыжи и пенал.

А лосиха мама

Ласты и панаму

Упражнения с мячом стоя.  Мяч в верхней плоскости. Подбрасывание и ловля.

1.        Подбрасывание и ловля правой рукой

2.        Подбрасывание и ловля левой рукой

3.        Подбрасывание и ловля обеими руками

4.        Подбрасывание правой рукой, ловля левой. И наоборот.

5.        Перебрасывание с правой в левую руку, передача мяча за спиной в правую руку. И наоборот.

6.        Одновременное подбрасывание и ловля – из правой руки в левую и из левой в правую.

7.        Подбрасывание и ловля правой рукой из- под левой руки и наоборот. Отрабатываем предлоги.

8.        Подбрасываем правой рукой и ловим в стаканчик левой рукой. И наоборот.

Мяч в нижней плоскости. Отбивание мяча и ловля.

Ловить мяч можно двумя способами: «чашечкой» и «дракончиком»

1. Отбивание об пол  и ловля правой рукой.

2. Отбивание и ловля левой рукой.

3. Отбивание и ловля обеими руками.

4.Отбиваем правой рукой, ловим левой. И наоборот.

5. Отбиваем правой рукой, ловим левой, передаем снова в правую за спиной. И наоборот.

6. Одновременно отбиваем обеими руками, ловим наоборот: из правой руки в левую, из левой руки в правую.

Сопутствующие речевые игры и упражнения:

1.        Назови дни недели, месяцы.

2.        Счет прямой и обратный в пределах 10, 20.

3.        Счет десятками до 100.

4.        «Я знаю 5 названий» (овощей, транспорта, одежды, мебели и др.).

5.        Посчитай слоги: лак-1, ла-па, ло-па- та, ве-ло-си-пед, др.

6.        Сосчитай-ка: одно полосатое полотенце, два полосатых полотенца….5.

7.        Один- много: стол- столы, стул- стулья.

8.        Назови ласково: лодка- лодочка, ложка- ложечка.

9.        Жадина: лыжи- мои лыжи, ландыш- мой ландыш, лошадь- моя лошадь.

10.        «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»- подбросить или отбить мяч, когда услышишь звук Л.

11.        «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

12.        «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

13.        «Мяч бросай и животных называй» (птиц, деревья и др.)

14.        «Кто может совершать эти движения?» Кто и что — летит, бежит,

15.        Ходит, плавает, лежит?

После освоения детьми всех этих упражнений вводятся балансировочные доски и балансировочные подушки- степперы массажные.

Литература:

1.        Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985

2.         Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2003

3.         Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 1997

4.        Рязанова С.Г. Игры с мячом в логопедической коррекции. ж – л «Логопед» №5 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"

В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...

Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Логопедическая работа по автоматизации звуков в предложении. Логопедическая работа по использованию  предлогов у детей с ОНР....

использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...

Выступление на педсовете: Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи: • Познакомить с особенностями инновационной технологии - ...

Использование нейромеханизмов в работе учителя- логопеда в условиях логопункта как здоровьесберегающая технология

Система работы / Перспективное планирование на учебный год  подготовила: учитель- логопед Васильева И.Н.  2023-2024 гг.месяцСенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика( Обяз...

Использование нейромеханизмов в работе учителя- логопеда в условиях логопункта

В данном пособии я хотела бы поделиться апробированной системой работы учителя- логопеда по использованию нейроподхода в коррекции речевых нарушений старших дошкольников в условиях логопункта...