Игрушки для незрячих детей
консультация по коррекционной педагогике

Некоторые рекомендации по подбору игрушек для незрячих детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrushki_dlya_nezryachih_detey.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ ДЛЯ СЛЕПОГО РЕБЕНКА

●        Лучше давать небольшие игрушки хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.

●        Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно–образные игрушки из очень мягких материалов, когда при нажатии на игрушку изменяется ее форма.

●        В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

●        Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движения рук слепого ребенка: пирамидки, матрешки, стаканчики.

●        Для игры с мячом можно подобрать озвученный мяч, а также резиновый средних размеров (35–50 см в окружности). Мячи можно набивать самостоятельно.

●        Значительную помощь в развитие ребенка оказывают музыкальные игрушки. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, а также музыкальные каталки, пищащих птичек и т.д.

●        Детей нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см).

●        Материалы и фактура. Материал должен быть приятным на ощупь, иначе ребенок будет отказываться от игрушки. Также, материалы и фактура игрушек должны быть разнообразными: дерево, пластмасса, металл, ткань, мех, резина с гладкой, шершавой, рифленой поверхностью. Это способствует развитию тактильной чувствительности и обогащает познания об окружающем слепого ребенка. Помним: Холодные материалы могут быть неприятны для осязания, дети могут отказаться играть с ними. Также по опыту знаем, что чаще всего слепые дети не любят играть с мягкими игрушками. Наибольшая заинтересованность у слепых проявляется к деревянным игрушкам.

●        Твердый материал сохраняет форму предмета, что в познании форм объектов реальной жизни, отображенных в игрушках, компенсирует отсутствие зрения. Так же слепые дети в ходе игровой деятельности с игрушками прилагают к ним определенные усилия, сжимают, мнут, гнут, растягивают и даже кусают их. Могут стучать ими об пол или стены, чтобы появился звук, что является одним из методов познания слепыми детьми окружающего мира через слуховой анализатор. Поэтому необходимо подбирать игрушки не только достаточно плотные и твердые, но и прочные, чтобы они не раскололись и не травмировали ребенка.

●        При обследовании предметов окружающего мира все маленькие дети, а слепые в особенности, подносят их к лицу, обнюхивают, кусают, облизывают. Поэтому игрушки обязаны соответствовать определенным санитарно – гигиеническим нормам: должны отсутствовать мелкие отдельно прикрепленные детали, материалы должны быть нетоксичными, не пористыми, чтоб легко мыться.

●        Желательно, чтобы игрушки (мячи, другие передвижные игрушки, игрушки, изображающие представителей животного мира) слепого ребенка были озвучены. Это дает возможность малышу развиваться сразу по нескольким направлениям: во – первых, развитие слуховой функции, во — вторых – ориентирование в пространстве, в – третьих, обогащение знаний об окружающем мире. Так как у таких детей отсутствует зрительный образ предмета, то они строят свое узнавание его на звуковом сигнале. Также, по звуку слепые дети хорошо ориентируются в пространстве, развивают возможность манипулирования предметами и общую моторную ловкость.

●        Материалы, из которых изготовлены игрушки, их части, покрытие, наполнитель должны быть без запаха. Сильный запах может оттолкнуть ребенка, вызвать аллергическую реакцию либо сформирует образ предмета, связанный с определенным запахом. Последнее крайне нежелательно, так как у слепых людей обоняние развито сильнее, чем у нормально зрячих, запах является таким же маркером предмета или объекта, как форма и цвет. Поэтому, не обладая зрительными ориентирами, слепой ребенок не будет узнавать идентичные предметы, если у них будет отсутствовать соответствующий запах. Это может путать ребенка, мешать верному восприятию окружающей реальности.

ИГРА

Игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается дошкольник. Однако не следует забывать о том, что слепые дети не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить нужные действия, развернуть сюжет. Отсутствие зрения мешает им в полном объеме воспринимать окружающие предметы, подражать действиям, которые выполняет взрослый. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему надо делать руками и телом. При этом важно не забывать оречевлять все выполняемые действия.

 Правила обучения игре незрячих детей:

1. постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, рассказывать об их внешнем виде, характерных признаках, свойствах и особенностях, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения);

2. предоставлять возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению;

3. создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами;

4. при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка. Игрушки желательно подбирать из разных материалов, средние по размеру, с четко выделенными деталями, реалистично отражающие тот объект, который они изображают (например: зайчик с длинными ушами, четко выделяющимися четырьмя лапами, маленьким хвостиком).

5. привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших бытовых дел. Это необходимо для расширения жизненного опыта ребенка и обогащения сюжета игры.

Этапы освоения игры:

- Подвесьте погремушки разнообразные по форме и звучанию, на расстоянии вытянутой руки. Подвесьте и мелкие мягкие надувные игрушки или просто предметы (деревянные шарики, разноцветные ленточки), предварительно привязав к ним маленькие колокольчики, тогда ребенок, однажды коснувшись игрушки случайно и получив приятные касательно-слуховые впечатления, будет стремиться к повторению движения.

- Вкладывайте в руки ребенка небольшие предметы. Это необходимо для того, чтобы развивать у ребенка навык хватания. Предлагайте ребенку предметы с разнообразными звуками, раздающимися при встряхивании. Кроме стандартных, купленных в магазине погремушек, вы можете давать ребенку различные коробочки и баночки (тщательно закрытые), в которые насыпаны мелкие предметы (горох, крупа, пуговицы и т. п.). Со временем емкости могут быть более объемными, что будет стимулировать у ребенка стремление удерживать их обеими руками.

- Положите на стол 2-3 игрушки. Сначала покажите ребенку, как он может найти игрушку, передвигая его руку по поверхности стола и громко называя игрушки. Потом можете предоставить ему возможность для самостоятельных поисков. Не жалейте усилий для того, чтобы ребенок постоянно имел в руках какой-либо предмет с интересной поверхностью, формой. Учите манипулировать этими предметами, чтобы вызвать различные звуки и этим привлечь ребенка к действиям с предлагаемыми предметами. Кроме погремушек и простых по форме предметов, вы можете предложить ребенку различные вкладыши-стаканчики

При знакомстве с новыми предметами или игрушками обязательно следует называть их и комментировать свои действия с ними.

- Предложите игры с бумагой, картоном, целлофаном, гофрированной бумагой (только не фольгой, она неприятна для осязания и холодит кожу пальцев). Покажите, как можно сминать, разрывать бумагу.

- Знакомьте с различными сюжетными игрушками (игрушки животных, куклы и т. д.). Будьте готовы к тому, что в большинстве случаев дети сначала неохотно соглашаются играть с новыми игрушками. Они необычны по материалу (например, мех), велики по размеру, не производят никаких звуков. Постарайтесь заинтересовать ребенка игрушкой.

- Игры с куклой. Для ребенка с нарушением зрения кукла является особой игрушкой, и играть с ней нужно учить не только девочек, но и мальчиков по нескольким причинам. Во-первых, кукла представляет собой модель человека, и, следовательно, с ее помощью ребенок сможет «увидеть» себя со стороны, более четко представить соотношение частей тела человека. Во-вторых, в игре ребенок может использовать свой жизненный опыт и перенести на куклу те действия, которые обычно производят с ним самим. При правильном обучении кукла может стать основным персонажем любой сюжетной игры детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте.

- Строительно-конструкторские игры. Начинать следует с простейших построек. Предлагайте деревянные и металлические конструкторы. Можно предлагать делать простые игрушки из бумаги, проволоки, дощечек.

- Игры с мячом. Можно научить ребенка обхватывать мяч двумя руками, поднимать его над головой и бросать в разных направлениях. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно отыскать его, используйте звуковой мяч, тогда при движении он будет издавать звук, и ребенок сможет, услышав этот звук, самостоятельно определить направление его движения. Желательно, чтобы ребенок ориентировался на голос и старался бросить мяч вам. Учите также ловить мяч двумя руками, ударять мячом об пол и узнавать по звуку, когда мяч коснется пола. Научите ребенка различать мячи по фактуре (резиновый ─ пластмассовый), по характеру поверхности (резиновый ─ гладкий, пластмассовый ─ шероховатый), по звуку при ударе о твердую поверхность.

- Обучение целесообразным (адекватным) предметно-игровым действиям с предметами и игрушками.  Например: «Угостим куклу чаем», «Положим куклу спать», «Катя (Андрюша) собирается на прогулку», «Поможем Кате постирать одежду», «Отметим Катин день рождения» (с использованием других игрушек) и т. п.

Прежде чем вы начнете действовать с куклой руками ребенка, убедитесь в том, что это действие ему знакомо, и он может его выполнить с настоящими предметами.

Для подготовки ребенка к выполнению действий с куклой мы рекомендуем сначала познакомить его с натуральными предметами, моделями которых он будет пользоваться в предметной игре. Затем переходим к показу и обследованию игрушек, изображающих эти предметы. Обязательно следует показать ребенку, чем отличается настоящий предмет от игрушки и чем они похожи (величина, форма, материал).

В следующий раз вы уже можете предложить ребенку совершить действия, как с натуральными предметами, так и их моделями. Важно научить ребенка точному выполнению действий с игрушкой в соответствии с назначением реального предмета. Сначала действия выполняются совместно взрослым и ребенком, постепенно помощь взрослого уменьшается. Когда ребенок усвоит все необходимые действия, можно подключить к игре куклу или другую сюжетную игрушку и начинать обучать ребенка воображаемым действиям с атрибутами предметной игры. Необходимо путем сравнения реальной и игровой ситуации постоянно обращаться к имеющемуся у ребенка опыту и закреплять соотнесение куклы и живого объекта.

После всей этой предварительной работы, ребенок уже может соединить несколько действий в один сюжет (пока еще с вашей помощью) и привнести в игру что-то свое.

- Игры- сортировки (форма, величина, материал, свойства поверхности). Можно использовать крупы, желуди, шишки, камешки и другие природные материалы.

- Игры с пуговицами и петлями, молниями, маленькими крючками, петельками, лентами или шнурками для завязывания и т. д..

- Найди такой же (по звуку, на ощупь)

- Шнуровки, вкладыши

- Широко используйте для игр природные материалы (песок, глину, крупы)

Главный принцип, которому необходимо следовать на протяжении всего дошкольного периода, ─ постоянно давать ребенку в руки все предметы, находящиеся в его окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития осязания и мелкой моторики незрячих детей.

Игры для развития осязания и мелкой моторики незрячих детей....

подборка игр на закрепление навыков ориентировки у незрячих детей

В данном материале представлено краткое описание 4-х классических этапов обучения незрячих детей ориентировке и приведена небольшая картотека адаптированных игр. Игры разной с...

подборка игр на закрепление навыков ориентировки у незрячих детей

В данном материале представлено краткое описание 4-х классических этапов обучения незрячих детей ориентировке и приведена небольшая картотека адаптированных игр. Игры разной с...

"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания" консультация для родителей

Рекомндации педагога родителям: Как приучить  незрячих детей пить и есть....

"Формирование у незрячих детей навыков самообслуживания"

Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда – основная задача родителей. Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет....

"Приобщение незрячих детей к чтению"

Особенности наших воспитанников требуют, чтобы книгу можно было взять в руки, рассмотреть иллюстрации, обвести пальцем то, что заинтересовало, перелистать, вернуться к прочитанному тексту и рассмотрен...

Тактильная книга для незрячих детей

В материале рассказывается что такое тактильная книга, каковы её основные функции, какое  значение имеет  тактильная книга в жизни незрячего ребёнка, указаны виды тактильных книг, из какого ...