Особенности развития детей 2-ой группы РДА (по классификации О.С.Никольской)
консультация по коррекционной педагогике

Сизова Мария Михайловна

 Материал раскрывает особенности развития детей 2- ой группы  с РДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_2-oy_gruppy_rda.pptx315.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития детей 2-ой группы РДА (по классификации О.С. Никольской) Подготовила учитель – логопед Сизова М.М.

Слайд 2

Дети второй группы несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Это дети с отвержением внешней среды (стереотипные действия и защита от неприятных ощущений извне)

Слайд 3

Раннее развитие детей 2-й группы РДА. Дети активные, требовательные в выражении своих желаний и неудовольствия, наиболее избирательные в первых контактах с окружающим миром, в том числе с близкими. Уже в раннем возрасте проявляются разнообразные формы аутостимуляции ( повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов ). Наиболее ранние и частые – раскачивания, прыжки, потряхивания ручками перед глазами. Ребенка привлекает скрипение зубами, игра с языком, он в поиске особых тактильных ощущений, возникающих отраздражения поверхности ладони, от фактуры бумаги, ткани, сжимания целлофановых пакетов, верчения колёсиков и т.д. Часто у ребёнка выраженный дискомфорт и страх могут вызвать прикосновение к голове, капля сока, или воды на коже. Отмечаются упорные страхи горшка, мытья головы, стрижки ногтей, волос и т.п.

Слайд 4

Внешний вид, специфика поведения. Дети выглядят как страдающие – напряжены, скованы в движениях, при этом демонстрируют аутостимулирующие стереотипные движения, может проявляться двигательное беспокойство, в том числе стереотипные прыжки, бег по кругу, кружение, пронзительный крик и страх войти в кабинет. Речь эхолаличная и стереотипная, со специфичной скандированностью или монотонностью, не связанная по смыслу с происходящим. Речевые стереотипии могут выглядеть как повторение одного и того же фрагмента или выступать как аутостимуляция звуками («тики – тики», « диги – диги » и т.д.).

Слайд 5

Темповые характеристики деятельности, работоспособность или критичность оценить достаточно сложно, так как малейшее напряжение вызывает усиление стереотипий, эхолалий и других способов аутистической защиты. Характер деятельности – произвольность регуляции собственных действий и целенаправленность, самоконтроль трудно проверить. Ребёнок захвачен собственными стереотипными способами аутистической защиты. Вмешаться в деятельность ребёнка возможно, подключившись к его стереотипиям. Так удаётся удержать простые алгоритмы деятельности, заданные взрослым.

Слайд 6

Обучаемость ребёнка достаточно трудно оценить вследствие трудностей организации продуктивной деятельности. Родители отмечают, что ребёнок обучается бытовым и социальным навыкам, но привязывает их к конкретной ситуации , и эти навыки не переносятся в какие – либо другие ситуации. Развитие психических процессов неравномерно и специфично. Восприятие фрагментарно, избирательно, выраженная приверженность к постоянству . Наблюдается полевое поведение, особенно в непривычных для ребенка условиях. Задания конструктивного плана выполняет механистично, действуя методом проб и ошибок. Игровая деятельность представляет долгое стереотипное «зависание» на отдельных манипуляциях. Ребёнок типично выстраивает предметы рядами, стереотипно действует с предметами, но возможны и более сложные действия. Игровая символизация невозможна.

Слайд 7

Эмоциональное развитие. Большая чувствительность и ранимость в контактах, непереносимость визуального контакта, хотя ребёнок «по – раннему» выражает свои переживания, часто переходит на крик, реже – на аутоагрессию. Недоступно считывание контекста ситуации, но ребёнок как бы чувствует «эмоциональный знак» ситуации. Прогноз дальнейшего развития и адаптации зависит от своевременности начатой психолого – педагогической, медицинской, в т.ч. медикаментозной помощи, и включенности семьи в коррекционную работу. В этом случае возможно формирование новых бытовых и учебных стереотипов, что позволит подготовить ребёнка к включению в мини- групповую деятельность. Необходимо учитывать, что такой ребёнок трудно адаптируется в любой новой ситуации и при любых изменениях лучше чувствует себя в привычной обстановке. Возможно обучение на дому по индивидуальной программе. Овладение элементарным счетом, чтением. Нуждается в постоянной опеке. Возможно овладение элементарными трудовыми навыками.

Слайд 8

Дифференциальная диагностика 2 типа РДА от других нарушений Сравниваемые параметры РДА Глухота Отсутствие отклика на обращение, оборачивание на источник звука + + Данные аудиометрии, подтверждающие степень потери слуха - + Реакция на звук, голос даже в аффективно значимых ситуациях + - Слежение за движением губ собеседника - +

Слайд 9

Сравниваемые параметры РДА Умственная отсталость Трудности привлечения внимания + + Сложности обучения бытовым навыкам + + Манипулятивность игры + + Бедность речи + + Задержка в развитии тонкой моторики + + Эмоциональная хрупкость + - Особенности речи + - Интерес к знаку, букве, цифре + - Стремление к общению - + Зрительный контакт - +

Слайд 10

Сравниваемые параметры РДА Нарушения речи(сенсорная и моторная алалия, дизартрия) «Непонимание» речи окружающих, невыполнение словесных инструкций + +при сенсорной алалии Отсутствие речи + + при алалии Сохранность невербальной коммуникации(жестов, мимики, зрительного контакта, наличие возгласов с целью привлечь внимание) - + «Прорывы слов в аффективно значимых ситуациях» + - Эффективность логопедического вмешательства - +

Слайд 11

Сравниваемые параметры РДА Органическая деменция Распад целенаправленной деятельности + + Потеря или отсутствие речи + + Двигательные стереотипы + + «Полевое» поведение + + Распад речи по типу афазии - + Грубые нарушения контакта + - Синдром Ретта Двигательные стереотипии + + Распад приобретённых навыков + + Особенности игры + + Наличие эхолалий + + Отсутствие визуального контакта + + Особенность стереотипных движений руками + «Моющие», «заламывающие», как правило по средней линии руки Атаксии, апраксии туловища и походки - + Большая частота судорожных припадков, эпизодические приступы учащенного дыхания - +

Слайд 12

Сравниваемые параметры РДА ДЦП Наличие мышечного гипо - и гипертонуса, запаздывание в формировании моторики, нарушение плавности движений, их силы, точности + + Двигательные стереотипии + + Дизартрические расстройства + + Нарушение моторных действий с предметами; в игре + + Симбиотическая связь с матерью + + Психическая тормозимость , страхи, боязнь нового + + Отставание в психическом развитии + + Наличие вторичных аутистических проявлений Аутистические проявления есть всегда + Эффект от массажа + Отсутствие эффекта от кратковременного массажа

Слайд 13

Сравниваемые параметры РДА ДЦП Нарастание затруднений в движениях и речи по мере усиления аффективного к ним отношения + - Наличие вычурности, манерности движений + - Компонент зависимости в симбиозе с матерью В большей степени выступает компонент эмоциональной зависимости В большей степени выступает компонент физической зависимости При разлуке с матерью-психические нарушения органического круга (усиление саливации, гиперкинезов) - + Страхи физической беспомощности - + Психическая тормозимость , связанная с реальными трудностями Тормозимость присутствует, но не связана с конкретными реальными трудностями + Нарушения эмоционального развития по типу «органического инфантилизма» - +

Слайд 14

Сравниваемые параметры РДА ДЦП Черты эгоцентризма, обусловленные гиперопекой Ребёнок эгоцентричен всегда, независимо от присутствия или отсутствия гиперопеки + Сохраняется визуальный контакт + +

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности развития детей 1 младшей группы"

В презентации для родителей "Особенности развития детей 1 младшей группы"  я раскрыла те навыки и умения, которыми должны владеть дети с 2-х до3-х лет к концу учебного года. Здесь в полной мере р...

Консультация для родителей "Особенности развития детей в логопедической группе"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20  городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...

Особенности развития детей разных возрастных групп.

В материале отражены особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, полезные для педагогов и родителей....

Особенности развития детей второй младшей группы детского сада

2 младшая группа детского сада расчитана на детей возрастом 3-4 года....

Особенности развития детей второй младшей группы детского сада

2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...

Статья: Особенности развития детей второй младшей группы детского сада

2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...

Статья: Особенности развития детей второй младшей группы детского сада статья (младшая группа)

2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...