Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Овощи.Огород".
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Фищева

Литературные произведения для разития связной речи у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Овощи. Огород»

«Сказка о полезных овощах» (М. Шкурина)

Как-то летом гостил Серёжа у бабушки в деревне. Хорошо в деревне — солнышко, речка, чистый воздух. На улице можно играть с ребятами с утра и до самой темноты! Только вот часто Серёжа с бабушкой ссорился. А всё почему? Бабушка для внука готовила вкусные обеды из фруктов и овощей, а мальчик их есть не хотел. «Это я не люблю. Это я не буду. Вот это красненькое я не ем! Вон то зелёненькое убери!» — вот что слышала бабушка каждый раз, когда уговаривала мальчика сесть за стол. Бабушка расстраивалась, да и самому Серёже было неприятно её обижать, но вот ничего поделать с собой он не мог. Одним утром, перед завтраком, вышел мальчик во двор, с солнышком поздороваться. Вдруг услышал Серёжа со стороны бабушкиных грядок с овощами чьи-то голоса. Огляделся он, нет никого. Подошёл поближе к грядкам и рот разинул от удивления. Это разговаривали друг с другом овощи на грядках. Да не просто разговаривали, а спорили.

— Я самый главный! – заявлял картофель. – Я лучше всех овощей насыщаю, даю силы на целый день!
— Нет, я самая главная! – не соглашалась оранжевая морковка. – Знаете, сколько во мне витамина – бета-каротина? Он очень для глаз полезен. Кто будет его много кушать, тот до самой старости будет видеть хорошо.
Слушает Серёжа морковку, а сам головой кивает. Вот оказывается, почему бабушка так хорошо видит, и не надевает очки даже когда шьёт или вяжет. Она, наверно, морковку любит.
— Не только ты, подружка, богата бета-каротином, — ответила тыква. – И во мне его много. Как и других полезных витаминов! Я помогаю человеку бороться с осенними болезнями, когда на улице сыро и ветер. Во мне и витамин С есть!
— О, если зашла речь о витамине С, то это вы ко мне обращайтесь! – рассмеялся мясистый сладкий красный перец. – Во мне его ого-го сколько! Больше чем в лимонах и апельсинах! При простудах помогает, организм укрепляет.
— А я вообще один из самых полезных овощей! – улыбнулась кудрявая капуста брокколи, поправляя свои зелёные листочки. – И чего во мне только нет! Хоть вари меня, хоть сыро кушай – сплошные витамины! А вкус! Знаете, какой из меня супчик получается?
— Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Разве вы не слышали поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня. Значит, что я от многих болезней человека могу вылечить. Да и вообще меня во все блюда добавляют. Без меня они не такие вкусные.
Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и разом затихли, как будто только что не спорили друг с другом.

— Вот чудеса! – прошептал Серёжа, и тут бабушка позвала его завтракать.

Мальчик понял, что ужасно проголодался и побежал мыть руки. По пути он вспоминал, что сегодня приготовила бабушка на завтрак. А когда вспомнил, что она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда будет кушать бабушкины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и здоровым.

«Барыня Капуста» (И. Ревю)

Однажды малыши Морковка и Свёколка спросили у своих мам, почему Капусту называют «барыней»? А надо сказать, что Капуста и впрямь в огороде была, как барыня. На грядке она занимала много места, да и сама гряда, выделенная под капусту, была больше других. Полив ей был обеспечен самый обильный; да и сорняки её побаивались. К росткам моркови и свёклы они пристраивались легко, а вот от Капусты предпочитали держаться подальше. Она такая крупная, задавит ещё ненароком.

Мамы малышей Морковки и Свёколки толком не знали, почему Капусту величают барыней. Они решили расспросить об этом царя Гороха.

— Капуста – барыня потому, что она всегда наряжается, ходит в ста одеждах. А кто ходит в богатых одеяниях, тот и барыня. Да и к тому же она – такая крупная, здоровая. Настоящая русская барыня, — сказал царь Горох.

Морковь и Свёкла весело закивали. Им так нравилось, как растёт Капуста. У неё такой красивый зелёный цвет. Цвет надежды.

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Мимические упражнения

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

  • Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»): а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б)с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

Упражнения для губ и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до « пяти-шести »).

Толстячкихудышки. Изобразить, овощи на грядке. тыквы, кочаны капусты «толстячки»; огурцы, стручок гороха и другие - «худышки».

Упражнения для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в огород. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язычок-листок прикрыл огурца бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. На даче есть качели. Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

Ковшик. Сделать из языка «чашечку». «В Катин ковшик я положу спелые помидоры, в Ванин — огурцы, в Костин— редиску».

  • Развитие мелкой моторики

Созрели овощи на грядке:

Сжимать – разжимать кисти рук.

Картошка, репа, кабачок,

Соединять указательный, средний и безымянный пальцы правой руки по очереди с большим.

Фасоль, капуста, сладкий перец,

Соединять мизинец правой руки с большим, затем указательный и средний пальцы левой руки с большим.

Лук и гороховый стручок.

Соединять безымянный палец и мизинец левой руки с большим.

  • Развитие общей моторики

В огород пойдем, хоровод заведем.

Дети идут по кругу, держатся за руки.

В хоровод возьмем редиску, с ней присядем низко-низко.

Приседают, держатся за руки.

В хоровод возьмем морковку и с морковкой спляшем ловко.

Пляшут, держат руки на поясе.

Вверх потянемся с лучком,

Тянутся вверх, поднявшись на носочки.

Побежим за кабачком

Бегут по кругу друг за другом.

И поскачем по дорожке, как зеленые горошки.

Скачут по кругу друг за другом.

Лексика

существительные: овощи, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель, редис, бобы, горох, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, кочан, редька, баклажан, патиссон, чеснок, салат, ботва, стручок, огород, грядка, урожай.

прилагательные: спелый, сочный, хрустящий, крепкий, красный, зелёный, фиолетовый, круглый, продолговатый, овощной, пузатая (тыква), толстокожий.

глаголы: расти, поливать, зреть, копать, выкапывать, полоть, сеять, удобрять, срывать, выращивать, выдёргивать, срезать, собирать, рассаживать, пересаживать.

антонимы: сладкий - горький, сажать-выкапывать, маленький - большой, мелкий- крупный, гладкий - пупырчатый.

По произведению М.Шкуриной «Сказка о полезных овощах»:

витамин С, бета-каротин, капуста брокколи, блюда (еда), мясистый, кудрявая, сплошные (витамины), тыквенная, полезные (овощи), насыщаю, укрепляет (организм), не горячитесь, сыро, разом (затихли), басом, «рот разинул от удивления», « ничего поделать с собой он не мог», «ужасно проголодался», «бороться с осенними болезнями»

По произведению И.Ревю «Барыня Капуста»:

одеяния, барыня, сорняки, полив, ростки, грядки, богатые (одеяния), обильный, крупная, величают, наряжается, предпочитали держаться, закивали, пристраивались, впрямь, ненароком, толком (не знали).

Образные средства языка: «цвет надежды», «настоящая русская барыня».

Грамматический строй речи

1. Игра: «Узнай по описанию»

2. Игра «Назови ласково» (Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами): капуста-капусточка, морковь-морковочка, и т.д.

3. Игра «Один - много» (Словоизменение: существительных ед.ч. во мн.ч. в именительном падеже) : тыква-тыквы, перец-перцы, и т.д.

4. Упражнение «Из чего – какой?» (словообразование: относительные прилагательные) сок из тыквы - тыквенный сок, сок из моркови - морковный сок и т.д. +(пюре, салат, суп)

5. Игра «Один - много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): огурец - много огурцов, овощи - много овощей и т.д.

6. Упражнение «Закончи предложение»

Помидор круглый, а морковка….

Огурец овальный, а тыква…..

Лук горький, а морковка…..

Огурец зелёный, а свёкла….

Редиска мелкая, а редька….

Морковь растёт в земле, а помидор…

7. Игра «1-2-5, будем овощи считать» (согласование числительных с существительными)

Один огурец, два огурца, пять огурцов; баклажан, кабачок, редиска, перец.. и т.д.

Связная речь

«Сказка о полезных овощах» М.Шкурина

Пересказ «Сказки о полезных овощах» Марии Шкуриной с опорой на мнемотаблицу.

Беседа по содержанию:

Почему Серёжа часто ссорился с бабушкой? Чьи голоса он услышал на грядках? Как вы понимаете выражение: «рот разинул от удивления»? Из-за чего ссорились овощи? Кто из овощей говорил: «Я лучше всех овощей насыщаю, даю силы на целый день!»? Чем полезна морковка? Кто из овощей « помогает человеку бороться с осенними болезнями, когда на улице сыро и ветер»? В каком из овощей больше всего витамина С? Почему кудрявая капуста брокколи считала себя самой полезной? Кто из овощей хвалился, что «от многих болезней человека могу вылечить. Да и вообще меня во все блюда добавляют»? Что понял Сережа из подслушанного спора? Что нужно делать, чтобы стать «сильным, ловким и здоровым»?

«Барыня Капуста» И.Ревю

Беседа по содержанию.

-Какой овощ в огороде называют «барыней»?

-Какое отношение в огороде было к Капусте?

-Почему сорняки боялись Капусты?

-Какие овощи захотели узнать о Капусте побольше?

-Как объяснил царь Горох, почему капуста – барыня?

-Почему Морковке и Свеколке нравилось ,как растёт Капуста?

Пересказ по картинкам.

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки:

Игра «Дружные овощи»

Цель: учить детей в зависимости от хода игры обьединяться в разнородные группы.

Детям раздаются шапочки овощей, по названию овощного блюда детям предлагается обьединяться в группы разного состава (в зависимости от потребности овощей в определённом блюде). Например: борщ – свёкла, морковь, лук, картофель, капуста, помидоры, сладкий перец, чеснок; рассольник – огурцы, картофель, морковь, лук; свекольный салат – свёкла, чеснок; овощное рагу и т.д.

Развитие психологической базы речи:

«Запомни героя»

Цель: развитие долговременной памяти.

Каждому ребенку зачитывает цитата из рассказа, фраза, которую о себе говорил тот или иной герой. Ребенок отгадывает, чья это фраза и запоминает своего героя до конца занятия. В конце занятия нужно назвать своего героя.

Картошка, морковка, тыква, красный перец, лук, брокколи.

«Отгадай»

Цель: развитие пространственных представлений.

На доске поле, с картинками овощей из рассказа и другие (поле 3 на 3 клеточки). Каждому ребенку загадываем овощ, указывая его пространственные расположения (левый верхний угол, справа от капусты и т.д.). Ребенок отгадывает загадку и овощ.

Развитие эмоционально-волевой сферы:

Релаксация «Семена овощей»

Цель: развитие воображения, снятие эмоционального напряжения.

Лёжа на подушках, дети слушают голос взрослого и представляют все, о чем читают.

«Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Теплое солнышко пригревает семена, дождик поливает. Семена растут, растут, становятся выше и сильнее. Медленно поднимайте руки и тянитесь к солнышку. Солнышко сильно припекло и растения завяли. Расслабьте руки и опустите их вниз, опустите на ковер. Полил дождик, растения снова ожили и потянулись к солнышку. На грядке замечательные овощи!».

Используем музыкальное сопровождение.

Взаимодействие с воспитателем

Знакомство с авторами произведений «Сказка о полезных овощах» и «Барыня Капуста».

Чтение и обсуждение литературного произведения.

Познакомить детей с другими сказками И.Ревю: «Заморский Баклажан»,«Тыква-хлебосольница», «Картошка–путешественница».

Дидактические игры «Угадай на вкус», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний»(со сменой признака)

Дидактическая игра «Вершки и корешки». Материал: карточки с вершками и корешками овощей. Игровые правила: искать свой вершок и корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару. Игровые действия: поиск пары; составление целого растения.

Рисование тычком жесткой полусухой кистью «Овощи».

Дидактическая игра «Собери урожай» изготавливается своими руками. Материал: 5 корзин разного цвета: красная, желтая, фиолетовая, зеленая, оранжевая. Карточки с овощами, соответствующими по цвету корзинам. Попросите детей собрать урожай в корзины таким образом, чтобы овощи и фрукты соответствовали по цвету корзине.

Конструирование в технике «бумагопластика - мятая бумага» «Белокочанная капуста».

Практическая работа с участием детей и родителей «Готовим овощной салат»

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание

«Гости ходят в огород» муз. Д.Кабалевского

Пение

«Урожайная» муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной

Пальчиковые гимнастики под музыку «Урожай», «Редиска» муз.Л.Гавришевой, сл.Н.Нищевой

Музыкально-ритмические движения

«Огородная - хороводная» муз. Б.Можжевелова, сл. Н.Пассовой

«Зайки и капуста» Н.Нищевой

Развитие танцевально-игрового творчества

Развитие умения импровизировать под музыку «Придумай танец овощей»

Развитие ритмической способности

Ритмическая игра

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение произведений «Сказка о полезных овощах» М.Шкурина, «Барыня Капуста» И.Ревю. Обсуждение прочитанного.

Рекомендации: рассмотреть, попробовать на вкус вместе с ребенком овощи, обсудить вкусовые ощущения, приготовить блюдо из овощей.

Консультация «Как приучить ребёнка есть овощи».

Организация выставки «Дары осени».

Папка-раскладушка «Пальчиковые игры «Огород. Овощи»

Информационный блок для родителей по лексической теме на стенде «Логопед советует».

Цифровые образовательные ресурсы

Веселый Огород. Советские мультфильмы. Союзмультфильм.

Развивающий мультфильм-песенка про овощи.

«Вейся капустка». Русская народная песня слушать.

Аудио сказка «Огурцы» Н.Носов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов по развитию связной речи у дошкольников по теме "Весенние приметы"

Целью мастер-класса является  создание условий для индивидуальной работы с детьми по формированию связной речи.  ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема «Овощи. Огород»

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе  тема «Овощи. Огород»Составила воспитатель I категории  Коваленко О.В.Цель:Составление описательного рассказа...

План по самообразованию на тему "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2023-2027гг

Ллан по самообразованию "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников расчитан на пять лет  с учетом ФГОС и возрастных особенностей воспитанников....

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе Тема «Овощи. Огород»

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группеТема «Овощи. Огород»Цель: Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах.Задачи:О...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Правила дорожного движения".

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"День Победы".

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...