Целевые ориентиры по АОП ЗПР ДО
консультация по коррекционной педагогике

Степоненкова Светлана Александровна

Материал содержит описание целевых ориентиров согласно АОП ЗПР ДО по трем возрастным группам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии из целевых ориентиров  к 3 годам.

1. Первый вариант 

  • ребенок, готов к положительным эмоциональным контактам (стремится к общению) с педагогическим работником
  • ребенок, готов к положительным  контактам с другими детьми
  • подражает движениям и действиям, жестам и мимике
  • включается в предметно-практическую деятельность;
  • охотно включается в игровая деятельность со взрослым
  • проявляет интерес к другим детям, стремится к совместному участию в играх
  • начинает проявлять самостоятельность в некоторых бытовых действиях
  • стремится к результату в своих действиях
  • осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
  • проявляет интерес к окружающим предметам, активно действует с ними
  • выполняет орудийные действия - использует предметы с учетом их функций.
  • может использовать предметы в качестве орудий в проблемных ситуациях
  • овладевает практическими пробами и примериванием.
  • идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона
  • знает и называет два-четыре цвета,
  • ориентируется в количестве (один - много),
  • выполняет действия со знакомыми предметами на основе зрительного соотнесения;

в плане речевого развития:

  • активно реагирует на простую и 2-3-х-звенную словесную инструкцию педагогического работника, связанную с конкретной ситуацией,
  • способен к слуховому сосредоточению и различению знакомых неречевых звуков;
  • понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, понимает глаголы ед. числа настоящего времени и повелительного наклонения, понимает прилагательные, обозначающие некоторые свойства предметов;
  • понимает некоторые грамматические формы слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции),
  • активно употребляет существительные обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег),
  • включается в диалог - отвечает на вопросы педагогического работника,
  • пользуется элементарной фразовой речью
  • стремится повторять за взрослым предложения из двух-трех слов, двустишия, речевое сопровождение
  • эмоционально реагирует на музыку,
  • воспроизводит темп в движениях под музыку,
  • воспроизводит простейшие "повторные" ритмы,
  • проявляет интерес к изобразительным средствам
  • осваивает элементарные изобразительные навыки (точки, дугообразные линии),
  • может сосредоточиться и слушать стихи, короткие сказки,
  • рассматривает картинки, проявляет интерес к красочным иллюстрациям,
  • сотрудничает с педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании);
  • с удовольствием двигается - ходит,
  • бегает в разных направлениях,
  • стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивает, лазает, перешагивает);
  • способен подражать движениям педагогических работников в плане общей и мелкой моторики; осваивает координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой) и предметами обихода (чашкой, ложкой, предметами одежды).

2. Второй вариант:

  • использует предметы по назначению, но самостоятельные бытовые действия технически несовершенны:
  • плохо пользуется ложкой,
  • редко пытается надеть предметы одежды, чаще ждет помощи педагогического работника;
  • осваивает действия с предметами: поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, на выключатель, листает страницы книги, нанизывает кольца на пирамидку, но делает это неловко, часто без учета величины,
  • вкладывает в отверстия вкладыши, используя многочисленные практические пробы и примеривание, однако эти действия недостаточно продуктивны и результативны;
  • осваивает предметно-игровые действия - по подражанию и с помощью педагогического работника сооружает из кубиков постройку, катает машинку, кормит куклу, но самостоятельно чаще ограничивается простыми манипуляциями с предметами, быстро теряет к ним интерес;
  • коммуникативная активность снижена, но по инициативе педагогического работника включается в сотрудничество,
  • использует мимику, жесты, интонации, но они недостаточно выразительны,
  • редко обращается с просьбой, включается в диалог,
  • в совместную деятельность с другими детьми по своей инициативе не включается;
  • ребенок понимает обращенную речь, ориентируется в ситуации, но выполняет только несложные инструкции,
  • активный словарь ограничен,
  • пытается объединять слова во фразы, но затрудняется в словоизменении;
  • интерес к окружающим предметам и явлениям снижен, требуется стимуляция со стороны педагогического работника;
  • действуя практическим способом,
  • соотносит 2-3 предмета по цвету, форме, величине;
  • узнает, показывает и называет изображения знакомых игрушек и предметов на картинках, при этом часто требуется помощь педагогического работника;
  • методом проб и ошибок пытается найти решение наглядно-практической задачи, но затрудняется действовать по зрительному соотнесению;
  • ребенок уверенно самостоятельно ходит,
  • переступает через барьеры,
  • поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень,
  • может подпрыгивать, держась за руки педагогического работника,
  • затрудняется в прыжках на одной ноге,
  • не удерживает равновесие, стоя и в движении;
  • мелкая моторика развита слабо, затруднены тонкие движения, не сформирован "пинцетный захват",
  • не любит играть с мозаикой,
  • графомоторные навыки не развиты (ребенок ограничивается бесцельным черканием и изображением каракуль).


Предварительный просмотр:

Критерии из целевых ориентиров  к 5 годам:

  1. Социально-коммуникативное развитие:
  • Взаимодействует с педагогическим работником в быту и в различных видах деятельности. Стремится к общению с другими детьми в быту и в игре под руководством педагогического работника.
  • Эмоциональные контакты с другими детьми становятся более устойчивыми.
  • Самостоятельно вступает в общение, использует вербальные средства.
  • В игре соблюдает элементарные правила,
  • В игре осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, В игре выполняет ролевые действия, носящие условный характер,
  • В игре участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий,
  • В игре способен к созданию элементарного замысла игры,
  • В игре активно включается, если воображаемую ситуацию создают педагогические работники. Замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям педагогического работника. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы,
  • Стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью педагогического работника.
  • Использует предметы домашнего обихода, действует с ними с незначительной помощью педагогического работника
  • Использует предметы личной гигиены.
  1. Речевое развитие:
  • Понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из нескольких звеньев.
  • Различает на слух речевые и неречевые звучания,
  • Узнает знакомых людей и обучающихся по голосу,
  • Дифференцирует бытовые шумы.
  • Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных,
  • Понимает глаголы, обозначающие движения, действия, эмоциональные состояния человека, Понимает прилагательные, обозначающие некоторые свойства предметов.
  • Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы).
  • Проявляет речевую активность,
  • Употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.
  • Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.
  • Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.
  • Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность.
  • Повторяет двустишья и простые потешки.
  • Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
  1. Познавательное развитие:
  • Ребенок может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 5-10 минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов
  • Показывает по словесной инструкции и может назвать две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.
  • Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький"). Выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту (3 шт).
  • На основе зрительной ориентировки подбирает предметы по форме,
  • На основе зрительной ориентировки подбирает предметы по величине,
  • Идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона,
  • Называет цвета спектра,
  • Называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
  • Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира.
  • Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима)
  • Узнает реальные явления и их изображения: контрастные части суток (день и ночь).
  • Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.
  • Различает понятия "много", "один", "по одному", "ни одного",
  • Устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.
  • Учится считать до 5 (на основе наглядности),
  • Называет итоговое число,
  • Осваивает порядковый счет.
  • Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку,
  • Ориентируется в направлении пространства "от себя",
  • Понимает предлоги, обозначающие пространственные отношения: на, в, из, под, над
  • Употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения: на, в, из, под, над.
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.
  • Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.
  • Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании).
  • Появляется элементарный предметный рисунок.
  • Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.
  • Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки различных музыкальных инструментов.
  • Выполняет с помощью педагогического работника и самостоятельно музыкально-ритмические движения.
  • Выполняет с помощью педагогического работника и самостоятельно действия на шумовых музыкальных инструментах.
  • Подпевает при хоровом исполнении песен.
  1. Физическое развитие:
  • Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.
  • Практически ориентируется и перемещается в пространстве.
  • Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией.
  • Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.
  • Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором, крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.


Предварительный просмотр:

Критерии из целевых ориентиров  к 7-8 годам.

1 Социально-коммуникативное развитие:

  • Осваивает внеситуативно-познавательную форму общения с педагогическим работником
  • Проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению.
  • Проявляет готовность к общению с другими детьми.
  • Способен к общению и адекватным межличностным отношениям с другими детьми
  • Проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении,
  • Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
  • Демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре,
  • Проявляется способность к децентрации,
  • Оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм поведения;
  • Способен учитывать интересы и чувства других,
  • Способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
  • Способен адекватно проявлять свои чувства,
  • Старается конструктивно разрешать конфликты,
  • Оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов,
  • Способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогическим работником
  • Способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с другими детьми,
  • Может соблюдать правила безопасного поведения
  • Соблюдает правила личной гигиены,
  • Проявляет способность к волевым усилиям,
  • Совершенствуется регуляция деятельности
  • Совершенствуется контроль деятельности
  • Совершенствуется произвольная регуляция поведения
  • Обладает начальными знаниями о себе
  • Обладает начальными знаниями социальном мире, в котором он живет,
  • Овладевает основными культурными способами деятельности.
  • Обладает установкой положительного отношения к миру
  • Обладает установкой положительного отношения к разным видам труда,
  • Обладает установкой положительного отношения к другим людям
  • Обладает установкой положительного отношения к самому себе,
  • Стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника,
  • Проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.

2 Познавательное развитие:

  • Уровень познавательной активности повышается: задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира.
  • Мотивационных компонентов деятельности повышается,
  • Улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и другое),
  • Улучшаются показатели произвольной регуляции поведения
  • Улучшаются показатели произвольной регуляции деятельности,
  • Возрастает продуктивность слухоречевой памяти, ( объем и прочность запоминания)
  • Возрастает продуктивность зрительной памяти, ( объем и прочность запоминания)
  • Осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане
  • Может выделять существенные признаки
  • С помощью педагогического работника строит простейшие умозаключения
  • С помощью педагогического работника производит обобщения,
  • Осваивает приемы замещения и наглядного моделирования (в игре, продуктивной деятельности)
  • Сформированы элементарные пространственные представления
  • Сформирована ориентировка во времени
  • Осваивает количественный счет в пределах десятка,
  • Осваивает порядковый счет в пределах десятка,
  • Осваивает обратный счет,
  • Осваивает состав числа из единиц,
  • Соотносит цифру и число,
  • Решает простые задачи с опорой на наглядность.

3 Речевое развитие:

  • Стремится к речевому общению
  • Участвует в диалоге,
  • Обладает значительно возросшим объемом понимания речи
  • Обладает значительно возросшими звуко-произносительными возможностями,
  • Употребляет все части речи,
  • Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира,
  • Усваивает обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями,
  • Проявляет словотворчество,
  • Умеет строить простые распространенные предложения разных моделей,
  • Может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность
  • Может составлять рассказы по серии сюжетных картинок
  • Может составлять рассказы по сюжетной картинке,
  • Может составлять рассказы на основе примеров из личного опыта,
  • Умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова
  • Умеет анализировать и моделировать состав предложения,
  • Владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой,
  • Знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес.
  • Знает и умеет пересказывать сказки,
  • Умеет рассказывать стихи.

4 Художественно-эстетическое развитие:

  • а) музыкальное развитие:
  • Способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения,
  • Знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности;
  • Способен выбирать себе род музыкальных занятий,
  • Адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
  • Проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности.
  • б) художественное развитие:
  • Осваивает основные культурные способы художественной деятельности,
  • Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах; художественной деятельности.
  • Развит интерес к изобразительной деятельности
  • Развиты основные умения в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация),
  • Развиты основные умения в конструировании из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);
  • Использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством.

5 Физическое развитие:

  • Развита крупная моторика,
  • Развита мелкая моторика
  • Движения рук достаточно координированы
  • Рука подготовлена к письму,
  • Владеет основными движениями, их техникой,
  • Может контролировать свои движения и управлять ими,
  • Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений, Обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и другое),
  • Развита способность к пространственной организации движений,
  • Развита способность к слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма,
  • Проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям.

 Развитие функционального базиса для формирования предпосылок универсальных учебных действий (далее - УУД) в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах является важнейшей задачей дошкольного образования.

Для соотнесения параметров развития выпускников дошкольных образовательных организаций рекомендуется анализировать и дифференцировать параметры

  • познавательной деятельности,
  • организационного компонента деятельности,
  • продуктивного компонента деятельности,  
  • коммуникации
  • обучаемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования"

Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования....

Целевые ориентиры в проекте ФГОС

К ЦО ДО в проекте ФГОС относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:1.     Инициативность и самостоятельность в разных ви...

Пути достижения целевых ориентиров согласно ФГОС ДО

Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:·                   Инициативность и самостоятельно...

"Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...

Логоритмика как средство развития речи и ВПФ ребёнка с ОВЗ в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Презентация о логоритмическом воздействии как о целостном воспитательно-коррекционном процессе, прибижающем ребёнка к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования....

Целевые ориентиры в работе учителя-логопеда

1 слайд: Целевые ориентиры в работе учителя - логопеда. 2 слайд: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологически...

Консультация для родителей "Целевые ориентиры возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС ДО"

Уважаемые родители! Предлагаем Вам познакомиться с целевыми ориентирами возможных достижений ребёнка....