Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников с элементами ТРИЗ"
консультация по коррекционной педагогике

Спицына Екатерина Сергеевна

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников с элементами ТРИЗ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_s_elementami_triz.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие речи дошкольников с элементами ТРИЗ»

Подготовила: учитель-логопед Спицына Е.С.

Чем четче и выразительнее его речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем глубже и богаче способность познавать реальность. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут складываться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Очевидно, что поиск средств взаимодействия с дошкольниками обязателен для того, чтобы воспитать талантливого человека, который может мыслить нестандартно, смотреть на окружающий его мир. Такими средствами взаимодействия по праву можно считать инновационные технологии, которые являются необходимым условием в работе педагога в сфере дошкольного образования. Одной из таких технологий являются ТРИЗ-технологии.

ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач. ТРИЗ-педагогика, как научно-педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Ее целью выступает формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных задач в различных сферах деятельности.

Впервые технология ТРИЗ появилась в детских садах в 1987 году. Её автором является выдающийся российский ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Данная технология изначально предназначалась для инженерной деятельности, но закономерности, на которых построена данная теория, позволяют использовать ее во множестве областей, в особенности - в педагогике.

Методы ТРИЗ послужили созданию методик по развитию речи дошкольников. Технология ТРИЗ также называется РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален тем, что он является наиболее благоприятным периодом для раскрытия творческих способностей каждого ребенка

Речевое развитие детей не ограничено рамками специально организованной деятельности, именно поэтому элементы ТРИЗ-технологии можно использовать в свободной деятельности детей, тем самым стимулируя их речь. Когда ребенок задает вопрос, мы можем спросить: «А как ты сам думаешь?», «Давай порассуждаем вместе?». Используя наводящие вопросы, мы подводим ребенка на правильный ответ, который ему удалось самому найти.

Находясь на прогулке, мы можем использовать метод фантазирования, например, «оживить» какую-либо природную стихию, изменить законы природы и т. д.

Оживим снег: кто его мама? Как думаешь, есть ли у снега друзья? Какой по характеру снег?

В работе по ТРИЗ-технологиям по развитию речи используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них:

Метод мозгового штурма

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Взаимодействие

Разделить детей на две группы. Одна группа: "Генераторы идей", другая группа: "Проницательные аналитики" или "Эксперты". Сначала генераторы высказывают свои идеи, а эксперты слушают молча. Высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше.

Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

- Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?

- Как не ссориться с мамой?

 Метод Синектика

Синектика - это метод аналогий.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Взаимодействие (3 человека)

- представь, что ты ель, расскажи нам о себе (перенеси на неё свои качества личности, характер)

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний 

Взаимодействие

Мы будем сравнивать технические и природные системы.

Самолёт - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т. Д.

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

- О чем думает ваша обувь?

- О чем думает мебель?

 Метод Да - нет – кА

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Взаимодействие (1 человек)

Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-д...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ-технологии

Формирование представления о цыпленке, как представителе домашних птиц с помощью системного оператора, с использованием ИКТ...

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.

   Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, в...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Тема занятия: "Путешествие в осенний лес"Цель занятия: ознакомление дошкоьников с миром животных, развитиесвязной монологической речи.На занятии использовала элементы ТРИЗ технологии....

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ "Платье для Золушки"

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшей группы....

Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...