Развитие фонематического восприятия
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа)

Фонематическое восприятие – специальные умственные дей-ствия по установлению звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, усвоения правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматиче-ским строем языка, а значит успешного освоения учащимся чтения и письма.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического восприятия в работе с детьми при дислалии

Слайд 2

Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие» Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Слайд 3

Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия: Овладение умением узнавать звук на фоне слова Умение выделять первый и последний звук в слове Умение определять последовательность, количество звуков в слове Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам

Слайд 4

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем : • нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих - звонких, свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, шипящих - свистящих и т. п.); • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; • затруднение при анализе звукового состава речи.

Слайд 5

Дислалия (от греч. Dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

Слайд 6

Формы функциональной дислалии: Акустико-фонематическая дислалия; Артикуляторно-фонематическая дислалия; Артикуляторно-фонетическая дислалия.

Слайд 7

Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонетической дислалии -слабость мышц артикуляционного аппарата -не сформированы правильные артикуляционные уклады -звуки произносятся ненормированно ( Искаженное произношение звуков: ротацизм, ламбдацизм, сигматизм, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм. Замены звуков: параротацизм, парасигматизм и т.д . ) -фонетическое недоразвитие речи

Слайд 8

Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонематической дислалии Нейродинамические нарушения в речедвигательном анализаторе арт.база не полностью арт.база полностью сформирована сформирована замена на более простой неустойчивый звуковой по артикуляции звук облик слова (субститут) (смешение звуков) фонетическое недоразвитие речи Крыса-крыша, Толя-Коля, Сад-Садь, Курича-курица, Рапа-лапа

Слайд 9

Механизм нарушения звукопроизношения при акустико-фонематической дислалии Нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового анализатора первично страдает фонематический слух ребенок не опознает тот или иной акустический признак звука (фонематическое недоразвитие речи) замены или смешения звуков (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) Гора-кора, жук-щук, рыбы-лыба

Слайд 10

Диагностики и методики фонематического восприятия у детей

Слайд 11

Методика Е.Ф. Архиповой С истема обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха, определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени.

Слайд 12

Комплексная диагностическая методика, разработанная В. А. Кисилёвой Содержит традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер и систему бальной оценки. Система включает следующие пробы на обследование фонематических процессов. Восприятие и воспроизведение ритмов. Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез.

Слайд 13

Диагностика фонематических процессов Н. И. Дьяковой Представляет собой комплексную методику, осуществляющую выявление факторов и условий для обеспечения динамики и определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития. Процедура проведения диагностики носит тестовый характер и осуществляет систему бальной оценку, результаты заносятся в сводную таблицу.

Слайд 14

Методика В.В. Коноваленко и С. В. Коноваленко Считают, что определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит — правильного планирования коррекционной работы. В пособии представлен комплект демонстрационных картинок для проведения диагностики.

Слайд 15

Развитие фонематического восприятия

Слайд 16

Игра « Угадай по звуку »

Слайд 17

Игра: «Угадай что звучит»

Слайд 18

Игра «Шумящие коробочки » ( разнообразное содержание коробочек – скрепки, горох, фасоль, крупы, пуговицы, монеты, мелкие камушки, сухой песок и т.д.)

Слайд 19

Упражнение «Повтори за мной» - Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па ка-на-па па-ка-та га-ба-да и т.д . - Повторение серий слогов с разными гласными: ма-мо-му на- ны -но ту-то-та и т.д. - Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов): па-ба по-бо та-да-та ка-га-ка и т.д. - Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: па- пя по-пё пу-пю пы -пи и т.д. - Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков: па- тпа на- пна ка- фка фа- тфа пта-пто-пту-пты кта -кто- кту - кты тма-тмо-тму-тмы кна-кно-кну-кны и т.д.

Слайд 20

Игра «Покажи картинку»

Слайд 21

Игра «Услышишь - хлопни» Педагог произносит ряд звуков (слогов, слов), а дети, услышав заданный звук хлопают в ладоши. Например: - если услышите звук –а-, то хлопайте в ладоши: а) а – о – у – а – и – о – а – а – и …… б) ау – оа – ои – иа – уи – уа …… в) альбом, утка, апельсин, ослик, автомобиль, Аня, Оля…. « Чуткие ушки», «Слушай внимательно», «Поймай звук». Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук. Игра «Кто больше слов придумает» (с мячом) Поймавший мяч должен сказать слово на заданный звук.

Слайд 22

«Помоги собрать вещи»

Слайд 23

Игры на дифференциацию звуков « Лево – право» (п-б) «Фокусник » (в-ф) «Гуси и куры» (к-г) «Выдели слово» (т-д) «Подарки для Зои и Зины» (з- зь ) «Жуки и комары» (ж-з) «Жужжим – шипим» (ш-ж) «Помоги Роме и Рите» (р- рь ) «Спрячь шарик в ладошке– подними шарик»

Слайд 24

«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог успешного овладения навыком чтения и письма» Д.Б. Эльконин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....