Мастер- класс для педагогов и родителей " Фонетическая ритмика"
материал по коррекционной педагогике

В мастер- классе представлено определение фонетической ритмики, цели, которые определяют содержания занятия по фонетической ритмике. А так же дано описание движений фонетической ритмики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов и родителей

« Фонетическая ритмика»

Теоретическая часть

Для устной речи многих слабослышащих детей, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей , так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых

различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  • соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный
  • тембр без грубых отклонений от нормы;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Практическая часть

Движения выполняются одновременно с проговариванием. Начинается движение с исходного положения, затем следует движение на звук. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем. Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений.

Работа над звуками

Гласные звуки

Звук А  Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.Разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а___.

Звук О  Руки разведены в стороны. В момент произнесения звука о___ руки плавно соединяются над головой.

Звук У  Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.Давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у____.

Звук И  Руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч. При одновременном произнесении и___ руки поднимаем вверх.

Звук Э  Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.Вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э___.

Звук Ы  Руки согнуты на уровне груди.Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперед в сторону при одновременном произнесении слога ты.Движение напряженное, сильное, краткое.

Йотированные гласные

Звук Я  Руки согнуты на уровне груди. локти опущены.Взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении я.Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.

Звук Е  Руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч,

пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны при одновременном произнесении е.Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.

Звук  Ё  Руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, пальцы рук находятся на уровне рта.Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при одновременном произнесении ё.Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

Звук  Ю  Руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении ю.Движение напряженное, слабое, удлиненное.

Согласные звуки

Звук П  Руки согнуты на уровне груди.локти опущены.Резкие движения (как удары) в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слотов па, па.Движение напряженное, сильное, краткое.

Звук Т  Руки согнуты на уровне груди. локти опущены.Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз при одновременном произнесении слогов та, та.Движение напряженное, сильное, краткое.

Звук К  Руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти

разведены в стороны. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.

Движение напряженное, сильное, краткое.

Звуки Б, Д Руки согнуты на уровне груди. локти опущены. Наклониться вперед и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцытела и одновременно произнести слога ба или да.Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.

Звук Г  Руки расположены перед грудью. В момент многократного произнесения слога ГА соединять большой и указательный пальцы рук.

Звук С  Руки согнуты на уровне груди. локти опущены. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их внизплавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с___.

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

Звук Ш Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш___.

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

Звук Ф  Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.  Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф____.Движение напряженное, сильное, удлиненное.

Звук Х  Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.Положить руки на область диафрагмы, слегка наклонить корпус вперед, одновременно произнесли слоги х___а,х___а.Движение напряженное, сильное, удлиненное

Звук З  Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.Описать в воздухе кистями рук небольшие круги и вернуть руки в И. п. при одновременном произнесениез___. Движение напряженное, сильное, удлиненное.

Звук Ж  Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж___ Движение напряженное, сильное, удлиненное.

Звук В  Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в___.

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

Звук Ц  Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, резко разжать их, туловище слегка наклонить вперед при одновременном произнесении ц, подчеркивая фрикативный элемент (с____). Движение напряженное, сильное, краткое.

Звук Ч  Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.Поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при одновременном произнесении ч. Движение напряженное, сильное, краткое.

Звук М Руки согнуты на уровне груди, локти опущены. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м ____.

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

Звук Н Руки согнуты на уровне груди, локти опущены.  Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н ___.

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

Звук Л  Руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти

разведены в стороны. Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла...

Движение слегка напряженное, слабое, краткое.

Звук Р  Руки вытянуты вперед на уровне груди.Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р___, р ___, р___.

Движение напряженное, сильное, длительное.

Работа над речевым дыханием и слитностью речи

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Дыхательные упражнения

 выработка диафрагмального дыхания: вдох – носом, выдох – ртом.

 фонационные упражнения: вдох – носом, на выдохе говорить: ф_____.

Речевое дыхание.

  • Дети стоят по кругу. Резко ударить перед собой руками, зажатыми в кулаки на уровне талии, сказать кратко: па. Затем сразу же развести руки в стороны от уровня талии , сказать протяжно па___.
  • Руки положить на область диафрагмы. Перед тем как сказать слог или ряд слогов – сделать вдох.

            па ____

            по ____

            пу____

            па___по___

            па__по___пу___

Рекомендуемая литература:

        Власова Т. М. ,Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М. , 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»

Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Карнавальный костюм клоуна за полчаса".

Данный мастер-класс разработан для родителей и педагогов. В нем описаны рекомендации как можно изготовить карнавальный костюм "Клоуна" за короткий промежуток времени с использованием подручных средств...

Мастер класс для педагогов и родителей

опытно экспериментальная деятельность дошкольников...

Мастер-класс для педагогов и родителей: Авторская разработка "Изготовление "Чавага" как нетрадиционного самодельного музыкального инструмента"

Все, что создано природой и человеком имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать  и тогда ты откроешь музыку даже вне совместимых с музыкой предмет...

Мастер класс для педагогов и родителей

Мастер – класс для воспитателей и родителей детейстаршей логопедической группы    Тема: «Секреты работы логопеда для всех».    Подготовила:учитель – логопедБубе...