Консультации для родителей
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Консультации для родителей по коррекционной работе с детьми ЗПР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 542.09 КБ | |
| 122.53 КБ | |
| 548.21 КБ | |
| 295.75 КБ | |
| 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем занять ребёнка?
Если ваш ребёнок чем-то занят, увлечён, это очень хорошо, но ещё лучше, если это занятие не только завладевает его вниманием, но и учит чему-то новому. Ниже предложены варианты занятий для вашего ребёнка, которые будут интересны и полезны для его умственного, речевого и творческого развития.
Такие непростые сложные слова. Речь ребёнка должна быть грамотной и распространённой, на её развитие должны быть направлены не только занятия в детском саду. В процессе игр и развлечений тоже можно найти моменты, где есть место для развития речи. Например, во время поездки в автобусе или машине. Каждый день мы куда-то отправляемся с ребёнком, и чтобы это время не проходило зря, можно использовать ограниченное пространство машины для игры в слова. Оно поможет пополнить словарный запас ребёнка, а также развить фантазию и сообразительность.
По пути вам, возможно, встретятся какие-нибудь из следующих объектов: бензоколонка, автомашина, самосвал, спортплощадка. Расскажите ребёнку о том, что названия этих объектов образованы из двух разных слов. Обсудите это с ним, выясните, понимает ли он, почему это происходит. Пусть ребёнок предложит свои варианты сложных слов. Проговорите слова вместе с малышом. Так он лучше их запомнит, и они будут в его словарном запасе.
Обобщающие слова. Эта игра очень простая, но в то же время она учит классифицировать предметы. Её суть в том, что вы вместе с ребёнком выбираете какую-нибудь категорию предметов – транспорт, одежда, посуда – категория может быть любой. Будет очень интересно, если это будет как категория, которая хорошо знакома ребёнку, так и новая информация, с которой он только начал знакомство.
Вы говорите ребёнку фразу: «Назови три предмета, которые относятся к посуде …», а он дополняет её тремя известными ему предметами, относящимися к этой категории. После этого предоставьте ребёнку возможность сделать то же самое. Можно намеренно допускать ошибки, пусть поупражняется в их поиске и исправлении. Если игроков несколько, то можно предложить каждому отдельную категорию предметов, а можно дать им самим
Поиграйте в игры:
- «Наоборот». Сможет ли ребенок подобрать к слову противоположное по значению (большой – маленький, горячий – холодный, далёкий – близкий, ранний – поздний, старый – новый, темный – светлый, высоко – низко, грустно – радостно, медленно – быстро и т.д.). Такие слова не только показатель развития речи, но и показатель сформированности мыслительных процессов.
- «Картинки». Ребенок должен называть все предметы, которые он видел на картинке. Игра подходит для разных групп – дошкольников и тех, кто посещает подготовительные классы, потому что есть возможность выбрать уровень сложности. Например, ребенку в 4 года показать 2-3 предмета, а тому, кто старше – 6-7. Это полезное упражнение для детей, у которых нет ЗПР, ведь умственное развитие необходимо всем.
- «10 отличий». Для развития памяти игру можно усложнить, немного поменять условия. Например, ребенок смотрит 10 минут на картинку, её убирают, и он разглядывает другое изображение. Задача − назвать отличия, не имея возможности смотреть на обе картинки сразу.
- «Запомни зоопарк». Ребенку показывают различных животных – мягкие игрушки или карточки с ними. Затем дошкольник должен рассказать, кто именно был в зоопарке. Чем больше животных будет названо, тем лучше.
- «Опиши игрушку». Это упражнение выполняют дети 5–7 лет, и уровень интеллекта у них становится выше. Суть проста: ребенку в течение 2 минут показывают игрушку. Малыш должен выработать навык запоминания, не забыть детали. Игрушку забирают. Спустя полчаса ребенка нужно попросить описать предмет, который он рассматривал. Это упражнение рекомендуется делать каждый день.
- «Назови одним словом». Можно играть со старшими дошкольниками или школьниками. Смысл такой: ребенку необходимо назвать слово, которое объединяет несколько вещей из одной сферы. Например, волк, заяц, рысь, лев, тигр – это всё животные. Для детей постарше, с которыми работают индивидуально дома, у психолога или в коррекционной группе, можно устраивать «игру наоборот». Задается какое-то слово, отталкиваясь от которого ребенок должен назвать понятия, соответствующие специфике. Например, транспорт: самолет, поезд, автомобиль, пароход и так далее.
- «Чередование». Можно использовать разные вещи: краски, в том числе и пальчиковые, однородные предметы, например, палочки и так далее. Ребенку предлагают сделать бусы или «выстроить» заборчик с определенной последовательностью цветов.
- «Бывает, не бывает». Игра на мышление, сообразительность и воображение, смысл которой в том, что ведущий называет какую-то ситуацию, бросает мяч ребенку, а тот должен сказать, бывает это в жизни или нет. Например:
− Папа ушел на работу.
− Бывает.
− Поезд едет по воде.
− Не бывает.
− Кролик охотится на волка.
− Не бывает.
Консультацию подготовила учитель-дефектолог Сивко Е.М.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры для развития мышления у дошкольников с ЗПР»
Мышление — это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы и операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
У детей с ЗПР наблюдается задержанный темп формирования мыслительных операций, что в дальнейшем отрицательно скажется на обучении в школе. Такому ребенку сложно будет осваивать общеобразовательную школьную программу. Поэтому очень важно, как можно раньше начать работать над развитием мышления у детей с ЗПР.
Выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Игры, направленные на развитие мыслительных операций
«Разрезные картинки»
Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.
«Исправь ошибку или Небылицы»
Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок должен их заметить и произнести предложение правильно. Например: «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро» и т.п.
«Сравнение картинок»
Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой)?» и т.д. Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос.
«Найди отличия (сходство)»
Ребенку предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий (сходных деталей) за ограниченное количество времени.
«Угадай предмет по его части»
Взрослый показывает ребенку часть (отдельный элемент) картинки, а он должен угадать и назвать предмет, изображенный на ней. Сначала можно использовать картинку-образец с пустым местом для недостающего элемента.
«Чередование»
Ребенку предлагается нанизать бусы. Бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
«Угадай по описанию или загадки»
Взрослый предлагает угадать, о чем он говорит и дает описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)». Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
«Времена года»
Взрослый показывает ребенку сюжетные картины с изображением времен года, называет каждое из них, а ребенок должен разложить их последовательно друг за другом, а затем подобрать к каждому из них подходящие признаки. Если ребенок хорошо справляется с заданием, можно назвать найденные для каждого времени года признаки.
«Отвечай быстро»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое качество (вкус, форму) предмета.
«Что к чему подходит?»
Взрослый показывает ребенку общую картину или карточку с 3-4 предметами, а ребенок должен из них выбрать и назвать пару подходящих друг к другу. Например, ключ и замок, альбом и карандаш (краски), молоток и гвозди и т.д. Взрослый может помочь ребенку, называя один из пары предметов, а ребенок находит другой.
«Назови одним словом»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.
Например: лиса, заяц, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан – фрукты и т.п.
«Найди лишнюю картинку»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
«Последовательные картинки»
Эта игра предназначена для развития умения упорядочивать объекты по смыслу. Ребенку предлагаются картинки, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация: «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность»
Учитель-дефектолог: Сивко Е.М.
г. Железногорск
Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного развития детей. И чем раньше будет начата работа по усвоению родного языка, тем более продуктивным будет воспитание ребенка, тем более полноценно он будет пользоваться им в дальнейшем. Чем лучше ребенок владеет родным языком, тем легче ему общаться с окружающими людьми. Посредством речи реализуется основная функция языка - коммуникативная.
Развитие речи детей проходит через интегрированные занятия, на которых ребенок занимается различными видами деятельности. Таким видом деятельности являются занятия по развитию речи, на которых осуществляется развитие навыков умения построения связанных предложений и рассказов. На них дети учатся выделять основную мысль высказывания и раскрывать тему.
Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. Игры и игровые упражнения активизируют речь детей.
Основными принципами развивающих игр являются переход от игры к занятию, постепенное усложнение задач игры, и тем самым обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих воздействий. Основными обучающими средствами являются игровые приемы и дидактические игры.
- раннем и младшем возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметно-отобразительных играх ребёнок усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий.
Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры, одновременно у ребёнка формируется общение со взрослыми. Развиваются мышление и воображение ребёнка. Таким образом, создаются предпосылки к развитой сюжетно-ролевой игре.
- каждой задаче сюжетно-ролевой игры есть определённая, хотя и воображаемая цель (например, лечить кукол, животных, своих товарищей). Если ребёнок берёт на себя роль врача, то он лечит, как врач. Если медсестры, то делает, как медсестра, при этом выполняет распоряжения врача и просьбы больных.
Поскольку мы сейчас говорим о развитии речи детей в игровой деятельности, то можно отметить, что игровые диалоги и монологи дети также ведут в соответствии с выполняемыми ролевыми действиями. А это значит, что ребёнок постоянно обогащает свой словарь специальными терминами. Например, врач, медсестра, карта, справка, рецепт, шприц и т.д.
Часто у детей по ходу игры возникают вопросы к взрослому, и снова познавательный интерес побуждает ребёнка к разговору, беседе, наблюдению, ребёнок всё чаще задаёт вопросы взрослому.
- развитой коллективной сюжетно-ролевой игре на смену ролевым действиям приходят ролевая монологическая речь и ролевая беседа. Первая может быть представлена высказываниями, смысл которых связан с игровой целью самого ребёнка, а позднее и с игровой целью сверстника.
Ролевая беседа всегда состоит из высказываний детей, по смыслу связанных с ролевыми высказываниями других играющих, общей игровой целью, перспективой игры.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога, активизируют речь ребенка. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. Если ребёнок использует
- игре все знания, приобретённые на занятиях и в повседневной жизни, то игра будет выполнять свою педагогическую функцию – станет деятельностью развивающей, нацеливающей на всестороннее развитие дошкольников.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Знакомят с окружающим миром через образы, звуки. Дети имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать.
Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей.
Предварительная работа: чтение сказки; показ сказки; обсуждение сказки, беседа с детьми на тему: «Чему учит сказка?»; распределение ролей, разучивание и проведение эмоциональной гимнастики, основанной на упражнении детей в изображении чувств героев сказки с помощью мимики, жестов, движений, собственной речи; подготовка атрибутов.
играх-драматизациях ребенок сам исполняет роль «артиста», передает образ героя, используя вербальные и невербальные (интонация, мимика, жесты) средства коммуникации. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, сказочных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений. В подобных играх усваивается богатство родного языка, его выразительные средства. Игры-драматизации способствуют формированию диалогической, эмоционально насыщенной речи. Проигрывание потешек, сказок также влияет на перенос новых слов, словосочетаний в активный словарь ребенка.
- режиссерской игре «артистами» являются игрушки, которыми управляет ребенок. Используя разные средства вербальной выразительности, он «озвучивает» героев и комментирует сюжет.
Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку дети в таких играх чувствуют себя раскованно и свободно. Подобная деятельность является эмоционально насыщенной, что и привлекает в ней дошкольника.
Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника. Такая игра позволяет реализовывать предусматриваемые ФГОС основные направления по развитию речи детей: развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание любви и интереса к художественному слову. В ходе театрализованной игры совершенствуется артикуляционный аппарат, происходит формирование диалогической, эмоционально выразительной, образной речи.
Театрализованные игры строятся на основе литературных или фольклорных произведений, в них всегда присутствуют зрители.
- младшем дошкольном возрасте одной из главных задач речевого развития является воспитание звуковой стороны речи - темпа, интонации, силы голоса. Решение подобной задачи может происходить при разыгрывании многих русских народных сказок. «Три медведя», «Рукавичка» позволяют дошкольникам произносить одни и те же реплики низким (Михайло Потапыч) и высоким (Мишутка, мышка, лягушка) голосом. Драматизация сказки «Теремок», «Кот, петух и лиса» учит имитации движений животных, тренирует детей в употреблении вопросительной и восклицательной интонации.
Диалогическая речь, являясь первичной формой речи, служит основой для зарождения монологической речи. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы. Необходимость развития у ребенка умения строить диалог решается при разыгрывании различных сказок, потешек («Колобок», «Под грибом», «Кисонька-мурысенька», «Курочка- рябушечка»).
Развитию речевых способностей ребенка, а именно умению составлять
рассказы способствуют различные упражнения, предлагаемые Ушаковой О.С., например, «Продолжи сказку...».
Также важно учить ребенка видеть начало, середину и конец рассказа, действия. Подобное умение можно формировать в упражнении «Разложи картинки» (по сказкам «Рукавичка», «Под грибом», «Три медведя»).
Совершенствование артикуляционного аппарата может осуществляться при драматизации доступных детям потешек «Рано, рано поутру...» (автоматизация звука [р]), «Ай дуду, дуду, дуду...» (автоматизация звука [д]). Воспроизведение звукоподражательных слов, голоса животного (потешка «Гуси, гуси», «Козлик») также благотворно влияет на развитие звукопроизношения.
Различные упражнения, проводимые в начале или после окончания театрализованной игры, способствуют и активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Например, использование игр Ушаковой О.С. «Кто лучше похвалит», «Назови одним словом» при драматизации сказки «Три медведя» пополняет словарь ребенка прилагательными, обобщающими понятиями (мебель, посуда), игра «Кто что умеет делать» при инсценировке потешки «Наши уточки с утра...» обогащает речь ребенка глаголами (крякать, гоготать, кукарекать). При обыгрывании сказки «Курочка Ряба» можно упражнять детей в назывании многих качеств персонажей (дед и бабка старые,курочка рябая, мышка серая) и их действий (били, бежала, вильнула, разбилось).
Таким образом, педагогическая значимость театрализованных игр выражается в их активном воздействии на речевое развитие младшего дошкольника. Через ролевые высказывания, драматизацию сюжетов литературных произведений дошкольники активно экспериментируют со словом, мимикой, движением. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Упражнения на различное интонирование слов (грустным, веселым, низким, высоким голосом) развивают мелодико-интонационную выразительность и плавность речи. Именно в театрализованных играх наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя, поэтому такие игры являются одним из эффективных способов воздействия на ребенка. Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дошкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и развитие личности в целом.
Основная цель педагогического руководства –развивать воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового
пространства в группе.
Так, для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта), на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.
- средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно-ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.
- старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы. Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры.
Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки), но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.).
Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества.
Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи. В игре происходит формирования восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)
- Диагноз ЗПР ставится врачом-психоневрологом;
- Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников;
- Причины ЗПР:
- медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания);
- психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье).
- Специалисты, которые могут Вам помочь:
- врач-невролог, психоневролог;
- учитель-дефектолог;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед.
- Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-социального сопровождения.
- Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого медико-педагогическую комиссию (ПМПК) по месту жительства.
Развитие умения общения с детьми:
- Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;
- не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
- выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
- Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребёнку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьёй;
- не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
- Организация режима дня и места для занятий:
- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Специальная поведенческая программа:
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть
- наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны
- поощрениям;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие памяти и внимания.
- Учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось.
- Учить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти.
- Учить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других.
- Учить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти).
- Учить запоминать и выполнять ряд последовательных действий.
- Учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание).
- Учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти.
- Учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.
Коррекция не речевых процессов – зрительного и слухового внимания и памяти.
- Развитие зрительного гнозиса – узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в
неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов.
- Зрительного мнезиса (памяти) – предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр.
- Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса – рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево); ориентировка в окружающем пространстве.
- Развитие моторной готовности - упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию; музыкальные занятия.
- Словарная работа по лексическим планам. Широко использовать стихи, загадки, песни по лексическим темам.
- Развитие функций фонематического анализа (от простых форм до сложных форм).
- Работа по развитию слогового анализа и синтеза (звуко-слоговой анализ слов).
- Работа над предложением – от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному двусоставному предложению, к сложному
(сложносочиненному) предложению.
- Работа над ритмико-интонационным рисунком предложения.
- Анализ предложений, три секрета предложения, схема.
- Знакомство с буквами – воспитание оптических дифференциаций, письмо элементов букв, письмо букв.
Развитие мышления.
- Умение обобщать и классифицировать предметы:
- учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам;
- учить классифицировать предметы по темам, группам;
- учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов.
- Развитие навыка анализа и синтеза:
- учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца);
- учить определять (видеть) целый предмет по части;
- учить отгадывать и загадывать загадки;
- учить понимать смысл пословиц и поговорок;
- учить понимать «Нелепицы» с 6-7 лет.
Развитие ощущения и восприятия.
- Дифференцировать обонятельные ощущения.
- Учить дифференцировать вкусовые ощущения.
- Учить различать цвета (восприятие цветов) - выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет.
- Развитие иллизорного восприятия: учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д.
- Развитие целостности восприятия (зрительного гнозиса) - учить узнавать предметы в перечеркнутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных друг на друга изображений.
- Развитие восприятия пространства - учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их;
- учить находить место предмета в определенном ряду;
- учить вкладывать фигуры в пазлы доски Э.Сегена.
- учить находить место предмета в пространстве (в правом верхнем углу, перед собой, посередине и т.д.)
- Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса
- учить рисовать, конструировать фигуры, сравнивать картинки;
- учить ориентироваться на собственном теле (право, лево);
- учить ориентироваться в окружающем пространстве.
- Развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв.
- Развитие кинестетических ощущений и восприятий.
- Развитие слухового восприятия
- учить различать речевые звуки;
- учить различать звуки по высоте, силе и тембру голоса;
- учить различать слова, близкие по звуковому составу;
- учить дифференцировать слоги, фонемы (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие).
Работа по развитию лексической стороны речи.
Развитие глагольного словаря.
- Уточнить и закрепить названия действий животных.
- Активизировать употребление приставочных глаголов.
- Научить подбирать глаголы совершенного несовершенного вида.
- Научить подбирать антонимы к глаголам.
- Научить подбирать слова, обозначающие действия, к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.
- Научить подбирать синонимы к заданному глаголу.
Развитие номинативной функции речи.
- Уточнение и активизация словаря по лексическим темам.
- Научить образовывать множественное и единственное число существительных.
- Научить употреблять существительные в разных падежах.
- Научить определять предмет по названию его составных частей.
- Научить самостоятельно подбирать названия предметов к названиям действий.
- Научить правильно употреблять в речи предлоги: ИЗ, В, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, С, К, ИЗ-ПОД.
- Научить употреблять сложные слова.
- Учить подбирать антонимы к существительным.
- Учить подбирать синонимы к словам.
- Учить образовывать однокоренные слова.
- Активизировать словообразование существительных суффиксальным способом, префиксальным способом, суффиксально-префиксальным способом.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Умение обобщать и классифицировать предметы.
- Исключение лишнего предмета.
- Умение составлять из частей целое.
- Загадывание и отгадывание загадок.
- Понимание смысла пословиц и поговорок.
- Задание на абстрактно - логическое мышление.
Все задания подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка.
Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так, посмотрев на термометр, расположенный на внешней стороне окна, увидев кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение
- том, что на улице холодно. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам). Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др. Все, чем ребенок занимается в дошкольном возрасте (рисование, лепка, конструирование, различные игры) развивает у него такие мыслительные операции, как классификация, установление причинно-следственных связей, обобщение, сравнение, способность рассуждать, абстрагирование, понимание взаимозависимостей.
Возрастные особенности мышления у дошкольников.
За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения.
Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста.
Кроме того, ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой, например: рисунок может изображать игрушку, а игрушка — то, что нарисовано. Формируется способность к замещению — умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.
По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы — представления
- том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям еще не готов. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Развитие психических функций
Зрительное внимание: Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета », «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных)
изображений предметов», «Лабиринты».
Слуховое внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Можно – нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай», «Назови части».
Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось»,
Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова », «Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.
Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»);
Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг , квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб,
многоугольник) - («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);
Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради
- клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»).
Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки)
Понимание предлогов: (в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из-под, рядом, между, около
Развитие мелкой моторики рук и конструктивного праксиса
- Показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д.
- Показать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем.
- Пальчиковые гимнастики.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
- Завинчивание и отвинчивание крышек, банок, пузырьков.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Нанизывание бус на нитку.
- Изготовление поделок из бумаги, природного материала.
- «Пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки).
- Раскрашивание картинки, не выходя за контуры.
- Обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии).
- Рисование по точкам, по клеточкам.
- Складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали).
- Выкладывание пазлов.
- Складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам.
- Выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме.
- Конструкторы «Lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и др.
- Сборно-разборные игрушки .
- Логические блоки Дьенеша.
- Счетные палочки Кюизенера.
- Кубики Никитина «Выложи квадрат».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"
Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок - будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»
Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...