Адаптированная образовательная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шахова Елизавета Юрьевна
Адаптированная образовательная программа для слабовидящих детей и детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» г. Канска

Адаптированная образовательная программа

Утверждено:

Заведующий МАДОУ № 15

___________ Н.В. Глушкова

Рассмотрена и принята на заседании ППк

Протокол №

« » сентября 2024 года

Ведущий специалист

_____________ (учитель-дефектолог, Туманова Л.Л.)

 

Согласовано

______________

     (Подпись родителя)

Срок реализации: с 16. 09. 2024 г. по 16.05. 2025 г.

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Ф.И.О. ребёнка:

Дата рождения:

Домашний адрес:

В соответствии с коллегиальным заключением ПМПК рекомендована образовательная программа: АОП ДО для слабовидящих детей и детей с нарушением зрения.

Сведения о семье и ближайшем окружении: Семья полная. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Всегда интересуются успехами дочери. Детский сад ребенок посещает регулярно.

Оценка состояния двигательной сферы: Таисия подвижный ребенок. Общая и ручная моторика ребенка развита недостаточно: движения не скоординированы. Общеразвивающие упражнения выполняет по показу  педагога. Основные движения выполняет самостоятельно. Включается в совместные подвижные игры с другими детьми, соблюдает правила игры. Ведущая рука - правая

Сформированность навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков:  Навыки опрятности и самообслуживания  сформированы : аккуратно и самостоятельно одевается и раздевается, во время еды соблюдает этикет, ложку держит правильно. Моет руки по алгоритму, никогда не отказывается от расчесывания, всегда приводит себя в порядок.

Развитие речи и коммуникативные навыки. У ребёнка словарный запас на бытовом уровне. Коммуникативные навыки развиты достаточно, Таисия охотно вступает в контакт с воспитателем и детьми группы. Использует в общении с окружающими речевые средства : обращается по имени, уточняет ситуацию.  Умеет подбирать описательные прилагательные, обобщения. Составляет простые рассказы по картине. Внимательно слушает литературные произведения, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Употребляет в речи вежливые слова. Охотно откликается на просьбу о помощи и сама ее предлагает. Имеет представления о себе и может назвать имя, пол, возраст. Знает членов семьи и называет их по именам. Знает свои обязанности в семье и детском саду.

Сформированность сенсорных (математических) представлений. Сенсорные эталоны сформированы достаточно: называет основные цвета, геометрические фигуры. Может выполнить сериационные ряды. Считает от 0 до 20, иногда путает последовательность. Выполняет пересчет предметов до 10, может соотнести предметы по основным признакам. Устанавливает количественные отношения (больше, меньше, поровну). Умеет решать несложные задачи. Называет соседей числа.

Особенности игровой деятельности. В сюжетно-ролевой игре организованной педагогом, участие принимает, выполняет правила игры, воспроизводит цепочку предметно-игровых действий. Перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность осуществляет, может организовать сюжетно-ролевую игру со сверстниками, где выполняет ведущие роли. В самостоятельной игровой деятельности организовать себя может, подбирает игровое пространство самостоятельно.  В играх, организованных другими детьми, участие принимает.

Сформированность временных и пространственных представлений. Сформированы временные отношения: называет времена года и 2-3 признака, дни недели, части суток. Называет свое имя, фамилию, отчество. Возраст, домашний адрес, город и страну, в которой живет. Ориентируется в группе и на листе бумаги. Употребляет в речи предлоги в, на, под, из-за. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху –внизу, впереди – сзади; далеко - близко) самостоятельно. Имеет представления об опасных и неопасных ситуациях в быту, природе, социуме.

Изобразительная деятельность.К продуктивной деятельности проявляет интерес: нравится рисовать, лепить, закрашивать фигуры, выполнять аппликации, но технические навыки сформированы слабо. Карандаш держит не всегда правильно, не регулирует силу нажима. Внимательно слушает педагога, реагирует на замечания и в процессе работы охотно старается и исправляет свои работы в лучшую сторону.

Конструктивная деятельность. Создаёт простые постройки по образцу и по замыслу, используя различный строительный материал. Ребёнок может работать в коллективе сверстников. Полученные знания умения в свободную деятельность переносит.

Отношение ребёнка к занятиям, организация деятельности. На занятиях проявляет интерес, всегда активна. Внимательно слушает задание, не стесняется задавать уточняющие вопросы.

Доминирующие увлечения и интересы. В свободной деятельности предпочитает игры с девочками, а также уделяют внимание настольным играм.

Цель и задачи

Цель: Создание условий для коррекции нарушений развития ребенка через комплексное сопровождение в воспитательно-образовательном процессе специалистами дошкольного учреждения.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Направления работы педагога-психолога:

  • Формировать способность к проявлению волевых усилий в деятельности.
  • Способствовать обогащению эмоционального восприятия окружающей действительности.
  • Содействовать формированию ценностных личностных качеств будущего школьника (инициативность, самостоятельность, ответственность).
  • Стимулировать умение инициировать беседу, взаимодействие со взрослыми.

Направления работы воспитателей:

  • Учить обращаться по имени, имени-отчеству; уметь изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление, сопереживание, деловое общение;
  • Учить читать и писать (печатать) свое имя, имена родителей (законных представителей);
  • Учить придерживаться последовательности правил организации вербального общения;
  • Учить рассматривать сюжетные, сюжетно-иллюстративные картинки, придерживаясь определенного алгоритма;
  • Учить обращаться к педагогическому работнику за помощью в ситуации чувства опасности, боязни;
  • Учить следовать правилам игры, вести роль, уметь быть ведущим колонны, организатором простой игры;
  • Учить расставлять мелкие предметы быта для занятий, игры на ограниченной площади, используя компенсаторные способы выполнения действия;
  • Учить рассказывать о способах безопасного преодоления препятствий, безопасного использования орудий труда, предметов быта, рассказывать об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования);
  • Формировать представления о социальных эталонах, информационно-опознавательных признаках;
  • Формировать опыт восприятия разнообразных сюжетных, иллюстративных изображений с установлением причинно-следственных связей, о событиях с ориентацией на внешний облик, мимику, жесты, позу изображенных действующих лиц, опыт восприятия лиц людей с разной мимикой;
  • Формировать умения совместного выполнения трудовых операций, конструирования, рассматривания объектов;
  • Учить участвовать в театрализованных играх, играх-драматизациях
  • Формировать умение уверенного свободного передвижения в знакомом пространстве;
  • Закреплять общие представления о семье и ее членах, обогащать представления о внешнем облике родителей, братьев и сестер, бабушки, дедушки в соответствии с возрастом;
  • Формировать  представления об объектах живой и неживой природы, наполняющих пространства жизни человека, о роли и деятельности человека для них;
  • Формировать  представления о роли слуха, обоняния, осязания, зрения, речи в общении и взаимодействии с другими людьми;
  • Формировать представления о собственной трудовой деятельности, видах труда;
  • Формировать знания и умения придерживаться алгоритма трудовых операций для достижения результата;
  • Формировать представления об основах безопасности собственной жизнедеятельности в предметно-пространственной среде образовательной организации и за ее пределами;
  • Формировать  представления о школьно-письменных принадлежностях, предметах, необходимых ученику;
  • Формировать первичные представления о школьном социуме, внешнем облике обучающегося.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направления работы педагога-психолога:

  • Стимулировать познавательную активность, ориентировочно-исследовательскую деятельность.
  • Развивать когнитивные процессы.
  • Способствовать развитию воображения.
  • Обучать самоконтролю, анализу процесса деятельности и результата.
  • Развивать умение осуществлять речевое планирование деятельности.
  • Развивать графомоторные умения.

Направления работы воспитателей:

  • Учить назвать предмет, его части и детали;
  • Учить обследовать предмет с построением структурно-целостного образа, определением его формы, величины, цвета, материала;
  • Учить узнавать предмет по частям и деталям, с изменением пространственных характеристик;
  • Учить отвечать на вопросы, связанные с предметом, развернутым ответом;
  • Формировать навыки пространственной ориентировки "от себя": впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, в центре;  
  • Формировать навыки пространственной ориентировки "от предмета": на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда (на слух, по заданию в деятельности);
  • Формировать навыки ориентировки на плоскости стола, на плоскости листа (стороны: левая, правая верхняя, нижняя, центр, углы: верхние левый, правый; нижние левый, правый края);
  • Учить описывать, пересказывать, рассказывать;
  • Формировать конструктивные умения и навыки, умение моделировать, копировать;
  • Обогащать опыт действий с предметами учебной деятельности: действия с книгой, альбомом, тетрадью, орудийные действия;
  • Учить узнавать и называть образы букв;
  • Формировать умение печатания;
  • Учить выполнять графические задания на клеточном и линейных полях;
  • Формировать сенсорные эталоны: "форма", "цвет", "величина", "пространство".

Образовательная область «Речевое развитие»

Направления работы учителя-логопеда:

  • учить произносить изолированно, дифференцировать, автоматизировать «Щ»;
  • учить произносить изолированно, дифференцировать, автоматизировать «Л»;
  • учить определять количество и последовательность звуков в словах;
  • учить определять место звука в слове;
  • учить изменять существительное мн.ч в Р.п
  • учить правильно употреблять предлоги;
  • учить согласовывать существительное с числительным;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • учить составлять связные рассказы по сюжетной картинке, серии сюжетных картин;
  • учить пересказывать текст.

Направления работы воспитателей:

  • Учить разучивать и воспроизводить стихотворения, требующие однозначных интонаций - радости, страха, жалобы, сочувствия, торжественности, печали;
  • Обогащать опыт имитации интонаций, выражающих положительные и отрицательные чувства или свойства характера;
  • Совершенствовать навыки правильного дыхания в процессе говорения с развитием умений и обогащением опыта в воспроизведении в дыхании пословиц и поговорок, игр-упражнений;
  • Обогащать опыт слушания детских литературных произведений, способствующих обогащению словарного запаса, развитию понимания лексического значения слов;
  • Формировать умения устанавливать контакт с окружающими с помощью речевых средств (обращение по имени, высказывание желания вступить в контакт, постановка вопроса, уточняющего ситуацию);
  • Обогащать опыт использования вариативных форм (приветствия, прощания, благодарности);
  • Формировать умение понимать и выражать свое настроение при помощи слов;
  • Учить вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (достаточная громкость голоса, доброжелательный тон, расположение лицом к партнеру.);
  • Учить самому обращаться с просьбой к другому человеку;
  • Учить обозначать последовательность действий в их логическом единстве, заданном содержанием и искомым результатом деятельности;
  • Учить воспроизводить печатные буквы, элементы прописных букв.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Направления работы музыкального руководителя:

  • Развивать слухо- двигательную координацию - обогащение и расширение опыта выполнения движений разной сложности и разными частями тела под музыку и музыкальные ритмы: ходьба, полуприседы и приседы, движения руками, кистями, пальцами, работа артикуляционного и голосового аппарата, действий - хлопки, постукивания (ладошкой, палкой, в ударные музыкальные игрушки), потряхивание (шумовые игрушки).
  • Расширять опыт слушания музыки, песенок, музыкальных спектаклей, инсценировок;
  • Развивать ритмические способности: умение определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе движения;
  • Развивать способности усваивать заданный  ритм и воспроизводить его в движении: двигаться в соответствии с характером музыки, сохранять темп движения, останавливаться по сигналу и сохранять равновесие.

Направления работы воспитателей:

  • Учить различать объемные формы: шар, цилиндр, конус, форма яйца, куб,параллелепипед, призма; 
  • Формировать представления о людях творческих профессий;

Изобразительная деятельность

  • Учить воспроизводить линии разной формы, сомкнутые и прерывистые;
  • Учить воспроизводить зрительный анализ форм узоров, их фигурных элементов;
  • Учить различать цветовые тона;
  • Учить изображать предметы, объекты природы;
  • Учить изображать сюжеты;
  • Учить изображать декоративные предметы;
  • Учить изображать предметы рукотворного мира;

Музыкально-ритмическая деятельность

  •  Развивать слухо-двигательную координацию: обогащать и расширять выполнения движений разной сложности, и разными частями тела, под музыку и музыкальные ритмы: ходьба, полуприседы и приседы, движения руками, кистями, пальцами, работа артикуляционного и голосового аппарата, действий - хлопки, постукивания (ладошкой, палкой, в ударные музыкальные игрушки), потряхивание (шумовые игрушки);
  • Развивать способности пения с изменением темпа речи: умеренно-быстро, умеренно-медленно, медленно-умеренно-быстро, быстро-умеренно-медленно;
  • Развивать способности усваивать заданный  ритм и воспроизводить его в движении: двигаться в соответствии с характером музыки, сохранять темп движения, останавливаться по сигналу и сохранять равновесие.

Образовательная область «Физическое развитие»

Направления работы инструктора по физической культуре:

  • Развивать и совершенствовать координацию, чувство ритма;
  • Развивать способность к самоконтролю организации и выполнения движений;
  • Развивать правильную осанку в ходьбе, в основной стойке для выполнения упражнения.

Направления работы воспитателей:

  • Формирование представлений о частях тела и их функциональных возможностях;
  • Формирование первичных представлений о зрении и его роли в жизни человека;
  • Расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций;
  • Формировать представления о способах безопасного поведения в различных видах детской деятельности
  1. Содержательный раздел

Сентябрь

Декабрь

Май

 Социально-коммуникативное развитие

Направления работы педагога-психолога:

  • Реализует поставленную цель до конца деятельности.
  • Дифференцирует и демонстрирует различные эмоциональные реакции.
  • Знает о  личностных возможностях и достижениях.
  • Стремится проявить инициативу, самостоятельность, ответственность.

Направления работы воспитателей:

  • Умеет обращаться по имени, имени-отчеству; умеет изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление, сопереживание, деловое общение;
  • Умеет читать и писать (печатать) свое имя, имена родителей;
  • Придерживается последовательности правил организации вербального общения;
  • Рассматривает сюжетные, сюжетно-иллюстративные картинки, придерживаясь определенного алгоритма:
  • Обращается к педагогическому работнику за помощью в ситуации чувства опасности, боязни;
  • Умеет следовать правилам игры, вести роль,  быть ведущим колонны, организатором простой игры;
  • Умеет расставлять мелкие предметы быта для занятий, игры на ограниченной площади, используя компенсаторные способы выполнения действия;
  • Умеет рассказывать о способах безопасного преодоления препятствий, безопасного использования орудий труда, предметов быта, рассказывать об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования);
  • Сформированы представления о социальных эталонах, информационно-опознавательных признаках;
  • Воспринимает разнообразные сюжетные, иллюстративные изображения с установлением причинно-следственных связей, события с ориентацией на внешний облик, мимику, жесты, позу изображенных действующих лиц, лиц людей с разной мимикой;
  • Сформированы умения совместного выполнения трудовых операций, конструирования, рассматривания объектов;
  • Участвует в театрализованных играх, играх-драматизациях;
  • Умеет уверенно свободно передвигаться в знакомом пространстве;
  • Сформированы представления о семье и ее членах, представления о внешнем облике родителей, братьев и сестер, бабушки, дедушки в соответствии с возрастом;
  • Сформированы  представления об объектах живой и неживой природы, наполняющих пространства жизни человека, о роли и деятельности человека для них;
  • Сформированы  представления о роли слуха, обоняния, осязания, зрения, речи в общении и взаимодействии с другими людьми;
  •  Сформированы представления о собственной трудовой деятельности, видах труда;
  • Умеет придерживаться алгоритма трудовых операций для достижения результата;
  • сформированы представления об основах безопасности собственной жизнедеятельности в предметно-пространственной среде образовательной организации и за ее пределами;
  • Сформированы  представления о школьно-письменных принадлежностях, предметах, необходимых ученику;
  • Сформированы первичные представления о школьном социуме, внешнем облике обучающегося.

Познавательное развитие

Направления работы педагога-психолога:

  • Проявляет осознанный, стойкий интерес к когнитивной деятельности,  познавательную активность.
  • Выполняет по аналогии мыслительные операции по классификации, обобщению, сравнению, умозаключению.
  • Умеет трансформировать знакомый образ (явление), используя воображаемую ситуацию.
  • Осуществляет самоконтроль деятельности,
  • адекватно оценивает результат собственной деятельности.
  • Осуществляет последовательное речевое планирование деятельности.
  • Устанавливает причинно-следственные связи, зависимости между объектами и явлениями (на наглядном материале, в реальной жизни).
  • Осуществляет точное графическое копирование (печатные знаки, буквы, геометрические фигуры).

Направления работы воспитателей:

  • Называет предмет, его части и детали;
  • Умеет обследовать предмет с построением структурно-целостного образа, определением его формы, величины, цвета, материала;
  • Узнает предмет по частям и деталям, с изменением пространственных характеристик;
  • Умеет отвечать на вопросы, связанные с предметом, развернутым ответом;
  • Сформированы навыки пространственной ориентировки "от себя": впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, в центре;  
  • Сформированы навыки пространственной ориентировки "от предмета": на, между, над, под, выше, ниже, в ряд, в один ряд, в два ряда (на слух, по заданию в деятельности);
  • Сформированы навыки ориентировки на плоскости стола, на плоскости листа (стороны: левая, правая верхняя, нижняя, центр, углы: верхние левый, правый; нижние левый, правый края);
  • Умеет описывать, пересказывать, рассказывать;
  • Сформированы конструктивные умения и навыки, умение моделировать, копировать;
  • Сформирован опыт действий с предметами учебной деятельности: действия с книгой, альбомом, тетрадью, орудийные действия;
  • Узнает и называет образы букв;
  • Сформировано умение печатания;
  • Умеет выполнять графические задания на клеточном и линейных полях;
  • Сформированы сенсорные эталоны: "форма", "цвет", "величина", "пространство".

Речевое развитие

Направления работы учителя-логопеда:

  • произносит изолированно, дифференцирует, автоматизирует звук «Щ»;
  • произносит изолированно, дифференцирует, автоматизирует звук «Л»;
  • определяет количество и последовательность звуков в словах;
  • определяет место звука в слове;
  • изменяет существительное мн.ч в Р.п
  • правильно употребляет предлоги;
  • согласовывает существительное с числительным;
  • образовывает притяжательные прилагательные;
  • составляет связные рассказы по сюжетной картинке, серии сюжетных картин;
  • пересказывает текст.

Направления работы воспитателей:

  • Умеет разучивать и воспроизводить стихотворения, требующие однозначных интонаций - радости, страха, жалобы, сочувствия, торжественности, печали;
  • Имитирует интонации, выражающие положительные и отрицательные чувства или свойства характера;
  • Сформированы навыки правильного дыхания в процессе говорения с развитием умений и обогащением опыта в воспроизведении в дыхании пословиц и поговорок, игр-упражнений;
  • Умеет слушать детские литературные произведения, способствующие обогащению словарного запаса, развитию понимания лексического значения слов;
  • Умеет устанавливать контакт с окружающими с помощью речевых средств (обращение по имени, высказывание желания вступить в контакт, постановка вопроса, уточняющего ситуацию);
  • Использует вариативные формы (приветствия, прощания, благодарности);
  • Умеет понимать и выражать свое настроение при помощи слов;
  •  Умеет вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (достаточная громкость голоса, доброжелательный тон, расположение лицом к партнеру.);
  • Умеет сам обращаться с просьбой к другому человеку;
  • Умеет обозначать последовательность действий в их логическом единстве, заданном содержанием и искомым результатом деятельности;
  • Умеет воспроизводить печатные буквы, элементы прописных букв.

Художественно-эстетическое развитие

Направления  работы музыкального руководителя:

  • Выполняет движения разной сложности под музыку и музыкальные ритмы.
  • Умеет слушать музыкальные произведения, участвует в музыкальных спектаклях и инсценировках.
  • Умеет определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе движения.
  • Умеет двигаться в соответствии с характером музыки, сохранять темп движения, останавливаться по сигналу и сохранять равновесие.

Направления работы воспитателей:

  • Умеет различать объемные формы: шар, цилиндр, конус, форма яйца, куб,параллелепипед, призма;
  • Умеет воспроизводить линии разной формы, сомкнутые и прерывистые;

Изобразительная деятельность:

  •  Воспроизводит зрительный анализ форм узоров, их фигурных элементов;
  • Различает цветовые тона;
  • Умеет изображать предметы, объекты природы;
  • Умеет изображать сюжеты;
  • Сформированы представления о людях творческих профессий;
  • Умеет изображать декоративные предметы;
  • Умеет изображать предметы рукотворного мира;

Музыкально-ритмическая деятельность:

  • Выполняет движения разной сложности под музыку и музыкальные ритмы;
  • Умеет петь, изменяя темп речи: умеренно-быстро, умеренно-медленно, медленно-умеренно-быстро, быстро-умеренно-медленно;
  • Умеет двигаться в соответствии с характером музыки, сохранять темп движения, останавливаться по сигналу и сохранять равновесие.

Физическое развитие

Направления работы инструктора по физической культуре:

  • У ребенка развита координация и чувство ритма;
  • Ребенок умеет себя контролировать и самостоятельно выполнять движения
  • У ребенка правильная осанка при выполнении физических упражнений

Направления работы воспитателей:

  • Сформированы представления о частях тела и их функциональных возможностях;
  • Имеет первичные представления о зрении и его роли в жизни человека;
  • Сформированы представления о некоторых видах опасных ситуаций;
  • Сформированы представления о способах безопасного поведения в различных видах детской деятельности;
  • У ребенка развита координация и чувство ритма;
  • Ребенок умеет себя контролировать и самостоятельно выполнять движения;
  • У ребенка правильная осанка при выполнении физических упражнений.

Критерии оценивания:

+   выполняет      

#  с помощью педагога

-не выполняет

План взаимодействия с родителями

на 2024 – 2025 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки проведения

Ответственный

Диагностико-аналитическое направление

1

Анкетирование: «Социальный паспорт семьи»

Сентябрь-октябрь

Ст. воспитатель,

Воспитатели

2

Составление планов взаимодействия с родителями

Сентябрь

Воспитатели

3

Подготовка и проведение «Дня родительской инициативы»

Ноябрь

Апрель

Заведующий

Ст.воспитатели

4

Праздник, посвященный Дню народного единства

Ноябрь

Ст.воспитатели,

педагог-организатор,

муз.руководитель

5

Родительское собрание. Отчетный концерт

«Сотрудничество детского сада и семьи - гарант успешности воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении»

- презентация итогов образовательной деятельности ДОУ за 2024-2025 учебный год;

Май

Заведующий

Ст.воспитатели

6

Онлайн-анкетирование родителей детей по удовлетворенности деятельностью ДОУ за учебный год

Май

Ст. воспитатель,

Воспитатели

Просветительское просвещение

1

Оформление\обновление информационных стендов в возрастных группах

сентябрь

1 раз в месяц

Воспитатели

2

Фотовыставка «Мое лето в Красноярском крае»

- создание фото-галереи об отдыхе воспитанников;

- выявление и пропаганда семейного опыта организации и проведения летнего оздоровления детей

Сентябрь

Педагог - организатор

Таланкова К.И Воспитатели

3

Родительские собрания «Сегодня дошколята- завтра ученики»

- вовлечь родителей в процесс подготовки ребенка к школе, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник.

-Создание условий для включения родителей в процесс подготовки ребенка к школе.

Октябрь

Воспитатели

4

Оформление наглядно-информационных материалов по вопросам речевого развития дошкольников

- Изготовление буклетов, листовок с информацией по детям ОВЗ

в течение года

Учитель-логопед

Мастренко А.С.

5

Участие в родительских собраниях по запросу.

- Журнал консультаций.                

в течение года

Учитель-логопед

Мастренко А.С.

6

Наглядно- информационный материал:

«Значение режима в воспитании детей»

в течение года

Воспитатели

7

Изготовление буклетов, листовок с информацией по детям ОВЗ

- Наглядная информация, буклеты

в течение года        

Учитель-дефектолог Туманова Л.Л.

8

Выступление на родительском собрании на тему «Нейроигры» -эффективный инструмент в работе учителя дефектолога.

-Изготовление нейроигры с родителями.

в течение года        

Учитель-дефектолог Туманова Л.Л.

9

Выставка творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми «Улыбки осени»

- привлечение родителей к изготовлению творческих работ совместно с детьми в домашних условиях

Октябрь

Педагог-организатор Таланкова К.И Воспитатели

10

Наглядно- информационный материал:

«Растим сознательных пешеходов»

-напоминание для родителей о формировании навыков безопасного поведения на дорогах.

Октябрь

Воспитатели

11

Осенний утренник

- создать праздничную атмосферу, раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности.

Октябрь

Муз.рук.Галимнасова Ю.А.

Воспитатели

Родители

12

Оформление наглядно-информационных материалов для родительских уголков.

-Печатные рекомендации; предоставление литературы.

-Повышение родительской компетенции по вопросам воспитания и образования дошкольников.

в течение года

Педагог-психолог Железнова Е.Р.

13

Выставка творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми Зимушка-зима

- привлечение родителей к изготовлению творческих работ совместно с детьми в домашних условиях

Декабрь

Творческая группа, воспитатели групп

Родители

14

Новогодний утренник

-Создать праздничную атмосферу, раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности.

Декабрь

Муз.рук

Галимнасова Ю.А.

Воспитатели

Родители

15

Консультации, содержащие рекомендации педагога-психолога на сайте ДОО.

-Печатные рекомендации.

-Повышение родительской компетенции по вопросам воспитания и образования дошкольников.

в течение года

Педагог-психолог Железнова Е.Р.

16

Практикум: Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения

Фотоотчет

январь

Учитель-логопед

Мастренко А.С.

17

Развлечение «Коляда-коляда»

-Создать праздничную атмосферу, раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности.

январь

Муз.рук. Галимнасова Ю.А.

Воспитатели

Родители

18

Акция «Покормите птиц зимой»

- Привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населении.

январь

Воспитатели

19

Наглядно-информационные материалы

«Осторожно лед»

- Формирование навыков безопасного поведения в весенний период вблизи водоемов и рек.

февраль

Воспитатели

20

Фото-поздравление для пап «23 Февраля»

-Способствовать сплочению детского коллектива

-Формировать патриотическое отношение к Родине

февраль

Воспитатели

21

«Юные защитники Отечества»

-спортивный праздник

февраль

Муз. руководитель Галимнасова Ю.А.

Физ.инструктор

Воспитатели

Родители

22

Наглядно-информационные материалы

«Создание условий для позитивной социализации дошкольников с ОВЗ при поступлении в школу»

март

Воспитатели

23

Утренник «8 Марта – Женский день»

-Создать праздничную атмосферу, раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности.

март

Муз.рук. Галимнасова Ю.А.

Воспитатели

Родители

24

Наглядно-информационные материалы

«Комплекс игр и упражнений по коррекции зрения»

-Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения и коррекции зрения у детей.

апрель

Воспитатели

25

Развлечение «Весна красна!»

-Создать праздничную атмосферу, раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности.

апрель

Муз.рук. Галимнасова Ю.А.

Воспитатели

26

Выпускной вечер

«До свидания, детский сад!»

май

Муз.рук. Галимнасова Ю.А.

Воспитатели

Родители

27

Наглядно-информационные материалы

«Лето и безопасность вашего ребенка»

май

Воспитатели

Консультационное направление

1

«Я в Навигаторе!» Регистрация и подача заявок на дополнительное образование дошкольников в Навигаторе дополнительных образовательных программ

Сентябрь

ответственный за ведение навигатора Воспитатели

2

Ознакомление родителей с результатами скринингого обследования. Индивидуальные консультации.

октябрь-ноябрь

апрель-май

Педагог-психолог

Лебедева Ю.А

3

Индивидуальные консультации по запросам родителей

-Беседа: Повышение родительской компетенции по вопросам воспитания и образования дошкольников.

в течение года        

Педагог-психолог Железнова Е.Р.

4

Ознакомление с результатами диагностики.

Сентябрь, Декабрь, Май

Учитель-логопед

Мастренко А.С.

5

Индивидуальные консультации родителей по запросам педагогов.

-Беседа: Коррекция стратегии семейного воспитания.

в течение года        

Педагог-психолог Железнова Е.Р.

6

Ознакомление с результатами диагностики на начало учебного года.

-Журнал консультаций.

Сентябрь, октябрь        

Учитель-дефектолог Туманова Л.Л.

7

Консультирование родителей по запросу

- Журнал консультаций.

в течение года

Учитель-дефектолог Туманова Л.Л.

8

Консультирование родителей, беседы.

-Журнал консультаций.

в течение года

Учитель-логопед

Мастренко А.С.

10

Ведение тетрадей взаимодействия учителя-логопеда и родителей

- Тетрадь взаимодействия.

в течение года

Учитель-логопед

Мастренко А.С.

11

«Безопасная дорога детям»

-Способствовать обучению безопасного поведения.

Октябрь

Воспитатели

12

«Формирование готовности к овладению навыков письма»

Ноябрь

Воспитатели

13

«Зрительные тренажеры»

Декабрь

Воспитатели

14

«Воспитание у детей интереса к чтению»

Январь

Воспитатели

15

«Игры и упражнения, способствующие формированию ориентировки в пространстве в домашних условиях»

Февраль

Воспитатели

16

Консультация «Профилактика простудных заболеваний»

-Ознакомление с проф. мероприятиями, способствующими сохранению и укреплению здоровья детей.

Март

Воспитатели

17

«Играем дома. Игры на развитие мыслительных операций»

Апрель

Воспитатели

18

«Будущие первоклассники»

Май

Воспитатели

3.  Организационный раздел

Ребенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.

Режим дня для детей специализированной группы с нарушением зрения (5-7 лет)

 (холодный период)

Режимные моменты

Время  

Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, свободная игра, дежурство, утренняя гимнастика

7.00–8.30

Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак

8.30 – 8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей / аппаратное лечение

8.50 – 9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00 – 10.35

Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

10.00 – 10.10

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность

10.35 – 12.10

Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания

самостоятельная деятельность/ аппаратное лечение

12.10 – 12.20

Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед

12.20 - 12.50

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; дневной сон

12.50 - 15.00

Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.10

Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение книг; игры, самостоятельная деятельность

15.10 – 16.20

Подготовка к уплотненному ужину: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный ужин

16.20 – 16.45

Игры, самостоятельная деятельность

16.45 – 17.25

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование

Уход домой: индивидуальный контакт с родителями

17.25 – 18.00

Режим дня для детей специализированной группы с нарушением зрения (5-7лет)

 (теплый период)

Режимные моменты

Время  

Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, свободная игра, утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, дежурство (на улице, по погоде)

7.00–8.25

Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак

8.25 – 8.55

Игры, Самостоятельная деятельность детей / аппаратное лечение

8.55 – 10.00

Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

10.00 – 10.10

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания;

10.10 – 10.15

Прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность

10.15 – 12.10

Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания

самостоятельная деятельность/ аппаратное лечение

12.10 – 12.20

Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед

12.20 – 13.00

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; дневной сон

13.00 - 15.00

Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.20

Игры, Самостоятельная деятельность детей

15.20 – 16.20

Подготовка к уплотненному ужину: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный ужин

16.20 – 16.45

Игры, Самостоятельная деятельность детей

16.45 – 17.20

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование

Уход домой: индивидуальный контакт с родителями

17.20 – 18.00

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Уч-логопед

11:00-11:20

ИКЗ

11:30-11:50

ИКЗ

Пед-

психол

11:30-11:50

ИКЗ

Уч-дефектол

Развитие пространственных отношений

9:00-9:25/9:35-10:00

ГЗ

Воспитатель

Развитие элементарного логического мышления

9:00-9:25/9:35-10:00

ГЗ

Худож. литература и развитие речи

10:50-11:20

ГЗ

Развитие экологических представлений

9:00-9:30/ 9:40-10:10

ГЗ

ИЗО

15.15-15.45

ГЗ

Конструирование/РЭМП

9:00 – 9:30

9:40 – 10:10

ГЗ

Грамота

10:20-10:50

11:00-11:30

ГЗ

Грамота

8:50-9:20/

9:25-9:55

ГЗ

ИЗО

10:40-11:10

ГЗ

РЭМП (1)

9:00-9:30

ГЗ

РЭМП(2)

10:20-10:50

ГЗ

Социально-коммуникативное развитие

11:00-11:30

ГЗ

Муз.

 рук

10:10-10:40

ГЗ

10:00-10:30

ГЗ

Физ. инстр

10:35-11:05

ГЗ

10:40-10:10

ГЗ

Условия для развития ребенка

 посещает  специализированную группу для детей с нарушениями зрения. Состав  группы – 15 детей подготовительной группы: 5 мальчиков, 10  девочек.  Наиболее часто встречающееся заболевание у наших воспитанников – это гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и сходящееся косоглазие.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы

При организации коррекционно-развивающей среды учитываем:

•структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружением;

•обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.

В группе размещены зрительные тренажёры: схемы Базарного, тренажеры Ковалева,  различные лабиринты.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а так же имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группе размещен центр двигательной активности для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности. Через разные формы двигательной активности ребёнка с нарушением зрения мы стараемся обогатить коррекционно-познавательную и двигательную деятельность. С этой целью нами подобраны комплексы  пальчиковых и зрительных гимнастик, физкультминутки, подвижные игры, дидактические игровые упражнения, досуговые мероприятия.

В группе создан центр сенсорики, включающий в себя специальные дидактические пособия и игры. Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Которые позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части,  воссоздавать форму из геометрических фигур.

Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию восприятия формы и величины.

Для доступности ориентировки детей во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность, выделили косяки всех дверей желтым цветом.  

Стараемся сохранять стабильность интерьера для того, чтобы дети запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, развивающих игр и предметов быта. Ведется работа по разграничению зон («центры»), оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

 Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Программу составили:

Учитель-дефектолог _______________ Л.Л. Туманова

Учитель-логопед __________________ А.С. Мастренко

Педагог-психолог__________________ Е.Р. Железнова

Музыкальный руководитель ___________ Ю.А. Галимнасова

Инструктор по физической культуре_____________ Д.С. Шиголакова

Воспитатель _________________________ Е.Ю.Шахова

Воспитатель_________________________   Е.М. Попова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...