Консультация для педагогов «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
консультация по коррекционной педагогике

Сундукова Татьяна Александровна

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.

Нормативное произношение

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении трудных звуков, правильно формировать которые довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Усвоение звуковой стороны языка детьми дошкольного возраста

Возраст

Звуки

0-2 года

А О Э П Б М

2-3 года

И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

3-4 года

С З Ц

4-5 лет

Ш Ж Ч Щ

5-6 лет

Л Р

Для формирования правильного звукопроизношения важно:

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • речевое дыхание;
  • фонематический слух.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Важно развивать у детей подвижность языка с помощью артикуляционной гимнастики.

Уточнение и совершенствование движений органов речевого аппарата

В младшей группе детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

В средней группе уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.

В старшей и подготовительной группах закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким. Уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков.

Можно использовать в работе следующую литературу:

  • Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика»
  • Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
  • Н. Нищева «Весёлая артикуляционная гимнастика»
  • Т.В. Вересова Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса.

Для правильного развития произношения большое значение имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.

Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук [р] лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука [р]. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.

Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т.п. Для развития речевого дыхания используют такие приемы, как:

  • «Чей одуванчик раньше улетит?»;
  • «Чей паровоз лучше гудит»;
  • Упражнения дыхательной гимнастики («Сдуй листочек(снежинку)», «Подуй на бабочку», «Забей мяч в ворота», «Фокус», «Буря в бокале» и др);
  • Пропевание гласных звуков со сменой высоты голоса.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, кот-год, кот-год-ход, ком-том-дом, почка-бочка-точка. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.  

Опираясь на слух, ребенок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» свое произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Педагогические приемы, влияющие на произносительную сторону речи детей

К основным приемам относятся следующие:

  • образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
  • краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
  • утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
  • образное называние звука или звукосочетания:

Девочка плачет: «А-а-а-а-а-а»

Мышонок смеется: «И-и-и-и-и-и»

Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э»

Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у-у»

Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о»

Ребенок маленький плачет: «Уа-уа-уа-уа-уа»

Дети в лесу перекликаются: «Ау-ау»

Пожарная машина включила сирену:«Уи-уи-уи-уи-уи»

Летит комарик: «З-з-з-з-з-з»

Льется вода из крана: «С-с-с-с-с-с»

Ползет змейка: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш»

Летит жук: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж»

Летит самолет: «Л-л-л-л-л-л» и т.д.;

  • хоровые и индивидуальные повторения;
  • обоснование необходимости выполнить задание педагога;
  • индивидуальная мотивировка задания;
  • совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
  • оценка ответа или действия и исправления;
  • показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Ведущим приемом является образец правильного произношения. Воспитатель должен подкреплять этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений артикуляционного аппарата: «Вы слышите, что я не просто говорю слово со звуком [р], но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-[р-р-р]-буз».

При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется прием - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога).

В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания ([ззз] - песенка комара, туп-туп-туп - топает козлёнок). Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка Весёлого Язычка»).

Активным приемом является повторение. Именно этот прием обеспечивает тренировку речедвигательного аппарата, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме: «Давай поучим индюка петь веселую песенку!», или в деловой: «Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофё-ё-ёр, шофёры, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво - кому же хочется попасть в смешное положение?»

 Примыкает к этому и другой прием-мотивировка задания, указание перед ответом ребенка: «Мне кажется, колыбельная может получится у тебя очень хорошо. Ведь ты умеешь быть ласковым, заботливым».

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, также и отраженная речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца). В свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

 В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приёмы – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование - «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры речи. 

Игры и игровые упражнения, помогающие автоматизировать звуки

Предложенные игры так же будут способствовать расширению словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

«Звук потерялся»

Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребенка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.

Звук [Р]

Звук [Ж]

Звук [Ч]

…ак

Рак

…ук

Жук

..ай

Чай

…оза

Роза

…асмин

Жасмин

…ашка

Чашка

…учка

Ручка

…аба

Жаба

…улан

Чулан

…ыба

Рыба

...уть

Жуть

…инить

Чинить

кома…

комаР

…елудь

Желудь

клю…

клюЧ

кефи…

кефиР

…ивотное

Животное

кала…

калаЧ

бисе…

бисеР

му…ичок

муЖичок

пе…ь

пеЧь

мухомо…

мухомоР

во…и

воЖЖи

скрипа…

скрипаЧ

«Назови ласково»

Предлагайте ребенку слова, где есть изучаемый звук, попросите их изменить.

Звук [Л]

Звук [Ш]

Лодка

Лодочка

Шар

Шарик

поЛка

поЛочка

коШка

коШечка

угоЛ

угоЛок

Шарф

Шарфик

Лошадь

Лошадка

Шуба

Шубка

Лужа

Лужица

меШок

меШочек

Звук [Р]

Звук [Щ]

Рука

Ручка

Щенок

Щеночек

бРат

бРатик

Щетка

Щеточка

игРушка

игРушечка

плаЩ

плаЩик

«Один – много»

Одновременно ребенок учится изменять слова по числам.

Звук [Р]

Роза

Розы

ковёР

ковРы

игРушка

игРушки

Рот

Рты

 «Скажи, чего много»

Предложите назвать много предметов, употребляя слово «много».

Звук [Р]

дРуг

много дРузей

игРушка

много игРушек

каРандаш

много каРандашей

гРузовик

много гРузовиков

«Доскажи словечко»

«Угадай, какое слово я задумала:

ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.),

чу… (до, жой, кча, лан) и т.п.

Если ребенок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. Вначале предлагайте ребенку хорошо знакомые ему слова, после чего подумайте вместе, какие еще слова начинаются с данного слога.

При закреплении звука в речи важно, чтобы ребенок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например,

Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

Тогда ребенок, выучив загадку, сам сможет загадать ее кому-то, правильно проговаривая звук.

Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, тем самым могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые впоследствии очень трудно подаются коррекции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"

В консультации даны рекомендации по развитию у детей навыков правильного произношения звуков....

Консультация для педагогов: "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в прои...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Консультация для педагогов на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе...

Консультация для педагогов «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, лексико-грамматического строя, звукопроизношения....

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

laquo;Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»...