Консультация для родителей "Как и чему учить ребенка с ЗПР дома"
консультация по коррекционной педагогике

Бурханова Назифа Ильясовна

Консультация учителя-дефектолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «ДС Стрежевой» СП «Росинка»

 

 

Консультация для родителей  

«Как и чему учить ребёнка с ЗПР дома»

 

 

 

 

 С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

 

 

 

Упражнения, которые помогут в развитии познавательных процессов:

 

        1.        Развитие мелкой моторики: 

  • Графические упражнения
  • Прописи
  • Лепка
  • Рисование
  • Пальчиковая гимнастика. Оригами 

        2.        Развитие внимания: 

  • выкладывание узора из мозаики;
  • выкладывание фигуры из палочек по образцу;
  • исключение лишнего;
  • нахождение различий в двух похожих картинках;
  • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
  • нанизывание бусинок по образцу;
  • срисовывание по клеточкам;
  • нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

        3.        Развитие восприятия: 

  • Различать цвета и их оттенки.
  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.
  • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
  • Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
  • Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
  • Различать и называть части суток, их последовательность.
  • Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.          Знать дни недели, месяцы года.

 

        4.         Развитие памяти: 

  • Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;
  • Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат           или правильно вы накрыли на стол?
  • Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например,

4 строчка сверху, 10 страница;

  • После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
  • После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;
  • Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;

        5.         Развитие мышления: 

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • 6.         Развитие речи: 
  • Выполняйте артикуляционную гимнастику,
  • Выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой?
  • Какая? Какие?», «Посчитаем предметы».
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Пересказывайте сказки, мультфильмы.

 

Развитие психических функций

 

Примеры игр и упражнений:

Зрительное внимание:Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных) изображений предметов», «Лабиринты».

Слуховое внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Можно – нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай», «Назови части».

Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось».

Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова», «Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.

Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»); Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг, квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, многоугольник) - («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);

Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради в клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»);

Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки);

Понимание предлогов: (в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, изпод, рядом, между, около)

         

 

  Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа специалистов, педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам. 

 

Консультацию подготовила: учитель – дефектолог  

Бурханова Назифа Ильясовна

 

Желаю удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чему учится ребенок в игре"

Игра - школа общения. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни....

Чему учится ребенок, когда играет.

laquo;Игра — это школа произвольного поведения»(Д. Б. Эльконин)«Игра — школа морали в действии»(А. Н. Леонтьев)...

Консультация "Чему учить ребенка за 2 года до школы?"

Материал рекомендуется для родительского уголка....

Консультация для родителей «Как и чему учить ребёнка с ЗПР дома»

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на д...

Чему учится ребенок, когда играет

Консультация для родителей...

Консультация для родителей " Как и чему учить ребенка раннего возраста"

Консультация " Как и чему научить ребенка раннего возраста"...