Особенности установления контакта и взаимодействие с ребенком с расстройством аутистического спектра (опыт работы)
консультация по коррекционной педагогике

Путинцева Ирина Васильевна

«Если вы знаете одного ребенка с аутистическим спектром, то вы знаете только одного ребенка с аутистическим спектром».

Это о том, что это расстройство проявляется у всех детей по-разному.

Одним из важных пониманий расстройства аутистического спектра (РАС) является его спектральность, которая захватывает более широкий спектр нарушений психического развития. Дети могут испытывать некоторые общие симптомы, такие как ограниченные интересы и нарушения в поведении, но в большинстве случаев симптомы будут различаться. Соответственно и особенности взаимодействия с ними будут иметь индивидуальный подход.

В этой статье я поделюсь опытом установления контакта и взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра.

Трудности установления контакта и взаимодействия возникают уже на начальном этапе, когда ребенок приходит в первый раз на занятие к специалисту. Надо сказать, что адаптация может проходить длительно, соответственно, подход к тому, как взаимодействовать с ребенком, базируется на различных специальных приемах и способах.

Итак, первое время я наблюдаю за ним в привычных для него занятиях, т.к. в начале установления контакта и взаимодействия лучше быть больше наблюдателем, чем участником. Контактирую с родителем, когда он взаимодействует с ним, чтобы создать у ребенка приятные ассоциации, связанные со мной.

На занятиях хвалю его за хорошее поведение. Например, если он последовал за мной, посмотрел мне в глаза и дал обратную связь.

При этом делаю комментарии, проговаривая действия (сейчас будем писать, сейчас будем разукрашивать картинку, сейчас будем слушать музыку и т.д.).

Здесь является важным насколько ребенок понимает обращенную речь и инструкции, идущие от взрослого и в какой степени. Мой ученик не говорит, но обращенную речь понимает.

На занятии замечаю то, что в большей степени привлекает его внимания. И если он концентрирует внимание на каком-либо предмете – то направляю это на содержание занятия. Здесь необходимо следовать за его инициативой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности установления контакта и взаимодействие с ребенком с расстройством аутистического спектра (опыт работы)

 Учитель-дефектолог: Путинцева И.В.

В этой статье я поделюсь опытом установления контакта и взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра.

Есть такое выражение:

«Если вы знаете одного ребенка с аутистическим спектром, то вы знаете только одного ребенка с аутистическим спектром».

Это о том, что это расстройство проявляется у всех детей по-разному.

Одним из важных пониманий расстройства аутистического спектра (РАС) является его спектральность, которая захватывает более широкий спектр нарушений психического развития. Дети могут испытывать некоторые общие симптомы, такие как ограниченные интересы и нарушения в поведении, но в большинстве случаев симптомы будут различаться. Соответственно и особенности взаимодействия с ними будут иметь индивидуальный подход.

В этой статье я поделюсь опытом установления контакта и взаимодействия с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра.

Трудности установления контакта и взаимодействия возникают уже на начальном этапе, когда ребенок приходит в первый раз на занятие к специалисту. Надо сказать, что адаптация может проходить длительно, соответственно, подход к тому, как взаимодействовать с ребенком, базируется на различных специальных приемах и способах.

Итак, первое время я наблюдаю за ним в привычных для него занятиях, т.к. в начале установления контакта и взаимодействия лучше быть больше наблюдателем, чем участником. Контактирую с родителем, когда он взаимодействует с ним, чтобы создать у ребенка приятные ассоциации, связанные со мной.

На занятиях хвалю его за хорошее поведение. Например, если он последовал за мной, посмотрел мне в глаза и дал обратную связь.

При этом делаю комментарии, проговаривая действия (сейчас будем писать, сейчас будем разукрашивать картинку, сейчас будем слушать музыку и т.д.).

Здесь является важным насколько ребенок понимает обращенную речь и инструкции, идущие от взрослого и в какой степени. Мой ученик не говорит, но обращенную речь понимает.

На занятии замечаю то, что в большей степени привлекает его внимания. И если он концентрирует внимание на каком-либо предмете – то направляю это на содержание занятия. Здесь необходимо следовать за его инициативой.

Хорошо работает в построении эмоционального контакта «сочетание с приятными стимулами». Оно предполагает установление положительных отношений, которые основываются на поощрении и использовании интересов ребенка. Этими интересами могут быть игрушка, мультфильм или другие интересные ребенку стимулы.

При этом при построении эмоционального контакта, «сочетающегося с приятными стимулами», устанавливается руководящий контроль, т.е. желаемый и любимый стимул есть только у меня и только мне решать, когда его дать.

Важно отметить, что пропускать этот этап ни в коем случаи нельзя! Так как это создание отношений, основанных на доверии, мотивации и взаимных интересах с ребенком.

Наконец, есть еще один плюс процесса контакта «сочетания с приятными стимулами», о котором часто забывают. Такой процесс учит ребенка, что со мной в общем и целом хорошо, и когда я появляюсь, происходит что-то хорошее. Так что в будущем, если у нас будет неудачное занятие, ребенок сможет отделить занятие от меня самой. Другими словами, ему может не понравится то, что я прошу его сделать, но ему все равно будет нравится взаимодействовать со мной.

В целом все контакты организуются на адекватном для ребенка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимает себя сам.

Так, беседуя с родителем одного моего ученика, выяснилось, что у ребенка есть «любимая подушка». К примеру, у другого моего ученика, был «любимый плед». Эти предпочтения ребенка желательно знать и использовать в построения с ним взаимоотношений.

Однако, могу сказать, что, имея опыт работы и соблюдая все правила и условия, мой ученик все равно может проявлять вспышки гнева и агрессии. А т.к. не всегда понятно, что может вызывать подобные вспышки, то я по возможности стараюсь улавливать наступления подобной реакции. Это, кстати, называется сенсорная перегрузка. Она у каждого ребенка с РАС проявляется по-разному: кто-то становится крайне раздражительным и агрессивным, кто-то начинает плакать и кричать, а кто-то отключается и теряет способность реагировать на что-либо.

Итак, работая с детьми с РАС, вот какие приемы я для себя вывела и использую в работе:

Вместо слов и запретов использую жесты. Это ненадолго перенаправляет поведение ребенка в другое русло.

Привлекаю его внимание к себе тем, что осторожно озвучиваю его действия, поддерживая звуком впечатления, которые привлекают его внимание, хоть и ненадолго. Ребенок с интересом реагирует на разные звуки. Например, жужжание, уханье, скрип открываемой двери, звуки, напоминающие его собственную вокализацию.

Как я писала выше, для ребенка необходимо связывать себя с приятными впечатлениями, но, важно, не увлекаться и не оказывать слишком сильные и резкие воздействия, чтобы не было перенасыщения и снова не была сенсорная перегрузка. В виде приятных впечатлений может быть также пускания мыльных пузырей, переливание воды, пересыпание деталей мозаики, выкладывание узора, поощрение в виде подкрепления.

Агрессивные формы поведения блокирую, не взаимодействуя с ним. Например, молча встаю на пути, при этом не смотрю ребенку прямо в глаза, при этом преграждаю его путь, например, стулом.

Стараюсь замечать все его вербальные и невербальные сигналы, которые могут свидетельствовать о дискомфорте ребенка.

Смысл деятельности с ребенком терпеливо объясняю, используя в своей речи только нейтральный тон, задача сделать свою речь функциональной, без нагромождений.

Также зная, что страхи ребенка с РАС закрепляются надолго, ни в коем случае его не запугиваю. При этом я учитываю реальный возраст ребенка, а не биологический. По возможности атмосферу создаю требовательную, но доброжелательную.

Поэтому взаимодействуя с ребенком с РАС, я соблюдаю эти пять правил «Не»:

1) не говорю громко;
2) не делаю резких движений;
3) не смотрю пристально в глаза ребенку;
4) не обращаюсь на прямую к ребенку;
5) не навязываюсь и не активничаю с ним.

Важно также помнить: что несмотря на то, что у детей с РАС нарушен механизм построения эмоционально-личностной связи, они могут и умеют привязываться к близким, а точнее к «значимым взрослым».

Ну а если ребенок с РАС все же имеет проблемное поведение, то при взаимодействии с ним предлагаю использовать эти способы воздействия на него:

1) для начала организовать безопасную среду;
2) учитывать неожиданные разные реакции ребенка;
3) понять для чего он это делает;
4) устранить источник тревоги и напряжения у ребенка;
5) не подкреплять нежелательное поведение;
6) переключить внимания ребенка (по возможности);
7) планировать день и активность ребенка, соблюдать режимные моменты;
8) не решать проблему нежелательного поведения у ребенка ответной аффективной реакцией;
9) очень важный момент: специалисту заботиться о себе так много и так часто, как только это возможно.

В заключении хотелось бы сказать, что, работая с ребенком с РАС, следует иметь в виду, что работа будет долгой и продолжительной и возможно, даже очень нелегкой. Но в конечном итоге взаимодействие взрослого с ребенком обязательно благоприятно скажется на его развитии. Так как именно в процессе взаимодействия с другими людьми, ребенок с РАС учится учиться, учится контактировать с окружающим миром и учится социальным навыкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В семье ребенок с расстройствами аутистического спектра. Учимся понимать и взаимодействовать"

В материале раскрывается проблема развития и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра....

Консультация для родителей: "Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра".

У аутичного ребенка есть любимые игры — одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких сте...

Консультация для родителей «Особенности взаимодействия родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра»

Рекомендации, направленные на улучшение качества взаимоотношений родителей с ребенком с РАС...

Особенности установления контакта и взаимодействия с ребенком с РАС через игровую деятельность

Представлены игровые приемы для установления контакта с ребенком с расстройством аутистического спектра через игровую деятельность.Описаны подходы к организации логопедического воздействия.Даны рекоме...

Утренний круг» как средство формирования взаимодействия и эмоционального контакта у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Утренний круг» как средство формирования взаимодействия и эмоционального контакта у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...

План по самообразованию «Особенности развития ребенка с расстройствами аутистического спектра ( РАС)».

Расстройства аутистического спектра - что это? Аутистический спектр - это группа расстройств, которые характеризуются врожденными нарушениями социальных взаимодействий. К сожалению, подобные патологии...