Рекомендации для специалистов, работающих с детьми НОДА
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП
Дети с диагнозом детского церебрального паралича социально дезадаптированы вследствие значимых ограничений жизнедеятельности: нарушений познавательной сферы и психического состояния, отклонений в поведении, росте, передвижении и так далее.
Нравственное развитие детей с ДЦП является одним из обязательных условий для интеграции в социум, ведь наличие данного диагноза существенно ограничивает их социально-коммуникативную деятельность. У воспитанников слабо развиты нравственные качества, такие как дружелюбие, доброжелательность, взаимопомощь. Они не осознают ответственности за свои поступки и совершенные действия, не проявляют навыки культурного поведения и не соблюдают нормы морали, принятые в обществе. Все перечисленные особенности дошкольников с ДЦП замедляют процесс их гармоничного нравственного развития. Для того, чтобы предупредить нежелательные проявления неадекватного поведения у таких «особенных» детей можно воспользоваться профилактическим обучением, в результате которого у ребенка должно проявиться желание овладеть нравственными качествами. Профилактические занятия проводят со всей группой детей или используют подгрупповую форму обучения.
Для организации занятий профилактического обучения применяются словесные методы, такие как беседа, в ходе которой ребятам разъясняются, приводятся примеры аналогичных ситуаций из литературных произведений, примеры правильного поведения сверстников. Практические методы способствуют тренировке детей с ДЦП в выборе правильных способов поведения. Для этой же цели широко используются специальные игры.
Начинается профилактическое обучение детей с ДЦП с обсуждения определенной ситуации. Затем необходимо в доступной для понимания детей с ДЦП форме объяснить нормы и правила поведения, привести доводы, примеры, которые будут близки и понятны. А затем полученную информацию закрепить в практической игровой деятельности. Если ребенок начал соблюдать правила поведения, то необходимо оказывать ему постоянную целенаправленную поддержку, тем самым закрепляя приобретенный новый навык до тех пор, пока он не станет выполнять его автоматически, без подсказки взрослого. Для ребенка в этот период важно, чтобы его хвалили, подбадривали, не оставляли его успехи без должного внимания. Также необходимо обращать внимание детей на то, как повлияло их поведение на их взаимоотношения с окружающими.
Проводя профилактические занятия с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ДЦП важно помнить, что их нравственное развитие происходит в процессе приобретения жизненного опыта, который они перенимают в процессе общения, сочетая в себе несколько взаимосвязанных между собой компонентов, первый из которых – культурные навыки. Они представляют совокупность обязательных навыков, которые приняты в обществе и обязательны для выполнения детьми в соответствующих ситуациях. Это навыки приветствия и прощания, использования вежливых слов при обращении к кому-либо. Вторым компонентом являются специфические знания, которые дети получают в результате своего личного, индивидуального опыта в процессе познания окружающего мира и которые проявляются в виде собственных интересов, пристрастий, формирования системы нравственных ценностей. Совокупность таких знаний составляет индивидуальное мировоззрение.
Следующим компонентом нравственного развития является освоение навыков ролевого поведения, то есть поведения в конкретных ситуациях, обусловленных культурной и природной средой. Дети перенимают нормы, обычаи, правила поведения в различных ситуациях. Последним компонентом являются социальные качества – сотрудничество, забота об окружающих, самостоятельность, социальная адаптированность и другие.
Таким образом, целенаправленная и регулярная профилактическая работа сочетает в себе комплекс средств, оказывающих положительное и действенное влияние на нравственное развитие детей с ДЦП.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Зырянова О.Ю. Ребенок с ДЦП: рекомендации психолога по воспитанию особых детей / О.Ю. Зырянова [Электронный ресурс] // tercentr.gov35.ru: [сайт]. – URL: https://tercentr.gov35.ru/upload/iblock/3f2/q05jmgh2wf0yu1e8ckx78nasli3384vw/Rebenok-s-DTSP.pdf (дата обращения: 04.04.2025).
- Исаева М.В. Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП/ М.В. Исаева [Электронный ресурс] // www.maam.ru: [сайт]. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-i-razvitie-navykov-socialnogo-povedenija-i-rechevogo-obschenija-u-detei-s-dcp.html (дата обращения: 04.04.2025).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации воз...

Тренинг для специалистов, работающих с детьми ОВЗ «Я – профессионал»
Тренинг разработан для педагогв и специалистов, работающих с детьми ОВЗ и направлен на снятие негативных эмоциональных состояний, мышечного напряжения, формирования групповой сплочённости....

Тренинг для специалистов, работающих с детьми ОВЗ «Я – профессионал»
Тренинг для специалистов, работающих с детьми ОВЗ«Я – профессионал» Педагог-психолог:Залесская Надежда МихайловнаМБДОУ д/c №16...

Учебное пособие для родителей и специалистов работающих с детьми аутистами.
Актуальные ркомендации для родителей и специалистов работающих с детьми с РАС....

Полезные сайты для родителей и специалистов работающих с детьми страдающих РАС.
На сайтах родители и специалисты могут найти методические рекомендации по работе с детьми аутистами, а также получить поддержку таких же семей....
Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми .
У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но до...

Рекомендации для специалистов, работающих с детьми НОДА
Рекомендации для специалистов, воспитателей, родителей детей с НОДА...