Адаптированная образовательная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 44 «ДЮЙМОВОЧКА»
663600 г. КАНСК, УЛ. ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ, 9 (ТЕЛ. 83916163031)
СОГЛАСОВАНО Родитель __________ (Ф.И.О.) | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ № 44 «Дюймовочка» ___________Н.В.Баженова |
Адаптированная образовательная программа
(Ф.И.О.)
Сроки реализации программы (на 9 месяцев, 01.09.2023-31.05.2024)
Составители программы:
Учитель-логопед С.Н. Рогачева
Воспитатель А.С. Андронова
Воспитатель Н.В. Иванова
Инструктор по физическому развитию О.А. Агаджанян
Музыкальный руководитель Н.В. Быкова
Специалист ППк Н.А. Почитальнова
г. Канск, 2023г.
Содержание
№п/п | Содержание | стр |
I | Целевой раздел. Пояснительная записка. | 3-6 |
1.1 | Общие сведения о ребенке. | 3 |
1.2 | Психолого-педагогическая характеристика. | 3-4 |
1.3 | Цели и задачи. | 4 |
1.4 | Планируемый результат. | 4-6 |
1.5 | Диагностика усвоения АОП | 6 |
II | Содержательный раздел | 6-17 |
2.1 | Образовательная деятельность | 6 |
2.2 | Содержание коррекционной работы | 13 |
2.3 | Воспитательная работа | 15 |
2.4 | Работа с родителями | 15 |
III | Организационный раздел | 17-18 |
3.1 | Режим дня | 17 |
3.2 | Индивидуальный учебный план | 18 |
3.3 | Кадровое обеспечение | 18 |
3.4 | Организация РППС | 18 |
Используемая литература | 20 | |
Приложение 1 | 21-23 |
1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа на (Ф.И.О.) (14.07.2017г. – дата рождения) воспитанника МАДОУ № 44 «Дюймовочка» (далее ДОУ) разработана в соответствии с:
- ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации")
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”
- Заключением городской ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, коллегиальное заключение городской ПМПК (протокол №6/28- 21 (2)-К от 13.05.2021 года).
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО), утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022».
Ссылка на Федеральную адаптированную образовательную программу:
https://sad54-ptz.ru/inc/sad54/uf/editor/FOOP_FAOOP/%25D0%259E%25D0%2592%25D0%2597.pdf
- АОП ДО МАДОУ № 44 «Дюймовочка», утверждённое приказом №83-о от 11.09.2023г.
- Общие сведения о ребенке:
(Ф.И.О,) дата рождения 14.07.2017г.
Домашний адрес: г.Канск, ул. Ленина , д.20 кв. 11
МАДОУ № 44, подготовительная группа
Сведения о семье.
Семья полная. Воспитанием занимаются оба родителя. Интересуются успехами ребенка. Проявляют заинтересованность в воспитании, рекомендации педагогов выполняют. Детский сад посещает ребенок регулярно, пропускает ДОУ по болезни. Психологический климат в семье: благополучный, гибкая система воспитания.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика
Внешне девочка всегда опрятна и аккуратна. Дети группы относятся положительно к (имя), играют вместе с ней. В игре (имя) активна, играет в различные виды игр, больше предпочитает подвижные игры. Способна придерживаться игровых правил в дидактических играх. Взаимоотношения со всеми детьми группы ровные, поведение адекватно ситуации. В контакт со взрослым вступает хорошо, может подойти с просьбой. Говорит тихо. Испытывает небольшие затруднения в речевом развитии (произношении некоторых звуков). Составляет односложные предложения, с детьми использует речь как инициирования общения.
Проявляет интерес к индивидуальным и групповым занятиям, в том числе и со специалистами. В работу вовлекается не сразу, но начатое дело доводит до конца.
Моторная ловкость не нарушена, мелкая моторика развита не достаточно, ведущая рука правая. Графическая деятельность: рисует карандашом и красками, рисует штрихи линии, ножницы держит правильно, умеет резать по прямой. Любит раскрашивать, делает это аккуратно, умеет подбирать цвет, соответствующий изображенному предмету. Использует разнообразные изобразительные материалы и способы создания изображения
Размещает предметы различной величины (до10) в порядке возрастания, убывания. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. Предпочитает играть в подвижные и сюжетно-ролевые игры, лего-конструирование.
Соблюдает элементарные правила поведения в саду. Называет название своего города, адрес. Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой.
Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития речи и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
ПМПКа рекомендовано: воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи, с полным включением в образовательный процесс.
Адаптированная образовательная программа составлена на основе Адаптированной образовательной программы МАДОУ № 44.
1.3. Цели, задачи Программы:
Цель: создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Задачи программы:
- реализовать содержание АОП ДО;
- корректировать недостатки психофизического развития обучающихся с ТНР;
- создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создать благоприятные условия развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формировать общую культуру личности обучающихся с ТНР, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формировать социокультурную среду, соответствующую психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечить преемственность целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;
- обеспечить необходимыми санитарно-гигиеническими условиями, проектировать специальную предметно-пространственную развивающую среду, создать атмосферу психологического комфорта.
1.4. Планируемые результаты освоения программы:
Освоение Программы для детей с ТНР направлено на выполнение целевых ориентиров:
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;
6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;
7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании;
11) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника;
16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;
17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
18) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
19) определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;
20) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;
21) определяет времена года, части суток;
22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;
24) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
25) составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
26) владеет предпосылками овладения грамотой;
27) стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
28) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
30) сопереживает персонажам художественных произведений;
31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
32) осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
1.5 Диагностика усвоения АОП. Приложение 1.
Диагностику индивидуального развития детей с ОВЗ проводят воспитатели и узкие специалисты 3 раза в год.
Для выявления уровня развития детей используются основные методы:
- наблюдение;
- изучение продуктов детской деятельности;
- задания по степени нарастающей сложности;
- включение заданий, предполагающих различный доминантный характер;
- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребёнка.
Систематические наблюдения проводятся в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и различных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).
Воспитатели и узкие специалисты заносят результаты обследования в индивидуальную карту развития ребёнка. Диагностическая карта направлена на учёт индивидуальных достижений ребёнка. В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий и отношение каждого ребёнка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития и оценивают данную картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные корректировочные действия.
2. Содержательный раздел.
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями.
Воспитанница посещает комбинированную группу дошкольного возраста, в которой 30 детей, 12 мальчиков и 18 девочек. Большая часть детей группы находятся в едином коллективе с ясельной группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. АОП разработана на один учебный год, для детей с тяжелыми нарушениями речи. НОД осуществляются в соответствии с расписанием и календарно-тематическим планированием.
Учитывая психофизические особенности возраста, особенности развития ребенка и сложность усвоения программного материала, коррекционно-развивающая работа осуществляется с использованием индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подходов к ребенку. Осуществляется ориентирование на уровень развития ребёнка, в процессе совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками. Образовательный материал имеет практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков, максимально связан с реальной жизнью ребенка с целью повышения мотивации к обучению, формирование познавательных интересов.
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательным областям осуществляется в соответствии с методическим содержанием программ и пособий, перечисленных в АОП и расписанием, утвержденным заведующим ДОУ.
Занятия по адаптированной образовательной программе осуществляются по следующим разделам.
Раздел деятельности | В начале учебного года | В конце учебного года (результат) | Оценка |
Социально-коммуникативное развитие | Вызывает затруднения в решении спорных вопросов, и улаживании конфликта в игре с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Вызывает затруднения согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т.д | Решает спорные вопросы, и улаживает конфликты в игре с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет. Умеет согласовывать тему игры; распределяет роли, подготавливает необходимые условия, договаривается о последовательности совместных действий, налаживает и регулирует контакты в совместной игре: договаривается, мирится, уступает, убеждает и т.д. | |
Речевое развитие | Вызывает затруднения давать ответы на вопросы взрослого о прочитанной сказке. Вызывает затруднения в рассказывании о содержании сюжетной картинки. Не может пересказать содержание знакомого произведения.
| Отвечает на вопросы взрослого о прочитанной сказке. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. Может пересказать содержание знакомого произведения. | |
Познавательное развитие | Не устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Путает времена года, части суток, путает последовательность дней недели, плохо ориентируется в пространстве по отношению к себе. Не знает в какой стране живет. | Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Называет времена года и части суток, дни недели, ориентируется в пространстве по отношению к себе. Знает в какой стране живет. | |
Художественно-эстетическое развитие | Не всегда аккуратно выполняет работы, не все знакомые приемы аппликации применяет в работе. | При раскрашивании не выходит за границы изображения. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, использует разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги, используя иные материалы (ткань, листочки и пр). | |
Физическое развитие | Не получается прыгать спиной назад, не достаточно точно бросает мяч в определённую цель. | Хорошо прыгать спиной назад, достаточно точно бросать мяч в определённую цель, ловить его двумя руками |
Задачи коррекционной работы воспитателя:
Коррекционно-развивающая работа воспитателя осуществляется в форме индивидуальных, групповых, фронтальных занятий.
Структура занятий:
- артикуляционная гимнастика;
- проговаривание звуков;
- Д/и для мелкой моторики;
- закрепление темы недели.
Методы, используемые в коррекционно-развивающей деятельности:
- Задания по степени нарастающей сложности;
- Включение заданий, предполагающих различный доминантный характер;
- Использование разнообразных типов структур занятий для смены видов деятельности;
- Постановка законченных инструкций;
- Включение в занятие современных реалий;
- Создание условий для достижения результата;
- Проблемные задания, познавательные вопросы
- Призы, поощрения, развернутая словесная оценка.
Особенности организации совместной деятельности в ходе режимных моментов | |
День недели | Формы работы |
1 | 2 |
Комбинированная группа | |
Понедельник | Игры на развитие лексико – грамматических категорий. Индивидуальная работа над звукопроизношением. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков. Дидактические игры по теме «Я - человек». Ознакомление с новой сюжетно – ролевой игрой. Игры на развитие движений. Продуктивная деятельность детей (рисование). Свободное общение детей со взрослыми. Самостоятельная деятельность. |
Вторник | Игры на развитие лексико – грамматических категорий. Индивидуальная работа над звукопроизношением. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков. Приобщение к изобразительному искусству. Разучивание песен, танцевальных движений. Формирование представлений об этике. Работа по экономическому воспитанию. Свободное общение детей со взрослыми. Самостоятельная деятельность детей. |
Среда | Игры на развитие лексико – грамматических категорий. Индивидуальная работа над звукопроизношением. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков. Познавательно – исследовательская деятельность. Игры на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Сюжетно – ролевые игры. Игры на развитие движений. Свободное общение детей со взрослыми и сверстниками (развитие грамматического строя речи). Продуктивная деятельность детей (лепка). |
Четверг | Игры на развитие лексико – грамматических категорий. Индивидуальная работа над звукопроизношением. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков. Индивидуальная работа по конструированию. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Театрализованная деятельность. Сюжетно – ролевые игры. Свободное общение детей со взрослыми (рассматривание иллюстраций, картин). Самостоятельная деятельность детей. |
Пятница | Игры на развитие лексико – грамматических категорий. Индивидуальная работа над звукопроизношением. Игры на развитие мелкой моторики. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Дидактические игры на формирование фонематического восприятия, произношения и дифференциации звуков. Хозяйственно – бытовой труд (оказание помощи взрослому и сверстнику). Игровые ситуации. Обучение сюжетно – ролевой игре. Игры на развитие движений. Индивидуальная работа по обучению грамоте. Свободное общение детей со взрослыми. Самостоятельная деятельность детей. |
Коррекционно-развивающая работа воспитателя направлена на развитие познавательных процессов и функций воспитанника.
Раздел | Содержание КРР | |
Формирование сенсорных эталонов | - закреплять различать и называть все цвета спектра и ахроматические цвета; 5–7 дополнительных тонов цвета; - учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, толщине, высоте, употреблять сравнения (большой, меньше, ещё меньше, самый маленький; высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий и др.); - закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция); знакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник); | |
ФЭМП Формирование пространственно-временных понятий | -ознакомление с цифрами в пределах 10, дифференциация цифр; - учить умение писать цифры 0- 10; - дифференциация математических понятий; - учить считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; - учить различать количественный и порядковый счёт в пределах двадцати, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счёту?; - учить делить предмет на 2, 4, 6. 8 частей и понимать; - закреплять и углублять представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах; - упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги; - закреплять умения: ориентироваться на листе бумаги; определять словом положение предмета относительно себя, другого лица (справа, слева, впереди, сзади). | |
Развитие мелкой моторики | - развитие мелкой моторики, способности действовать по образцу и по инструкции; - развитие графо-моторных навыков, способности обводить, штриховать раскрашивать, взаимодействовать с мелкими предметами. - формирование умения правильно держать карандаш, ручку. | |
Ознакомление с окружающим миром | -расширение представлений о себе и ближайшем окружении; - уточнение уже имеющихся представлений; - расширение активного и пассивного словарного запаса. | |
Календарно-тематическое планирование.
Дата | Тема занятий, недели | Используемые дидактические игры, упражнения и задания | Цель |
1-я неделя октября | «Животные осенью» | «Домашние и дикие животные» разрезные картинки | Развитие связной речи путем ответов на вопросы по игре. |
2-я неделя октября | «Дары осени. Грибы. Лесные ягоды. Овощи, фрукты | «Геометрические фигуры» | Закрепление плоских и объемных геометрических фигур и расположения в пространстве по отношению к себе. |
3-я неделя октября | «От зернышка до хлебушка». | «Что это, объясни?» | Формирование умений отвечать на вопросы о знакомых предметов, обогащать словарный запас. |
4-я неделя октября | «Мой любимый город Канск». | «Нарисуй свой дом» | Закрепление знаний о городе Канске. |
1-я неделя ноября | «Народы России». | «Назови свой адрес» | Закрепление знаний домашнем адресе. |
2-я неделя ноября | «Все про меня». | «Расскажи о себе» | Формирование умений составлять описательный рассказ о себе |
3-я неделя ноября | «Неделя добрых дел» | «Формы» (групповая игра) | . Формирования умений различать круг квадрат, треугольник, шар, куб, развитие уверенности в себе, раскованности |
– 4-я неделя ноября | «Полезные вещи» | «Что лишнее?» | . Закрепление знаний о видах посуды, бытовой техники, ее предназначения |
5-я неделя ноября | «Мамочка любимая» | «Расскажи о своей маме» | Формирование умений составлять описательный рассказ о мама |
1-я недели декабря | «Пришла зима – отворяй ворота!». | «Круглый год» | Закрепление знаний о признаках зимы. |
2-я недели декабря | «Страна мастеров» | «Повернись, улыбнись» (групповая игра) | Обретение уверенности в себе, умение найти общий язык со сверстниками. |
3-я – 4-я недели декабря | «Сюрпризы Деда Мороза» | «Сделай их разными» | Развитие творческого мышления. |
2-я недели января | «Русские народные праздники. Коляда» | «Найди отличия» | Формирование ловкости быстрота реакции, внимания. |
3-я недели января | «Мир профессий». | «Запомни картинку» | Развитие зрительной памяти, связной речи путем ответов на вопросы. |
4-я недели января | «В мире много неизвестного, очень-очень интересного!» | «Что сначала, что потом?» | .Учить выстраивать логические цепочки |
5-я недели января | «Кто к кормушке прилетел?» | «Домашние и перелетные птицы» | Закрепление знаний о птицах и их особенностей, умений отвечать на вопросы, обогащать словарный запас |
1-я недели февраля | «Финансовая азбука» | «Хочу-надо» (Групповая игра) | Формирование умений отвечать на вопросы о потребности человека, определять разницу между «хочу и надо», развивать связную речь. |
2-я недели февраля | «Один дома» | Пазлы «Один дома» | Закрепление правил поведения безопасной игры дома, развивать связную речь, обогащать словарный запас. |
3-я недели февраля | «День защитника Отечества» | «Опиши картинку» | Формирование умений описательного рассказа по картине |
4-я недели февраля | «Транспорт. Виды транспорта.» | «Виды транспорта.» | Формирование знаний о видах траспорта, умений отвечать на вопросы развивать связную речь, обогащать словарный запас. |
1-я неделя марта | «Весну встречаем» | Д/И «Мой планета» | Развитие мелкой моторики, формирование умений отвечать на вопросы, развивать связную речь, обогащать словарный запас. |
2-я неделя марта | «Мамин день» | «Выучи стихотворение для мамы » | Формирование умений рассказывать наизусть короткое стихотворение. |
3-я неделя марта | «Масленица» | «Весна» | Закрепление знаний о признаках весны, умение отвечать на вопросы полным. |
4-я недели марта | «Путешествие в страну здоровья» | «Чего не хватает?» | Формирование умений отвечать на вопросы, развивать связную речь, обогащать словарный запас. Развивать внимание. |
5-я неделя марта | «Какой бывает театр» | «Расскажи сказку» | Закрепление умений воспроизводить знакомую сказку. |
1-я недели апреля | «Неделя детской книги» | «Отгадай эмоцию» | Развитие умений показывать и определять эмоции. |
2-я недели апреля | «Загадочный мир вселенной» | «Найди звук» | Формирование умений находить определенный звук в словах, правильно определять местонахождение звука. |
3-я неделя апреля | «Природа вокруг нас» | «Дни недели» | Закрепление знаний о днях недели, формирование умений отвечать на вопросы. |
4-я недели апреля | «Транспорт и правила дорожного движения» | «Специальные машины» пазлы | Формирование умений отвечать на вопросы, развивать связную речь, обогащать словарный запас. Развивать зрительную память |
2-я неделя мая | День победы | «Раскрась по образцу» | Развитие внимательности, точности движения, закреплять умение не выходить за контур. |
2.2 Содержание коррекционной работы.
Коррекционная деятельность учителя-логопеда:
Направление коррекционной работы | Содержание | Динамика | |
Моторика | Артикуляционная Мелкая | - вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и лёгкость), плавного переключения с одного движения к другому; -развивать четкие движения кистей и пальцев рук; | |
Фонематические процессы Подготовка к обучению грамоте | - закреплять навык определения звука в ряду других; - совершенствовать слуховой контроль за качеством собственного звукопроизношения; - развивать звуковую сторону речи используя малые фольклорные формы; - выделять звук в начале слова и в конце слова: - соотносить звук и букву; -составлять из букв слоги и односложные слова; - составлять из букв слова и предложения. | ||
Звукопроизношение | -уточнять артикуляцию и закреплять правильное произношение звуков поставленных звуков; - автоматизировать звуки поставленные звуки в слогах, словах в начале, середине и конце слова, в предложениях, в речи; - дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях. | ||
Слоговая структура слова | - работать над односложными, двусложными, трехсложными словами со стечением согласных. | ||
Лексика | - расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам группы. | ||
Грамматический строй речи | -совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. -совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. -формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. -закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. -сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных; -закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени. | ||
Связная речь | - закрепление умение запоминать и проговаривать потешки, чистоговорки; - закреплять умения выполнять задания по инструкции; -закреплять навыки составления простых предложений и сложных распространенных предложений; - совершенствовать умение составлять рассказы по плану – схеме и самостоятельно. | ||
Задачи коррекционной деятельности инструктора по физической культуре:
Задачи коррекционной деятельности инструктора по физической культуре:
- развитие двигательных качеств в соответствии с возрастными нормативами;
- расширение представлений о ЗОЖ;
- приобщение к занятиям по физкультуре.
Задачи образовательной области "Физическое развитие" решаются в ходе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников.
Задачи коррекционной деятельности музыкального руководителя:
-корректировать речевые и сопутствующие нарушения сенсомоторных и высших психических функций;
-развивать эмоционально-волевую сферу и личностные качества;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать музыкально-ритмические способности, слухомоторную координацию;
-воспитывать слуховое внимание и память детей.
На музыкальных занятиям используются специальные упражнения на развитие дыхания, упражнения на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений, упражнения, воспитывающих чувство музыкального ритма.
Помимо общих задач музыкального воспитания музыкальный руководитель решет коррекционные задачи, такие как: воспитание уверенности в своих силах, выдержку, волевые черты характера; развивает память, внимание, мышление; укрепляет, тренирует двигательный аппарат.
Музыкальные занятия на всех ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель.
2.3. Воспитательная деятельность
Для формирования инициативы в общении и взаимодействии с детьми и педагогами, для позитивной социализации, воспитателями группы и специалистами ДОУ запланирована воспитательная работа на 2023-2024 уч.г.:
№ | Месяц | Мероприятие |
1 | Сентябрь |
|
2. | Октябрь |
|
3 | Ноябрь | 1. Проект «Москва – столица моей Родины». 2 .Чтение стихотворений о добре для детей младшей группы. 3 .Проект «Моя семья». Составление Древа семьи 4. Акция «Неделя Добрых дел». Посещение младшей группы 5. Стенгазета «Маму поздравляем». |
4 | Декабрь |
|
5 | Январь |
|
6 | Февраль |
|
7 | Март |
|
8 | Апрель |
|
9 | Май |
|
2.4 Работа с родителями
Взаимодействие педагогов с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
План работы с родителями на 2023-2024 год.
Сентябрь
- Консультация «Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет».
- Привлечение родителей к участию в творческой выставке «Осенний листопад»
- Консультация «Профилактика ОРВИ».
Октябрь
- Привлечение родителей к участию в творческой выставке «Волшебная коробочка»
- Привлечение родителей для сопровождения группы в городской музей.
- Консультация «Учим детей рассказывать»
Ноябрь
- . Привлечение родителей к проекту «Моя семья»(древо семьи)
- Акция «Неделя добрых дел»
Консультация «Домашняя игротека»
Декабрь
- Консультация «Безопасность на улице в зимний период».
- Привлечение родителей к участию в муниципальной экологической акции «Живи, елочка!».
- Привлечение родителей к изготовлению поделок к творческой выставке и оформлению группы.
Январь
- Привлечение родителей к пополнению картотеки «Опыты и эксперименты»
- Консультация «Первая помощь при обморожении».
- Акция «Покормите птиц зимой»
- Привлечение родителей для сопровождения группы в городской музей.
Февраль
- Привлечение родителей к участию в развлечении «День защитника отечества»
- Привлечение родителей к творческой выставке посвященная к Дню Защитника Отечества.
- Консультация «Творческие способности детей ОВЗ»
Март
- Привлечение родителей к участию в конкурсе чтецов «Весна красна».
- Привлечение родителей к творческой выставке посвященную к дню 8 Марта!
- Консультация «Труд – важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома»
Апрель.
- Привлечение родителей к участию выставки «Загадочный мир космоса».
- Проведение родительского собрания «Подведение итогов за 2023-2024 учебный год».
- Консультация «Безопасное поведение и бережное отношение к природе».
Май
- Привлечение родителей для сопровождения группы к мемориалу победы.
- Подготовка участка к летнему периоду, высадка цветов.
- Обсуждение с родителями: подготовка группы к новому учебному году».
- Консультация «Формирование самостоятельности детей с ОВЗ для успешного обучения в школе»
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с родителями ребенка с ОВЗ | Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ | Индивидуальное консультирование Совместная работа по построению индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях |
Работа с родителями группы, где обучается ребенок с ОВЗ | Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения в отношении ребенка с ОВЗ | Групповое и индивидуальное консультирование |
3.Организационный раздел
3.1 Режим дня.
Для реализации АОП соблюдение охранительного педагогического режима.
В дошкольном учреждении | |
Прием, осмотр, игры, дежурство, свободная деятельность | 7.00-8.25 |
Утренняя гимнастика | 8.25-8.35 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.35-8.45 |
Подготовка к занятиям | 8.45-9.00 |
Занятия /образовательная деятельность | 9. 00-11.00 |
Второй завтрак | 10.20-10.25 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) свободная деятельность | 11.00-12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.30-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00-15.15 |
Игры, самостоятельная деятельность детей. Свободная деятельность | 15.15-16.10 |
Уплотненный полдник | 16.10-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, наблюдения, труд, игры. Свободная деятельность | 16.30-18.45 |
Игры, уход детей домой | 18.45-19.00 |
Расписание непосредственно-образовательной деятельности.
900 -930 - «РР» Художественная литература 940- 1010 - «Х-ЭР» Изобразительная деятельность (рисование/народное декоративно-прикладное искусство) 1130 -1200- «Х-ЭР» Музыкальная деятельность | 900 – 930 - «ПР» (познавательные действия, математические представления) 940 – 1010-«Х-ЭР» Изобразительная деятельность (лепка /народно-прикладное искусство) 1130- 1200 - «Физическое развитие» | 900 -930 - «Речевое развитие» (ФС, ЗКР, ГСР, СР, ОГ) 940-1010 – «ПР» (окружающий мир/природа) 1100 -1130 -«ФР» Подвижные игры на прогулке | 900 -930 - «ПР» (познавательные действия, математические представления) 940 –1010- «Х-ЭР» Изобразительная деятельность (аппликация). Конструктивная деятельность 1130 -1200 -«Физическое развитие» | 900 -930 - «ПР» (по плану ДС) 900 -930 - «Речевое развитие» (ФС, ЗКР, ГСР, СР, ОГ) 1510 – 1540-«Х-ЭР» Музыкальная деятельность |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:
- продолжительность подгруппового занятия 30 минут;
- продолжительность индивидуального занятия 30 минут.
3.2 Индивидуальный учебный план.
Коррекционная и воспитательная работа осуществляется в форме индивидуальных и фронтальных занятий по расписанию.
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Дни недели |
Групповое занятие воспитателя | 10 | 40 | 400 | Пн.-пт. |
Групповое занятие музыкального руководителя | 2 | 8 | 72 | Пн, ср. |
Групповое занятие инструктора по физическому развитию | 2 | 8 | 72 | Вт, чт. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 2 | 8 | 72 | Вт., чт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 2 | 8 | 72 | Пн. ср |
Расписание занятий.
Специалист | График |
Учитель-логопед | Понедельник 15.15 – 15.35 Четверг 15.15 - 15.35 |
Музыкальный руководитель | По расписанию НОД. |
Инструктор по физической культуре | По расписанию НОД. |
Воспитатель | Вторник 15.50-16.15 часов |
- Кадровое обеспечение
Ф.И.О. | Должность | Квалификация |
Иванова Н.В. | Воспитатель | Первая квалификационная категория |
Андронова А.С. | Воспитатель | Без категории |
Рогачева С.Н. | Учитель-логопед | Высшая квалификационная категория |
Быкова Н.В. | Музыкальный руководитель | Высшая квалификационная категория |
Агаджанян О.А. | Инструктор по физической культуре | Высшая квалификационная категория |
Почитальнова Н.А. | Старший воспитатель Специалист ППк | Высшая квалификационная категория |
3.4 Организация РППС
Для реализации адаптированной образовательной программы с ребенком ОВЗ организуется развивающая предметно-пространственная среда, которая создаётся в соответствии с определёнными принципами. Она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. Для воспитанника организована РППС:
- кабинет для индивидуальной работы (со специалистами);
- рабочее место для ребенка (стол, стульчик по ростовым показателям)
- пособия по артикуляционной гимнастике;
- сборник «Артикуляционные сказки»;
- тренажер «Логопедия и я»:
- чистоговорки, скороговорки веселые стихи на различные звуки;
- пособие «Веселые уроки»;
- пособия на развитие мелкой моторики «Играем пальчиком и развиваем», «Шнуровки», «Мозайка», пуговицы, фасоль, настенное развивающее панно, конструктор разных видов и т.д.;
- стол с песком;
- пособие «Уроки логопеда»;
- подборка «Логопедических игр для дошкольников»;
- настольно-печатные, дидактические игры «Мой дом», «Домино», «Чей малыш», «Что, от куда, почему», «Ассоциации», «Логика», «Цифры», «Развитие внимания», «Логический куб», «Картинки-половинки: домашние животные», «Книжки-кубики: мир вокруг нас» «Пазлы-напольные», «Пирамидка», «Магнитный конструктор», «Лото», «Память», «Внимание», «Мышление»;
- настольный, пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Бобовое зернышко»;
- Лэпбук «Любимые сказки»;
- Книги-энциклопедии.
Используемая литература:
1.Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
2.Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 6-7 лет): тетрадь. Часть 1. – Екатеринбург: ООО «Литкр-К»,2014.
3.Узорова О.В., Нефедорова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основа письма и рисования – Москва: АСТ: Астрель, 2014.
4. Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А., Логопедические игры и задания. СПб «КАРО», 2001.
5.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва. «Издательство ГНОМ и Д»2001.
6.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. Москва. АСТ. Артель 2004.
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА ______________________________________________________
ПОЛ: _______ девочка _______ мальчик ДАТА РОЖДЕНИЯ ___________________
«Познавательное развитие» | н.г. | с.г. | к.г. | |||||||
Формирование целостной картины мира | Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира. Выбирает и группирует их | С | ||||||||
Знает герб, флаг, гимн России. Называет главный город страны. | С | |||||||||
Имеет представление о родном крае, о школе, библиотеке. Знает некоторых представителей животного мира. | С | |||||||||
Знает характерные признаки времен года | С | |||||||||
Знает правила поведения в природе и соблюдает их | С | |||||||||
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. | С | |||||||||
Итоговый показатель | С | |||||||||
ФЭМП | Объединяет группы предметов, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части | С | ||||||||
Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями | С | |||||||||
Считает до 10 и дальше | С | |||||||||
Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10 | С | |||||||||
Соотносит цифру (0-9) и количество предметов. | С | |||||||||
Составляет и решать задачи, пользуется цифрами и арифметическими знаками | С | |||||||||
Различает величины: длину (ширину, высоту), объем, массу и способы их измерения | С | |||||||||
Измеряет длину, отрезки прямых, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных ме | С | |||||||||
Умеет делить предметы на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть. | С | |||||||||
Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб. Проводит их . сравнение | С | |||||||||
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает расположение и направление р | С | |||||||||
Умеет определять временные отношения, время по часам | Н | |||||||||
Знает состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших | Н | |||||||||
Умеет получать каждое число первого десятка. | Н | |||||||||
Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей | Н | |||||||||
Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года. | С | |||||||||
Итоговый показатель (% | С | |||||||||
Речевое развитие» | Н.г. | с.г. | к.г | |||||||
Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки | С | |||||||||
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия | С | |||||||||
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов | Н | |||||||||
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове. | С | |||||||||
Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг. | Н | |||||||||
Итоговый показатель | С | |||||||||
Социально-коммуникативное развитие | ||||||||||
Н | Знает и называет элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и ПДД | С | ||||||||
Соблюдает правила коллективной игры и инструкции воспитателя | С | |||||||||
Адекватно оценивает свои поступки и поступки окружающих | С | |||||||||
Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада | С | |||||||||
Называет виды войск и их назначение, объясняет: кто и что такое «Защитник», «Отечество». «Родина» | Н | |||||||||
Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре | Н | |||||||||
Итоговый показатель | С | |||||||||
«Художественно-эстетическое развитие» | н.г | с.г | Н.г | |||||||
Различает виды изобразительного искусства | Н | |||||||||
Изоискусство | Называет основные выразительные средства произведений искусства | Н | ||||||||
Создает индивид. и коллектив рисунки на темы окружающей жизни, литератур произведе | С | |||||||||
Рисование | Использует разные материалы и способы создания изображения | С | ||||||||
Лепка | Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений | С | ||||||||
Выполняет декоратив композиции способами налепа и рельефа. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства | С | |||||||||
Аппликация | Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания | С | ||||||||
Создает сюжетные и декоратив композиции | С | |||||||||
Продук(констр) | Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением | С | ||||||||
деят-т | Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта | С | ||||||||
Может создавать модели из конструкторов по рисунку и словесной инструкции | С | |||||||||
Итоговый показатель (%) | С | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).
Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобе...

Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...