Логопедический массаж детям с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Романенко Анна Николаевна

Аннотация

В данной статье рассматривается включение логопедического массажа в коррекционную программу работы учителя-логопеда с детьми с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanenko_aeterna_logopedicheskiy_massazh_detey_s_ras.docx12.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Романенко А.Н.

учитель-логопед  МБДОУ  д/с №25

 г. Белгород, РФ

              Логопедический массаж детям с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Аннотация

В данной статье рассматривается включение логопедического массажа в коррекционную программу работы учителя-логопеда с детьми с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова

  Логопедический массаж, аутизм, коммуникация, развитие ребенка, коррекционное воздействие. 


      Расстройства аутистического спектра (РАС) — это группа нейроразвивающихся состояний, характеризующихся трудностями в социальной коммуникации, стереотипными поведенческими паттернами и сенсорными особенностями. У многих детей с РАС наблюдаются речевые нарушения: от полного отсутствия вербальной речи до проблем с артикуляцией, темпом и интонацией. Включение логопедического массажа в коррекционную программу ДОУ становится важным инструментом для преодоления этих барьеров. Данная статья рассматривает методики, особенности проведения и эффективность логопедического массажа в работе с детьми с РАС.
      Логопедический массаж — это комплекс техник, направленных на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата, стимуляцию речевых зон и улучшение нейромышечной передачи. Для детей с РАС он решает несколько ключевых задач:

-снижение гипертонуса или гипотонуса мышц лица, языка, губ;

-активация сенсорных зон, что особенно важно при сенсорной гипо- или гиперчувствительности;

-формирование обратной связи между тактильными ощущениями и речевыми центрами мозга;

-установление доверительного контакта с педагогом, чтоснижает тревожность и помогает адаптироваться к сенсорным нагрузкам.


При работе с детьми с аутизмом используются следующие адаптированные методики массажа, учитывающие их индивидуальные особенности:

1) ручной массаж (классические приемы, такие,как поглаживание, разминание, вибрация зон лица, шеи, кистей рук);

2) зондовый массаж (специальные зонды (например, по методике Е.В. Новиковой) применяются для точечного воздействия на язык и губы. Важно постепенное введение инструментов, чтобы избежать сенсорного перегруза).

3) биоакустическая коррекция (сочетание массажа со звуковыми стимулами (например, преобразование сигналов мозга в музыку) усиливает положительный эффект).

4) элементы самомассажа (обучение ребенка простым приемам (потирание ладоней, надувание щек) для развития самостоятельности.

Важно! Перед началом курса проводится диагностика мышечного тонуса и сенсорных особенностей ребенка. Сеансы начинаются с 2–3 минут, постепенно увеличиваясь до 10–15 минут.

 Логопедический массаж состоит из нескольких этапов:

-адаптационный: знакомство с инструментами через игру (например, «познакомимся с волшебной палочкой-зондом»);

-тактильный контакт: начать с массажа рук или спины, только затем переходить к лицу;

-влючение в коммуникацию: сопровождение массажа простыми словами («тепло», «мягко»), песенками или ритмичными стихами.

При проведении логопедического массажа следует учесть следующие рекомендации:

-постепенность: не форсируйте контакт, если ребенок сопротивляется;

-игровой формат: используйте кукол, чтобы показать массаж на примере («Мишке помассируем щечки!»).

-домашние задания: обучите родителей базовым приемам (поглаживание щек круговыми движениями).

- обратная связь: фиксируйте изменения в дневнике наблюдений.

     

     Исследования (например, работы Л.В. Лопатиной) подтверждают, что систематический логопедический массаж улучшает произношение у 68% детей с РАС через 3–6 месяцев, снижает проявления оральной диспраксии (нарушение планирования движений), стимулирует появление первых слов у невербальных детей. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что логопедический массаж в ДОУ — это эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей с РАС. Его успех зависит от индивидуального подхода и создания комфортной среды. Интеграция массажа в ежедневные занятия помогает не только развивать речь, но и укреплять эмоциональную связь между ребенком и педагогом, открывая новые возможности для социализации.

© Романенко А.Н. 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Особенности логопедической помощи детям с расстройством аутистического спектра

Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен.   body...

Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"

ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей  с расстройством  аутистического спектра в условиях ДОУ»  Направление реализации проекта:...

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях дошкольного учреждения — одно из ведущих направлений психолого-педагогической корр...