Консультация для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике

Консультация для педагогов и родителей

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_melkoy_motoriki.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Учитель-логопед: Лончина Елена Николаевна

Наверняка вы хотя бы раз в жизни слышали об упражнениях для развития мелкой моторики. В этой статье мы подробно расскажем, с чего начать, с какого возраста лучше начинать занятия, и как мелкая моторика влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое мелкая моторика?

Скоординированное участие нервной и мышечной систем при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук – это и есть мелкая моторика. Все движения руками: от самых простых, как удержание ложки в руке, до сложных, как письмо, относятся к мелкой моторике.

Все центры мозга взаимосвязаны между собой. Именно поэтому при развитии мелкой моторики через зрительный центр одновременно стимулируется и развитие зон, отвечающих за речь.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Моторика рук напрямую связана с развитием речи. Если взглянуть на вопрос с точки зрения анатомии, то примерно треть всей площади двигательной проекции коры нашего мозга занята проекцией кистей рук, которая находится рядом с речевой зоной. Исходя из этого, появилось предположение, что тонкие движения пальцев оказывают развивающее воздействие на речевую функцию. И чтобы научить ребёнка говорить, то стоит заниматься не просто тренировкой его артикуляционного аппарата, но и развивать движения пальцев рук.

Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, а также вниманием. Вся будущая жизнь ребёнка будет требовать от него применения точных движений кистей рук и пальцев. Например: рисование, письмо, завязывание шнурков, расстёгивание и застёгивание замков и пуговиц, работа с компьютером. Может показаться, что выполнять всё это легко, но если у ребёнка будет плохо развита мелкая моторика, то ему будет сложнее самостоятельно совершать эти действия.

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Начинать развитие мелкой моторики у детей рекомендуется в возрасте восьми месяцев: в этот период пальцы рук уже могут поддаваться активной тренировке. Но в любом случае лучше всегда ориентироваться на особенности вашего ребёнка: если вы видите, что малыш пока не готов к развивающим играм, то не заставляйте его.

Способы развития мелкой моторики

Массаж

Массаж подойдёт для развития мелкой моторики, как малышам, так и школьникам. Перед тем, как приступать к основным упражнениям, желательно всегда массировать и разогревать ручки. Также можно пощипывать ладони и загибать пальцы. Во время массажа можно рассказывать стихи или просто проговаривать ваши действия. Спустя время ребёнок научится делать такую разминку самостоятельно.

Для массажа можно также использовать подручные средства: мелкие твёрдые игрушки, карандаши, мячики. Выбранные предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальцами и фиксировать в разных положениях. Ёмкости с песком, крупой или маленькими мячиками тоже хорошо подходят для массажа рук. В такие импровизированные «бассейны» ребёнок может опускать руки, водить ими, перебирать элементы или перемешивать содержимое.

Для детей постарше подойдёт пальчиковая гимнастика: отличный способ разогреть руки и подготовиться к занятиям.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Такие игры оказывают на организм ребёнка не только развивающее, но и оздоравливающее действие. Важно: играть малыш может только под присмотром кого-то из взрослых, чтобы он случайно не поранился или не съел что-то из этих мелких предметов.

Приведём несколько примеров таких игр:

Рисунки из крупы. Возьмите кусочек картона и попросите ребёнка что-то нарисовать на нём, например, облако. После этого нанесите безопасный клей по контуру рисунка и попросите малыша положить на эти линии крупу: горох, фасоль или гречку. Такие игры служат хорошей тренировкой мышц кистей и пальцев.

Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и тому подобное.

Сортировка мелких предметов. Играть можно по-разному: сортировать предметы по размеру, форме или цвету. Например, возьмите пуговицы и попросите ребёнка их рассортировать по размеру.

«Пальчиковые» игры

Это некая инсценировка каких-либо историй с использованием пальцев. Плюс таких игр в том, что начинать играть в них можно в возрасте до года, а по мере взросления усложнять движения пальцев. В «пальчиковых играх» чаще всего используются обе руки, поэтому дети быстрее начинают понимать, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и так далее. Чтобы такие игры приносили больше пользы, следует попеременно менять напряжение, сжимание и разжимание кистей рук, а также задействовать движения всех пальцев по отдельности.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

Работа с этими материалами не просто хорошо развивает мелкую моторику, но и воздействует на воображение.

Пластилином удобно обклеивать бутылки, придавая им форму чайников, ваз или кувшинов. Также пластилин можно скатать в формы шариков или колбасок и на картоне выкладывать рисунки. На глине или солёном тесте можно делать отпечатки, надавливая на них игрушками, пуговицами, ладонями или пальцами.

Шнуровка

Шнуровки бывают деревянные, поролоновые и картонные. Они отлично стимулируют развитие мелкой моторики, развивают фантазию, тактильные ощущения и логическое мышление.

Упражнения с применением дополнительных предметов

Главный плюс таких упражнений — они способствуют развитию пространственного воображения.

Наиболее популярными считаются следующие игры:

Мозаика. Выберите подходящую для возраста вашего ребёнка мозаику и предложите ему просто вставить элементы мозаики в основу. Затем, когда малыш поймёт принцип игры, можно задавать определённое изображение или форму, чтобы малыш её выкладывал.

Счёты. Можно дать задание ребёнку переместить все колечки счётов с одного края на другой. Счёты можно выбрать с разными по форме колечками, в разных цветах и из разных материалов.

Нитки. Суть игры в наматывании ниток на различные предметы. К примеру, можно взять фигурки животных и попросить малыша обмотать их, чтобы придать им необычную окраску.

Болты и гайки. Вам понадобятся крупные болты и гайки. Попросите малыша сначала накрутить гайки на болты, а затем раскрутить их.

Прищепки. Задача в таких играх простая — прицепить прищепки на верёвку, картон или другую основу. Можно усложнить процесс: на основу и прищепки приклейте карточки с изображениями животных, а ребёнок пусть цепляет прищепки к тем животным, которых вы назовёте.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики

В качестве заключения мы подготовили чек-лист правил, чтобы занятия по развитию мелкой моторики проходили интересно и продуктивно:

  1. Занятия должны напоминать ребёнку игру, а не скучный урок. В ходе игры разговаривайте с малышом, придумывайте забавные истории или сказки.
  2. Занятия должны быть систематическими. Выберите подходящее время, в которое вы будете заниматься. Даже на прогулке можно помассировать ребёнку руки, насобирать интересных камушков или слепить что-то из песка.
  3. Разговаривайте с малышом во время занятий, разыгрывайте сценки и не ограничивайте его в проявлении фантазии.
  4. Показывайте, что и вам процесс игры приносит неимоверное удовольствие.
  5. Не заставляйте. Дайте ребёнку выбрать: может, сейчас он хочет рисовать, а не лепить из пластилина.
  6. Выбирайте игры, основываясь на возрасте вашего ребёнка.
  7. Пробуйте разные способы развития мелкой моторики. Чем больше, тем лучше!
  8. Разграничивайте виды игр — не занимайтесь всем и сразу.
  9. Никаких замечаний и критики!
  10. Следите за временем: не пересиживайте и не переутомляйте ребёнка. Выберите оптимальный промежуток времени исходя из режима дня малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики"

В материале рассматривается значение мелкой моторики для развития речи и подготовки руки к письму. Представлены упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук....

Консультация для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики»

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики под­готавливает почву для последующего формирования ...

Консультация для педагогов на тему: "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координ...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

В настоящее время многие родители уделяют больше внимание обучению детей чтению, иностранным языкам, математике чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научит...

Консультация для педагогов и родителей: развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика.

Консультация для педагогов и родителей: развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций  у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.Мелкая моторика — совоку...