Использование проектной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОВЗ.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В данной методической разработке рассматривается использование проектной деятельности как эффективного инструмента для социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Проектная деятельность предоставляет детям возможность активно участвовать в учебном процессе, развивая при этом навыки общения, сотрудничества и инициативу.
Так же обосновывается важность социально-коммуникативного развития у детей данной категории. Рассматриваются примеры различных проектов, направленных на формирование коммуникативных умений, развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков у детей и анализируются условия, способствующие успешной реализации проектной деятельности в детском саду.
Материал адресован педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, и предлагает практические рекомендации по внедрению проектного подхода в образовательный процесс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 355.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 26 комбинированного вида»
Использование проектной деятельности
в социально-коммуникативном развитии
дошкольников с ОВЗ.
Автор:
Учитель-логопед: Платонова
Надежда Владимировна
Муром, 2025 год
Содержание
Введение………………………………………….………………………………4
Актуальность……………………………………………….……………………4
Новизна…………………………………………………………………….……..5
Теоретическая часть……………………………………………………………..5
Практическая часть…………………………………………………….....……..6
Заключение…………………………………………………………….…………8
Список литературы……………………………………………..………………..9
Приложение 1
Приложение 2
Введение.
Использование проектной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников является эффективным приемом, который позволяет создать условия для активного обучения и социализации детей с ОВЗ.
Основными принципами проектной деятельности являются
-Деятельность на основе интересов и потребностей детей, что повышает их мотивацию и вовлеченность.
- Целостность и системность, за счет интеграции всех образовательных областей и видов детской деятельности.
- Групповая работа, способствующая развитию навыков сотрудничества, общения и достижения общих целей в группе.
В современных условиях, когда образовательный процесс все больше ориентирован на развитие критического мышления и креативности, проектная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса в детских садах.
Актуальность:
В условиях быстро меняющегося мира, где навыки сотрудничества и коммуникации становятся определяющими для успешной социализации, важно не только передавать знания, но и развивать у детей социальные и коммуникативные компетенции. Проектная деятельность позволяет дошкольникам не только усваивать информацию, но и применять ее на практике, развивая умения работать в команде, слушать других и аргументировать свою точку зрения.
Цель:
Целью нашей работы является создание условий для эффективной реализации проектной деятельности как средства социально-коммуникативного развития дошкольников. Мы стремимся сформировать у детей устойчивые навыки взаимодействия в группе, развить их интерес к совместной деятельности, а также научить их анализировать и обобщать полученный опыт.
Задачи:
1. Разработать структурированные проекты, направленные на развитие социальных навыков у детей.
2. Определить формы и методы организации проектной деятельности, способствующие активному участию дошкольников.
3. Оценить эффективность проектной деятельности в формировании социально-коммуникативных компетенций у детей.
4. Подготовить дополнительные материалы для педагогов, способствующие успешной реализации проектного подхода.
Новизна данной разработки заключается в следующих аспектах:
1. Интеграция проектной деятельности с образовательными стандартами: Разработка предлагает новые подходы к интеграции проектной деятельности с современными образовательными стандартами и требованиями, что позволяет более эффективно реализовать образовательные программы дошкольного образования.
2. Кросс-дисциплинарный подход: в отличие от традиционных методов обучения, данная разработка сочетает различные области знаний и навыков, что позволяет детям не только изучать отдельные предметы, но и осваивать их в контексте реальных проектов, развивая тем самым комплексный подход к обучению.
3. Упор на групповые взаимодействия и командные проекты: проектная деятельность акцентирует внимание на значении сотрудничества и командного духа, что способствует формированию у детей навыков межличностного общения, лидерства и сотрудничества — навыков, критически важных в XXI веке.
4. Гармонизация процесса обучения и развития: разработка акцентирует внимание на том, как проектная деятельность может не только обучать детей, но и способствовать их эмоциональному, социальному и психологическому развитию. Это делает обучение более целостным и направленным на личностное развитие.
5.Методические рекомендации для педагогов: предложение конкретных и практически применимых методических рекомендаций, и материалов для педагогов, которые упрощают внедрение проектной деятельности в образовательный процесс. Это способствует повышению квалификации педагогов и улучшению качества образования.
6. Адаптивность и индивидуализация: разработка учитывает индивидуальные интересы и способности детей, предлагая адаптированные проекты, которые могут быть легко модифицированы в зависимости от потребностей обучающихся.
Эти аспекты новизны делают предложенную методическую разработку актуальным и востребованным инструментом в области дошкольного образования, способствующим эффективному социально-коммуникативному развитию детей.
Теоретическая часть
Л.С. Выготский в теории социокультурного развития подчеркивал важность социального взаимодействия в процессе обучения и развития. Проектная деятельность, основанная на сотрудничестве, позволяет детям учиться друг у друга, осваивая социальные навыки и развивая коммуникацию.
Дж. Дьюи утверждал, что обучение должно быть деятельным и практическим. Проектная деятельность предоставляет детям возможность активно участвовать в образовательном процессе, исследовать и экспериментировать, что способствует эффективному усвоению материала.
Ж. Пиаже акцентировал внимание на том, что дети активно строят свои знания через взаимодействие с окружающей средой. Проектная деятельность дает возможность дошкольникам экспериментировать и исследовать, что приводит к активному созданию новых знаний.
Теория множественных интеллектов Г. Гарднера предполагала, что существуют различные типы интеллекта (логико-математический, вербальный, пространственный и другие). Проектная деятельность может быть адаптирована под различные индивидуальные способности и интересы детей, что способствует их всестороннему развитию.
А. Бандура в теории социального обучения подчеркивал «важность наблюдения и подражания в обучении». В проектной деятельности дети могут наблюдать за действиями других участников, что способствует развитию социальных и коммуникационных навыков.
Теория «обучения через игру»: игровые элементы в проектной деятельности помогают вовлечь детей, делая процесс обучения более привлекательным и эффективным. Игровая активность развивает воображение, креативность и коммуникативные навыки, что критически важно для дошкольников.
Педагогика сотрудничества: фокус на взаимодействии между детьми, а также между детьми и взрослыми в процессе проектной деятельности способствует формированию навыков командной работы, умению слушать и уважать мнение других, что является важными компонентами социально-коммуникативного развития.
Эти теоретические аспекты подчеркивают важность проектной деятельности как эффективного инструмента для развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников, способствуя их интеграции в общество и подготовке к дальнейшему обучению.
Проектная деятельность может быть адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет им также участвовать в групповой работе. Важно предусмотреть различные роли в проекте, чтобы каждый ребенок чувствовал свою значимость и мог внести вклад в общее дело.
Практическая часть
Мы начинали свою работу с простых проектов, которые имели ясную цель и меньшее количество этапов. Например, проект «Осенние фантазии (поделки из природного и бросового материала)» или проект о «Домашних питомцах», «Моя любимая игрушка».
Затем вводили детей в проектную деятельность через игры и обсуждения. Объясняли, как планировать, исследовать и представлять свои идеи. Это помогло детям развить базовые навыки, необходимые для более сложных проектов.
После успешного завершения нескольких простых проектов мы перешли к более сложным. Например, от проекта о животных к теме защиты природы.
Добавляли элементы, требующие большего вовлечения, такие как сотрудничество с родителями, использование технологий (создавали презентации), работали с реальными данными (проводили опрос жителей микрорайона о животном мире).
На следующем этапе начали вводить задачи, которые требуют более глубокого анализа и решения. Вместо изучения одного вида животных, проект стал охватывать несколько экосистем и их связь.
Поощряли детей работать в командах, что способствовало развитию социальных навыков и умения совместно достигать целей. Командные проекты всегда более сложные и интересные, так как включают разнообразие подходов и идей.
На последнем этапе пробовали различные форматы проектов, такие как театрализованные постановки, выставки и научные эксперименты. Это не только увеличило интерес детей, но и помогло развить различные навыки.
Обеспечивали поддержку в виде рекомендаций и ресурсов, а также обсуждали с детьми их успехи и трудности. Обратная связь помогла им лучше осмыслять свои достижения.
После завершения каждого проекта проводили рефлексию, где дети могли обсудить, что они узнали, чему научились, что было самым интересным и какие трудности встретили. Это помогло им подготовиться к более сложным проектам в будущем.
Процесс перехода от простых к сложным проектам был плавным, постепенным. Мы уделяли большое внимание закреплению навыков, полученных на предыдущих этапах, прежде чем переходить к новым.
Таким образом, постепенное увеличение сложности проектов способствовало развитию у детей критического мышления, креативности и уверенности в своих способностях.
В нашей группе в течении 3 лет были реализованы следующие проекты:
- Экологические проекты: «Чистый двор», «Птицам помогаем – природу сохраняем», где дети обсуждали важность заботы о пернатых друзьях, чистоте территории детского сада, берега реки. Воспитанники участвовали в уборке территории детского сада, ближайшего микрорайона и создавали плакаты.
- Культурные проекты: «Наши традиции», «Масленицу встречаем – блинами угощаемся». Исследовали народные обычаи и праздники, создали совместный альбом, выставки.
- Литературные проекты: «Сказку расскажем и вместе покажем», «День рождение Н.Носова», «Читающая мама – читающая семья». Ребята читали вместе с родителями дома и создавали книги на основе любимых сказок, писали собственные истории и их иллюстрировали.
- Социальные проекты: «Наши деды – славные победы», «Мой папа самый сильный и умелый», «23 февраля – красный день календаря», «Твори добро».
- Практико – ориентированные проекты: «Приключения Робомыши в Овощной Стране» (См. Приложение 2), «Зимушка, зима – рада детвора» и другие. (См. Приложение1)
Заключение
Проектная деятельность является мощным инструментом для социально-коммуникативного развития дошкольников, поскольку она создает условия для активного обучения, сотрудничества и формирования необходимых социальных навыков. Правильная организация проектов позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать уверенность в себе и свою способность к взаимодействию с окружающими. Так же дает детям возможность проявлять творчество, инициативу, придумывать различные решения и оригинальные идеи.
Данная методическая разработка направлена на поддержку педагогов в их стремлении к внедрению инновационных методов обучения, а также на создание эффективной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей.
Список литературы
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 64с.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.-2е изд., испр. и доп. - Москва: Центр педагогического образования, 2018. - 208с.
- Как организовать проект с дошкольниками / авт.-сост. А.А. Сидорова. - Москва: ТЦ Сфера, 2016. - 128с.
- Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов / авт.-сост. Т.В. Гулидова. - Волгоград: Учитель. - 135с.
- Проектная деятельность в практике обучения детей 3-7 лет / авт.-сост. Е. А. Румянцева. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь друг, огонь враг» с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо социально-коммуникативному, познавательному развитию...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста
Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Использование проектной деятельности в профориентационной работе с дошкольниками.
С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям мною был разработан и реализован профориентационный проект «В мир...

Проектная деятельность по социально-коммуникативной деятельности"Наша Армия родная!"
патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, сохранение культурной самобытности народа России. Любовь м...
Статья "Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом развитии дошкольников"
для родителей и педагогов...

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»
laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»
laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

