Мониторинг по результатам эмоционально- личностного и познавательного развития обучающихся с ОВЗ 2024-2025 учебного года
материал по коррекционной педагогике

Воробьева Наталья Леонидовна

Мониторинг по результатам эмоционально- личностного и познавательного развития обучающихся с ОВЗ 2024-2025 учебного года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_korrektsionnoy_rabote_25.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

ОТЧЕТ

 по мониторингу познавательного и эмоционального

 развития детей групп коррекционной направленности

за 2024– 2025 учебный год

Подготовила:

Педагог-психолог

Воробьева Н.Л.

г. Нижневартовск

Аналитический отчет

по организации коррекционно-развивающей работы

 педагога-психолога Воробьевой Н.Л.

за 2023 – 2024 учебный год

В 2024-2025 учебном году в МАДОУ №56 «Северяночка» 2 корпус организовано 8 групп коррекционной направленности. Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития Зачисление детей произведено на основании решения комиссии ТПМПК. Из них 2 группа младшего возраста (группы №1, №8) – дети 1-3 лет, 3 группы старшего возраста (группы №9 ЗПР, № 18 ЗПР и № 17 ТНР) дети 5-6 лет, 3 группы подготовительные (группы № 10 ЗПР, № 16 ТНР и № 15 ТНР) дети от 6 лет до окончания образовательных отношений

Деятельность педагога-психолога в организации коррекционного воздействия направлена на всех участников образовательного процесса и ведется по следующим направлениям:

1. Оказание психологической помощи детям:

  • Психологическая диагностика
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Психологическое сопровождение ребенка

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

  • Консультирование по проблемам развития
  • Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы
  • Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей

3. Взаимодействие с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития детей;
  • Психологическое просвещение
  • Взаимодействие с педагогами и профильными специалистами

Диагностическое направление.

Основными направлениями работы были:

  • Наблюдение периода адаптации вновь прибывших детей (младший возраст)
  • Диагностика нервно-психического развития детей младшего возраста
  • Диагностика развития познавательной сферы;
  • Диагностика эмоционально-личностной сферы ребенка

Для проведения психологической диагностики был подобран набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности развития и определять их причины. По результатам проведенной диагностики была спланирована развивающая и коррекционная работа, а также были разработаны рекомендации по преодолению трудностей родителям и педагогам детского сада. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик, совершенствовать собственные профессиональные навыки для более глубокой и эффективной диагностики нарушений в развитии.

Коррекционно-развивающее направление.

Коррекционно-развивающая работа велась в двух форматах: индивидуально и в подгруппах. Коррекционная работа направлена на коррекцию негативных тенденций социально-эмоционального развития детей, развития социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности, на развитие познавательных психических процессов, коррекцию поведения, развитие коммуникативных навыков и саморегуляции.

Диагностический инструментарий

Направление

Критерии

Диагностический инструментарий

Сроки

Ответственный

Наблюдение периода адаптации и оценка НПР (младший возраст)

1.Наблюдение периода адаптации

2.Оценка уровня НПР

 «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» А.С.Роньжина

«Диагностика нервно-психического развития детей»  

К.Л.Печора,

Е. Волосова

Сентябрь-ноябрь

Декабрь, Май

Педагог-психолог

Оценка эмоционально-личностного развития

1.Оценка эмоционального развития

2.Изучение уровня тревожности детей

3. Изучение самооценки ребенка

«Экспресс-диагностика уровня эмоционально-волевой сферы дошкольника» Н.Н Павлова, Л.Г. Руденко

 «Тест тревожности» Р.Тэммпл и М.Дорки

 «Лесенка»

В.Г.Щур, С.Г. Якобсон

Сентябрь, май

Педагог-психолог

Оценка общего уровня умственного развития детей

1.Диагностика умственного развития

2. Уровень развития психолого-педагогических познавательных процессов

«Дифференцированная диагностика умственного развития» Куражева Н.Ю.

«Диагностика познавательного развития детей»

Е.А. Стребелева

Сентябрь, май

По плану

Педагог-психолог

Организация процесса адаптации обучающихся к условиям ДОУ является одним из направлений педагога–психолога

Количественные показатели уровня адаптации

вновь поступивших обучающихся группы № 15 к условиям детского сада

Группы

Количество

Уровень адаптированности

высокий

средний

низкий

дезадаптация

№1 КН ТНР ТНР

6 чел

5 чел

1 чел

0

0

№8 КН ТНР

6 чел

4 чел

2 чел

Итого:

12 чел -100%

9 чел - 75%

3 чел 25%

0

0

Показателями успешности адаптации являются позитивные поведенческие реакции детей, эмоциональное состояние, социальные контакты с взрослыми и сверстниками, познавательная и игровая деятельность, реакция на изменение привычной ситуации в соответствии с продолжительностью адаптационного периода.

Количественные и качественные результаты свидетельствуют об отсутствуют детей с признаками дезадаптации. Высокому уровню адаптации соответствует 75% воспитанников. Средний балл по листу адаптации, которых составляет от 2,6 до 3 баллов. У этих детей преобладают признаки успешной адаптации: радостное и устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактируют со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников)

 Среднему уровню адаптации соответствуют 25% воспитанников. Их средний балл по листу адаптации составляет от 2,5 до 1,6 баллов. Эмоциональное состояние этих детей нестабильно: незначительные изменения ситуации приводили к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке педагога дети проявляли познавательную и поведенческую активность, легче ориентировались в новой ситуации.

Результаты нервно-психического развития детей

Группы № 15 коррекционной направленности в возрасте  с 2-3 лет

Количество детей: 10

Год

Группа НПР

I группа

II группа

III группа

IV группа

2023 год

Начало года

2 чел. – 25%

 3 чел.-37%

2 чел -25%

1 чел – 13%

2024 год

Конец года

-

2 чел. – 20%

5 чел. – 50%

3 чел. – 30%

Анализ нервно-психического развития:

Первая группа 25% воспитанников –дети действуют хаотично на начало года, к концу учебного года дети этой категории отсутствуют. Вторая группа 37% на начало года и 20 % в конце - дети, которые не все задания выполняют самостоятельно, с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов, не понимают инструкцию, действуют хаотично.

Третья группа 50 % на конец года -  дети заинтересовано сотрудничали со взрослым, принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся их выполнить, проявляют заинтересованность к деятельности, охотно взаимодействуют с педагогом.  

Четвертая группа 30% на конец года - дети с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно. Особое внимание следует уделить продолжению работы по развитию познавательных процессов (отставание в один эпикризный срок) и речевому развитию (отставание в два эпикризных срока). Бытовые навыки и физическое развитие соответствуют норме. Социально-эмоциональное развитие отстает в один эпикризный срок.

Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о значительной динамике в развитии детей. Этому способствовала систематичная, планомерная работа всех участников образовательного процесса, включение в коррекционную деятельность эффективных развивающих и здоровье укрепляющих технологий.

Таким образом, эффективности процесса адаптации способствовала профилактическая психолого-педагогическая работа, организация оптимальных условий адаптационного периода:

  • психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации (ведение адаптационных карт наблюдения, анкетирование родителей, памятки, консультации, своевременный анализ ситуаций, щадящий режим);
  • учет индивидуальных особенностей и обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
  •  обеспечение условий эмоционально-положительного взаимодействия с детьми (непосредственно организованная деятельность; подвижные игры, музыкально-ритмичные движения, потешки, пальчиковые игры и т. д)
  • беседы и консультации с родителями по проблеме адаптации и обеспечения единых требований к детям;
  • заседание школы для родителей «Успешная мама» по облегчению процесса адаптации к условиям детского сада.

Результативность освоения содержания адаптированной рабочей программы дошкольного образования воспитанниками старшего дошкольного возраста можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными.

Сравнительные количественные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы

группа компенсирующей направленности в возрасте с 5-6 лет группа № 9 (ЗПР)

Количество детей: 11

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

 -

-

2 чел– 18%

 4 чел – 36%

Средний

4 чел – 36%

 7 чел – 64%

3 чел– 28%

4 чел – 36%

Низкий

7 чел  - 64%

4 чел. – 36%

6 чел -54%

3 чел – 28%

группа компенсирующей направленности в возрасте с 5-6 лет группа № 18 (ЗПР)

Количество детей: 10

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

 -

-

1 чел– 10%

 3 чел – 30%

Средний

3 чел – 30%

 6 чел – 60%

5 чел– 50%

3 чел – 30%

Низкий

7 чел  - 70%

4 чел. – 40%

4 чел - 40%

4 чел – 40%

группа компенсирующей направленности в возрасте с 5-6 лет группа № 17 (ТНР)

Количество детей: 12

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

4 чел-33%

5 чел- 42%

4 чел-33%

6 чел – 50%

Средний

5 чел-42%

7 чел – 58%

5 чел-42%

6 чел – 50%

Низкий

3 чел-25%

-

3 чел-25%

-

группа компенсирующей направленности в возрасте с 6 лет до окончания образовательных отношений группа № 10 (ЗПР)

Количество детей: 10

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

-

5 чел – 50%

2 чел – 20%

6 чел – 60%

Средний

8 чел – 80%

 5 чел – 50%

6 чел– 60%

4 чел – 40%

Низкий

2 чел  - 20%

-

2 чел - 20%

-

группа компенсирующей направленности в возрасте с 6 лет до окончания образовательных отношений группа № 15 (ТНР)

Количество детей: 4

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

-

2 чел – 50%

1 чел -25%

3 чел – 75%

Средний

3 чел – 75%

 2 чел – 50%

2чел– 50%

1 чел – 25%

Низкий

1 чел  - 25%

-

1 чел – 25%

-

группа компенсирующей направленности в возрасте с 6 лет до окончания образовательных отношений группа № 16 (ТНР)

Количество детей: 10

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

3 чел – 30%

6 чел – 60%

4 чел - 40%

6 чел – 60%

Средний

4 чел – 40%

 4 чел – 40%

5 чел– 50%

4 чел – 40%

Низкий

3 чел  - 30%

-

1 чел – 10%

-

Мониторинг эмоционально-личностного и познавательного развития детей дошкольного возраста показывает положительную динамику в развитии познавательных психических процессов и   формировании эмоционально-личностной сферы.

Результаты анализа мониторинга на конец учебного года свидетельствуют, что средний уровень познавательного развития воспитанников детского сада соответствует уровню выше среднего и составляет 68 %. У детей отмечается достаточная познавательная активность, они имеют достаточный кругозор. Имеют соответствующие возрасту пространственно-временные представления: знают времена года и их признаки, ориентируются в последовательности времен и частей суток. Внимание детей достаточно устойчивое, что позволяет им усваивать программный материал в полном объеме. Формирование процесса памяти у детей свидетельствует о своеобразии развития, как образной, так и  словесной памяти. Анализ результатов показывает высокий уровень развития зрительной памяти – 56% детей. Это дети, которые запоминают весь или почти весь объем запоминаемого материала, сохраняют последовательность запоминаемого материала, запоминают быстро и надолго.  В формировании мыслительной деятельности дети успешно владеют мыслительными операциями: знают обобщающие слова, сравнивают предметы и выполняют исключения, устанавливают причинно-следственные связи самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. У части детей мелкая моторика развита недостаточно: движения не скоординированы, резкие, угловатые. Незначительные нарушения в развитии мелкой моторики свидетельствуют о необходимости внедрения более эффективных современных технологий и комплексной системы коррекционной работы в данном направлении. Работоспособность детей в пределах возрастной нормы: быстро и легко усваиваю инструкции. Способны самостоятельно избрать правильный способ работы. Быстро переключаются на новый вид работы в новых условиях. Общий темп работы достаточно высок. Сформированность эмоционально-волевой и мотивационной сферы позволяют детям сделать правильный выбор решения из нескольких возможных вариантов и преодолевать трудности.

        У детей с низким уровнем развития 11% (старший возраст 5-6 лет) отмечено недостаточное развитие внимания. Наблюдается недостаточный объем памяти, отмечаются трудности запоминания и удержания информации. Продуктивность запоминания наглядного материала несколько выше, чем словесного. На продуктивность запоминания значительное влияние оказывает быстро наступающая утомляемость, импульсивность и нестабильность эмоционального состояния. Затруднения отмечены в развитии такого мыслительного процесса как сравнение понятий, а также ознакомление детей с противоположными понятиями Для этих детей необходимо четкое соблюдение режима дня и контроль за чередованием видов деятельности требующих умственной нагрузки. Особенностью детей, которые показали низкий уровень развития выступает замедленность процесса восприятия предметов, их признаков и событий окружающего мира. Отмечается фрагментарность и неустойчивость воспринятого образа. У них замечена несформированность словесного выражения понятий и специфические особенности мыслительной переработки информации.

На основе полученных результатов познавательного, эмоционально-личностного развития в начале учебного года была определена коррекционно-развивающая работа с детьми в соответствии с рабочей учебной программой.

Занятия адаптивно-психологической направленности проходили на протяжении двух недель. Основная цель этих занятий помочь детям адаптироваться к условиям детского сада после проведенного летнего отдыха и при переходе из одной возрастной группы в другую. Этот блок состоит из четырех занятий и проводился в период диагностических мероприятий с детьми. Тематическое планирование коррекционно-развивающего блока направлено на эмоциональное и познавательное развитие детей, испытывающих трудности в эмоционально-личностной сфере, и является логическим продолжением первой. Большое внимание в этом блоке уделено нейро-психологическим упражнениям, коррекционным технологиям, которые стимулируют познавательное развитие и стабилизируют эмоциональное состояние детей, уравновешивает процессы возбуждения и торможения.

Коррекционно-развивающая работа начинается с октября, после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению и завершения первого этапа диагностики и представляет собой целостную систему с четко выделенными целями и структурой построения занятий. Примерный календарно-тематический план их проведения составлен в соответствии с тематикой образовательной программы Н.В. Нищевой, что облегчает восприятие детьми конкретного содержания занятий.

Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). В каждое занятие включены упражнения на дыхание, основанные на здоровьесберегающей технологии диафрагмального дыхания.

Проведенная коррекционно-развивающая работа показала достаточно хорошую динамику. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления. Стоит отметить, что подготовка детей подготовительных групп к обучению в общеобразовательной школе составляет 100% детей готовых к обучению. Дети имеют правильное представление о школе, умеют делать правильные выводы и обобщения. Понимают учебное задание, но выполняют не всегда точно. При этом понимают свои ошибки и стремятся их исправить. Дети охотно общаются и признаны в коллективе сверстников.

Просветительская деятельность.

Просветительская работа велась в двух направлениях: с родителями и педагогами.

Формы просветительской работы:

  • Выступления на родительских собраниях;
  • Консультирование педагогов на рабочем месте;
  • Консультирование родителей
  • Оформление теоретического материала «советы психолога» для родителей и педагогов.

За период 2024-2025 учебного года было проведено 39 консультаций, в том числе практико-ориентированных с родителями, подготовлены памятки и буклеты по организации взаимодействия родителей с детьми.

Рекомендации на 2025-2026 учебный год.

1. Продолжить работу по реализации ИОМ для детей с ОВЗ.

2. Продолжить использование оптимальных практико-ориентированных форм взаимодействия с родителями (законными представителями), направленных на повышение мотивации в развитии ребенка и его социальной адаптации и формирование единых подходов в воспитательно-образовательной деятельности.

3. Работать над повышением профессионального уровня.

4. Способствовать обогащению материальной базы кабинета играми и пособиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг по результатам эмоционально- личностного и познавательного развития воспитанников 2019-2020 учебного года

Мониторинг по результатам эмоционально- личностного и познавательного  развития воспитанников   2019-2020 учебного года...

Мониторинг по результатам эмоционально-личностного и познавательного развития воспитанников за 2020-2021 учебный год

Мониторинг по результатам эмоционально-личностного и познавательного  развития воспитанников  за 2020-2021 учебный год...

Мониторинг личностных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг личностных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года...

Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года...

Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...

Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса и детского развития воспитанников на начало 2024-2025 учебного года

Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса и детского развития воспитанников Второго младшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности...