Мониторинг по результатам эмоционально- личностного и познавательного развития обучающихся с ОВЗ 2024-2025 учебного года
материал по коррекционной педагогике
Мониторинг по результатам эмоционально- личностного и познавательного развития обучающихся с ОВЗ 2024-2025 учебного года
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
ОТЧЕТ
по мониторингу познавательного и эмоционального
развития детей групп коррекционной направленности
за 2024– 2025 учебный год
Подготовила:
Педагог-психолог
Воробьева Н.Л.
г. Нижневартовск
Аналитический отчет
по организации коррекционно-развивающей работы
педагога-психолога Воробьевой Н.Л.
за 2023 – 2024 учебный год
В 2024-2025 учебном году в МАДОУ №56 «Северяночка» 2 корпус организовано 8 групп коррекционной направленности. Целью работы являлось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития Зачисление детей произведено на основании решения комиссии ТПМПК. Из них 2 группа младшего возраста (группы №1, №8) – дети 1-3 лет, 3 группы старшего возраста (группы №9 ЗПР, № 18 ЗПР и № 17 ТНР) дети 5-6 лет, 3 группы подготовительные (группы № 10 ЗПР, № 16 ТНР и № 15 ТНР) дети от 6 лет до окончания образовательных отношений
Деятельность педагога-психолога в организации коррекционного воздействия направлена на всех участников образовательного процесса и ведется по следующим направлениям:
1. Оказание психологической помощи детям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно-развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы
- Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3. Взаимодействие с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития детей;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с педагогами и профильными специалистами
Диагностическое направление.
Основными направлениями работы были:
- Наблюдение периода адаптации вновь прибывших детей (младший возраст)
- Диагностика нервно-психического развития детей младшего возраста
- Диагностика развития познавательной сферы;
- Диагностика эмоционально-личностной сферы ребенка
Для проведения психологической диагностики был подобран набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности развития и определять их причины. По результатам проведенной диагностики была спланирована развивающая и коррекционная работа, а также были разработаны рекомендации по преодолению трудностей родителям и педагогам детского сада. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик, совершенствовать собственные профессиональные навыки для более глубокой и эффективной диагностики нарушений в развитии.
Коррекционно-развивающее направление.
Коррекционно-развивающая работа велась в двух форматах: индивидуально и в подгруппах. Коррекционная работа направлена на коррекцию негативных тенденций социально-эмоционального развития детей, развития социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности, на развитие познавательных психических процессов, коррекцию поведения, развитие коммуникативных навыков и саморегуляции.
Диагностический инструментарий
Направление | Критерии | Диагностический инструментарий | Сроки | Ответственный |
Наблюдение периода адаптации и оценка НПР (младший возраст) | 1.Наблюдение периода адаптации 2.Оценка уровня НПР | «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» А.С.Роньжина «Диагностика нервно-психического развития детей» К.Л.Печора, Е. Волосова | Сентябрь-ноябрь Декабрь, Май | Педагог-психолог |
Оценка эмоционально-личностного развития | 1.Оценка эмоционального развития 2.Изучение уровня тревожности детей 3. Изучение самооценки ребенка | «Экспресс-диагностика уровня эмоционально-волевой сферы дошкольника» Н.Н Павлова, Л.Г. Руденко «Тест тревожности» Р.Тэммпл и М.Дорки «Лесенка» В.Г.Щур, С.Г. Якобсон | Сентябрь, май | Педагог-психолог |
Оценка общего уровня умственного развития детей | 1.Диагностика умственного развития 2. Уровень развития психолого-педагогических познавательных процессов | «Дифференцированная диагностика умственного развития» Куражева Н.Ю. «Диагностика познавательного развития детей» Е.А. Стребелева | Сентябрь, май По плану | Педагог-психолог |
Организация процесса адаптации обучающихся к условиям ДОУ является одним из направлений педагога–психолога
Количественные показатели уровня адаптации
вновь поступивших обучающихся группы № 15 к условиям детского сада
Группы | Количество | Уровень адаптированности | |||
высокий | средний | низкий | дезадаптация | ||
№1 КН ТНР ТНР | 6 чел | 5 чел | 1 чел | 0 | 0 |
№8 КН ТНР | 6 чел | 4 чел | 2 чел | ||
Итого: | 12 чел -100% | 9 чел - 75% | 3 чел 25% | 0 | 0 |
Показателями успешности адаптации являются позитивные поведенческие реакции детей, эмоциональное состояние, социальные контакты с взрослыми и сверстниками, познавательная и игровая деятельность, реакция на изменение привычной ситуации в соответствии с продолжительностью адаптационного периода.
Количественные и качественные результаты свидетельствуют об отсутствуют детей с признаками дезадаптации. Высокому уровню адаптации соответствует 75% воспитанников. Средний балл по листу адаптации, которых составляет от 2,6 до 3 баллов. У этих детей преобладают признаки успешной адаптации: радостное и устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактируют со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников)
Среднему уровню адаптации соответствуют 25% воспитанников. Их средний балл по листу адаптации составляет от 2,5 до 1,6 баллов. Эмоциональное состояние этих детей нестабильно: незначительные изменения ситуации приводили к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке педагога дети проявляли познавательную и поведенческую активность, легче ориентировались в новой ситуации.
Результаты нервно-психического развития детей
Группы № 15 коррекционной направленности в возрасте с 2-3 лет
Количество детей: 10
Год | Группа НПР | |||
I группа | II группа | III группа | IV группа | |
2023 год Начало года | 2 чел. – 25% | 3 чел.-37% | 2 чел -25% | 1 чел – 13% |
2024 год Конец года | - | 2 чел. – 20% | 5 чел. – 50% | 3 чел. – 30% |
Анализ нервно-психического развития:
Первая группа 25% воспитанников –дети действуют хаотично на начало года, к концу учебного года дети этой категории отсутствуют. Вторая группа 37% на начало года и 20 % в конце - дети, которые не все задания выполняют самостоятельно, с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов, не понимают инструкцию, действуют хаотично.
Третья группа 50 % на конец года - дети заинтересовано сотрудничали со взрослым, принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся их выполнить, проявляют заинтересованность к деятельности, охотно взаимодействуют с педагогом.
Четвертая группа 30% на конец года - дети с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно. Особое внимание следует уделить продолжению работы по развитию познавательных процессов (отставание в один эпикризный срок) и речевому развитию (отставание в два эпикризных срока). Бытовые навыки и физическое развитие соответствуют норме. Социально-эмоциональное развитие отстает в один эпикризный срок.
Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о значительной динамике в развитии детей. Этому способствовала систематичная, планомерная работа всех участников образовательного процесса, включение в коррекционную деятельность эффективных развивающих и здоровье укрепляющих технологий.
Таким образом, эффективности процесса адаптации способствовала профилактическая психолого-педагогическая работа, организация оптимальных условий адаптационного периода:
- психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации (ведение адаптационных карт наблюдения, анкетирование родителей, памятки, консультации, своевременный анализ ситуаций, щадящий режим);
- учет индивидуальных особенностей и обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
- обеспечение условий эмоционально-положительного взаимодействия с детьми (непосредственно организованная деятельность; подвижные игры, музыкально-ритмичные движения, потешки, пальчиковые игры и т. д)
- беседы и консультации с родителями по проблеме адаптации и обеспечения единых требований к детям;
- заседание школы для родителей «Успешная мама» по облегчению процесса адаптации к условиям детского сада.
Результативность освоения содержания адаптированной рабочей программы дошкольного образования воспитанниками старшего дошкольного возраста можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными.
Сравнительные количественные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы
группа компенсирующей направленности в возрасте с 5-6 лет группа № 9 (ЗПР)
Количество детей: 11
Уровни | Познавательное развитие | Эмоционально-личностное развитие | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | - | - | 2 чел– 18% | 4 чел – 36% |
Средний | 4 чел – 36% | 7 чел – 64% | 3 чел– 28% | 4 чел – 36% |
Низкий | 7 чел - 64% | 4 чел. – 36% | 6 чел -54% | 3 чел – 28% |
группа компенсирующей направленности в возрасте с 5-6 лет группа № 18 (ЗПР)
Количество детей: 10
Уровни | Познавательное развитие | Эмоционально-личностное развитие | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | - | - | 1 чел– 10% | 3 чел – 30% |
Средний | 3 чел – 30% | 6 чел – 60% | 5 чел– 50% | 3 чел – 30% |
Низкий | 7 чел - 70% | 4 чел. – 40% | 4 чел - 40% | 4 чел – 40% |
группа компенсирующей направленности в возрасте с 5-6 лет группа № 17 (ТНР)
Количество детей: 12
Уровни | Познавательное развитие | Эмоционально-личностное развитие | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | 4 чел-33% | 5 чел- 42% | 4 чел-33% | 6 чел – 50% |
Средний | 5 чел-42% | 7 чел – 58% | 5 чел-42% | 6 чел – 50% |
Низкий | 3 чел-25% | - | 3 чел-25% | - |
группа компенсирующей направленности в возрасте с 6 лет до окончания образовательных отношений группа № 10 (ЗПР)
Количество детей: 10
Уровни | Познавательное развитие | Эмоционально-личностное развитие | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | - | 5 чел – 50% | 2 чел – 20% | 6 чел – 60% |
Средний | 8 чел – 80% | 5 чел – 50% | 6 чел– 60% | 4 чел – 40% |
Низкий | 2 чел - 20% | - | 2 чел - 20% | - |
группа компенсирующей направленности в возрасте с 6 лет до окончания образовательных отношений группа № 15 (ТНР)
Количество детей: 4
Уровни | Познавательное развитие | Эмоционально-личностное развитие | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | - | 2 чел – 50% | 1 чел -25% | 3 чел – 75% |
Средний | 3 чел – 75% | 2 чел – 50% | 2чел– 50% | 1 чел – 25% |
Низкий | 1 чел - 25% | - | 1 чел – 25% | - |
группа компенсирующей направленности в возрасте с 6 лет до окончания образовательных отношений группа № 16 (ТНР)
Количество детей: 10
Уровни | Познавательное развитие | Эмоционально-личностное развитие | ||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | 3 чел – 30% | 6 чел – 60% | 4 чел - 40% | 6 чел – 60% |
Средний | 4 чел – 40% | 4 чел – 40% | 5 чел– 50% | 4 чел – 40% |
Низкий | 3 чел - 30% | - | 1 чел – 10% | - |
Мониторинг эмоционально-личностного и познавательного развития детей дошкольного возраста показывает положительную динамику в развитии познавательных психических процессов и формировании эмоционально-личностной сферы.
Результаты анализа мониторинга на конец учебного года свидетельствуют, что средний уровень познавательного развития воспитанников детского сада соответствует уровню выше среднего и составляет 68 %. У детей отмечается достаточная познавательная активность, они имеют достаточный кругозор. Имеют соответствующие возрасту пространственно-временные представления: знают времена года и их признаки, ориентируются в последовательности времен и частей суток. Внимание детей достаточно устойчивое, что позволяет им усваивать программный материал в полном объеме. Формирование процесса памяти у детей свидетельствует о своеобразии развития, как образной, так и словесной памяти. Анализ результатов показывает высокий уровень развития зрительной памяти – 56% детей. Это дети, которые запоминают весь или почти весь объем запоминаемого материала, сохраняют последовательность запоминаемого материала, запоминают быстро и надолго. В формировании мыслительной деятельности дети успешно владеют мыслительными операциями: знают обобщающие слова, сравнивают предметы и выполняют исключения, устанавливают причинно-следственные связи самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. У части детей мелкая моторика развита недостаточно: движения не скоординированы, резкие, угловатые. Незначительные нарушения в развитии мелкой моторики свидетельствуют о необходимости внедрения более эффективных современных технологий и комплексной системы коррекционной работы в данном направлении. Работоспособность детей в пределах возрастной нормы: быстро и легко усваиваю инструкции. Способны самостоятельно избрать правильный способ работы. Быстро переключаются на новый вид работы в новых условиях. Общий темп работы достаточно высок. Сформированность эмоционально-волевой и мотивационной сферы позволяют детям сделать правильный выбор решения из нескольких возможных вариантов и преодолевать трудности.
У детей с низким уровнем развития 11% (старший возраст 5-6 лет) отмечено недостаточное развитие внимания. Наблюдается недостаточный объем памяти, отмечаются трудности запоминания и удержания информации. Продуктивность запоминания наглядного материала несколько выше, чем словесного. На продуктивность запоминания значительное влияние оказывает быстро наступающая утомляемость, импульсивность и нестабильность эмоционального состояния. Затруднения отмечены в развитии такого мыслительного процесса как сравнение понятий, а также ознакомление детей с противоположными понятиями Для этих детей необходимо четкое соблюдение режима дня и контроль за чередованием видов деятельности требующих умственной нагрузки. Особенностью детей, которые показали низкий уровень развития выступает замедленность процесса восприятия предметов, их признаков и событий окружающего мира. Отмечается фрагментарность и неустойчивость воспринятого образа. У них замечена несформированность словесного выражения понятий и специфические особенности мыслительной переработки информации.
На основе полученных результатов познавательного, эмоционально-личностного развития в начале учебного года была определена коррекционно-развивающая работа с детьми в соответствии с рабочей учебной программой.
Занятия адаптивно-психологической направленности проходили на протяжении двух недель. Основная цель этих занятий помочь детям адаптироваться к условиям детского сада после проведенного летнего отдыха и при переходе из одной возрастной группы в другую. Этот блок состоит из четырех занятий и проводился в период диагностических мероприятий с детьми. Тематическое планирование коррекционно-развивающего блока направлено на эмоциональное и познавательное развитие детей, испытывающих трудности в эмоционально-личностной сфере, и является логическим продолжением первой. Большое внимание в этом блоке уделено нейро-психологическим упражнениям, коррекционным технологиям, которые стимулируют познавательное развитие и стабилизируют эмоциональное состояние детей, уравновешивает процессы возбуждения и торможения.
Коррекционно-развивающая работа начинается с октября, после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению и завершения первого этапа диагностики и представляет собой целостную систему с четко выделенными целями и структурой построения занятий. Примерный календарно-тематический план их проведения составлен в соответствии с тематикой образовательной программы Н.В. Нищевой, что облегчает восприятие детьми конкретного содержания занятий.
Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). В каждое занятие включены упражнения на дыхание, основанные на здоровьесберегающей технологии диафрагмального дыхания.
Проведенная коррекционно-развивающая работа показала достаточно хорошую динамику. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления. Стоит отметить, что подготовка детей подготовительных групп к обучению в общеобразовательной школе составляет 100% детей готовых к обучению. Дети имеют правильное представление о школе, умеют делать правильные выводы и обобщения. Понимают учебное задание, но выполняют не всегда точно. При этом понимают свои ошибки и стремятся их исправить. Дети охотно общаются и признаны в коллективе сверстников.
Просветительская деятельность.
Просветительская работа велась в двух направлениях: с родителями и педагогами.
Формы просветительской работы:
- Выступления на родительских собраниях;
- Консультирование педагогов на рабочем месте;
- Консультирование родителей
- Оформление теоретического материала «советы психолога» для родителей и педагогов.
За период 2024-2025 учебного года было проведено 39 консультаций, в том числе практико-ориентированных с родителями, подготовлены памятки и буклеты по организации взаимодействия родителей с детьми.
Рекомендации на 2025-2026 учебный год.
1. Продолжить работу по реализации ИОМ для детей с ОВЗ.
2. Продолжить использование оптимальных практико-ориентированных форм взаимодействия с родителями (законными представителями), направленных на повышение мотивации в развитии ребенка и его социальной адаптации и формирование единых подходов в воспитательно-образовательной деятельности.
3. Работать над повышением профессионального уровня.
4. Способствовать обогащению материальной базы кабинета играми и пособиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг по результатам эмоционально- личностного и познавательного развития воспитанников 2019-2020 учебного года
Мониторинг по результатам эмоционально- личностного и познавательного развития воспитанников 2019-2020 учебного года...

Мониторинг по результатам эмоционально-личностного и познавательного развития воспитанников за 2020-2021 учебный год
Мониторинг по результатам эмоционально-личностного и познавательного развития воспитанников за 2020-2021 учебный год...

Мониторинг личностных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг личностных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года...

Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года...

Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
Мониторинг метапредметных результатов воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...

Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса и детского развития воспитанников на начало 2024-2025 учебного года
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса и детского развития воспитанников Второго младшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности...
