Проект "Говоруны"
проект по коррекционной педагогике
проект "Говоруны" разработан для детей с тяжёлыми нарушениями речи (4-7 лет) в сооавторстве: учителем - логопедом, педагогом - психологом. Составлен план мероприятий на 2 учебных года. Этот проект представляется, как способ организации коррекционного процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей»
Проект
«Говоруны»
Авторы: воспитатели: Агеева С.В., Андрюшина Л.М.,
Учитель - логопед: Стрелковская О.Н.
Педагог-психолог: Марьясова Г.А.
Г. Шарыпово2023г.
Участники проекта: дети 4-7лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели группы, учитель- логопед, педагог- психолог.
Место проведения: МБДОУ " Детский сад № 15, группа №5 «Малышок».
Тип проекта: Групповой.
Продолжительность проекта: 2 года
Актуальность:
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов нашей группы.
Многолетний практический опыт работы с детьми с ТНР показал, что традиционные методы работы с детьми дошкольного возраста не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми данной категории. Эти дети требует к себе особого внимания и особой системы работы, а занятия - использования разнообразных видов и форм работы. Логопедические занятия с детьми, имеющими ТНР, – это особый, специфический процесс, требующий от ребёнка усердия, напряжения и преодоления трудностей. В своей профессиональной деятельности при автоматизации звуков у детей с ТНР на любом из этапов мы отдаем приоритет игровым приемам на основе продуктивной деятельности. Такие игры многофункциональны, позволяют решать сразу несколько коррекционно-образовательных задач: с их помощью активизируются знания детей, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.
Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на сочетание различных материалов и конечного продукта, который будет соответствовать замыслу.
«Говоруны» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, он ведет ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждый такой этап ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот проект представляется как способ организации коррекционного процесса.
Проблема:
1. Дефицит внимания (ребенок не может сосредоточиться).
2. Низкий уровень развития самоконтроля.
3. Низкий уровень познавательной активности.
4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
5. Низкий уровень мотивации к обучению.
Цель:
Коррекция неправильного звукопроизношения у детей и повышение потенциальных возможностей полноценного развития психических процессов у дошкольников.
Задачи:
- активизировать психические процессы у воспитанников: речь, восприятие, внимание, память, мышление;
- учить детей грамматически правильно строить свои высказывания;
- учить детей правильному речевому дыханию и правильному звукопроизношению;
- развивать диалогическую, связную, монологическую речь;
- развивать звуковую культуру речи, фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкую и крупную моторику;
- воспитывать целеустремлённость, инициативность;
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Принципы реализации проекта:
- принцип системности
- принцип развития
- принцип учета возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников.
Методы и приёмы:
- игровой;
- практический;
- познавательно – исследовательский;
- проектный;
- словесный;
- наглядный
В ходе применения различных методов и приёмов у детей складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогами, повышается интерес к познанию нового материала и желание узнать больше и стать лучше.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный)
- Подборка изучения литературы.
-Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, педагогами.
-Создание развивающей среды
-Создания плана мероприятий.
Второй этап (основной)
- реализация проекта
Третий этап (заключительный)
-обобщение результатов работы
Предполагаемый результат: игровые и продуктивные занятия на основе различных видов деятельности принесут ребёнку большую пользу в его развитии:
- активизированы психические процессы у воспитанников для дальнейшего обучения в школе;
- хорошо сформирована речевая и познавательную деятельность;
- достаточно развита звуковая культура речи, фонематический слух;
- согласно возрастным особенностям воспитанники владеют связной, диалогической и монологической речью (дети свободно общаются с взрослыми и сверстниками, грамматически правильно строят высказывания, пересказывают произведения, выразительно читают стихотворения);
- развита мелкая и крупная моторика, артикуляционный аппарат;
- Дошкольники проявляют самостоятельность, инициативность.
План мероприятий:
Задачи | Работа с детьми | Работа с семьей | Работа с педагогами | |||
«Послушный ветерок» Сентябрь, октябрь | ||||||
• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания | • Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических | Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика» | Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»; | |||
«Трудные звуки» В течение всего периода коррекции звукопроизношения | ||||||
Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека | • Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке» | • Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»; | Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды» Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. | |||
«Все по порядку» В течение учебного года (23-25) | ||||||
Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; | • Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам; | Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей) | • Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях, | |||
«Очень важные словечки» В течение учебного года (23-25) | ||||||
• Развитие грамматического строя речи | • Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх, | • Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника» | Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи; | |||
«Такие разные слова» В течение учебного года (23-25) | ||||||
• Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий; | • Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх; | Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей | Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»; | |||
«Копилка «трудных» слов» | ||||||
• Формирование слоговой структуры слов | • Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов; | Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова) | • Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей | |||
«АБВГДЕЙ-ка» | ||||||
• Усвоение образа буквы; | Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв. | Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…), | • Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв. | |||
