Проект "Говоруны"
проект по коррекционной педагогике

Агеева Светлана Валентиновна

проект "Говоруны" разработан для детей с тяжёлыми нарушениями речи (4-7 лет) в сооавторстве: учителем - логопедом, педагогом - психологом. Составлен план мероприятий на 2 учебных года. Этот проект представляется, как способ организации коррекционного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_govoruny_23-25.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида

с  приоритетным осуществлением деятельности

по физическому  направлению  развития детей»

Проект
«Говоруны»

        

Авторы: воспитатели: Агеева С.В., Андрюшина Л.М.,

Учитель - логопед: Стрелковская О.Н.

Педагог-психолог: Марьясова Г.А.

Г. Шарыпово2023г.

Участники проекта: дети 4-7лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели группы, учитель- логопед, педагог- психолог.

Место проведения: МБДОУ " Детский сад № 15, группа №5 «Малышок».

Тип проекта: Групповой.

Продолжительность проекта: 2 года

Актуальность: 

       Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов нашей группы.

      Многолетний практический опыт работы с детьми с ТНР показал, что традиционные методы работы с детьми дошкольного возраста не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми данной категории. Эти дети требует к себе особого внимания и особой системы работы, а занятия - использования разнообразных видов и форм работы. Логопедические занятия с детьми, имеющими ТНР, – это особый, специфический процесс, требующий от ребёнка усердия, напряжения и преодоления трудностей. В своей профессиональной деятельности при автоматизации звуков у детей с ТНР на любом из этапов мы отдаем приоритет игровым приемам на основе продуктивной деятельности. Такие игры многофункциональны, позволяют решать сразу несколько коррекционно-образовательных задач: с их помощью активизируются знания детей, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на сочетание различных  материалов и  конечного продукта, который будет соответствовать замыслу.

  «Говоруны» – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, он ведет ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждый такой этап ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот проект представляется как способ организации коррекционного процесса.

Проблема:

1.  Дефицит внимания (ребенок не может сосредоточиться).

2.  Низкий уровень развития самоконтроля.

3.  Низкий уровень познавательной активности. 

4.  Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5.  Низкий уровень мотивации к обучению.

Цель: 

      Коррекция неправильного звукопроизношения у детей и  повышение потенциальных возможностей полноценного развития психических процессов у дошкольников

Задачи:

  • активизировать психические процессы у воспитанников: речь, восприятие, внимание, память, мышление;
  • учить детей грамматически правильно строить свои высказывания;
  • учить детей правильному речевому дыханию и правильному звукопроизношению;
  • развивать диалогическую, связную, монологическую речь;
  • развивать звуковую культуру речи, фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкую и крупную моторику;
  • воспитывать целеустремлённость, инициативность;

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Принципы реализации проекта:

  • принцип системности
  • принцип развития
  • принцип учета возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников.

Методы и приёмы:

  • игровой;
  • практический;
  • познавательно – исследовательский;
  • проектный;
  • словесный;
  • наглядный

В ходе применения различных методов и приёмов у детей складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогами, повышается интерес к познанию нового материала и желание узнать больше и стать лучше.

Этапы реализации проекта:

Первый этап (подготовительный)

- Подборка изучения литературы.

-Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, педагогами.

-Создание развивающей среды

-Создания плана мероприятий.

Второй этап (основной)

- реализация проекта

Третий этап (заключительный)

-обобщение результатов работы

Предполагаемый результат: игровые и продуктивные занятия на основе различных видов деятельности принесут ребёнку большую пользу в его развитии:

  • активизированы психические процессы у воспитанников для дальнейшего обучения в школе;
  •  хорошо сформирована речевая и познавательную деятельность;
  • достаточно развита звуковая культура речи, фонематический слух;
  • согласно возрастным особенностям воспитанники владеют связной, диалогической и монологической речью (дети свободно общаются с  взрослыми и сверстниками, грамматически правильно строят высказывания, пересказывают произведения, выразительно читают стихотворения);
  •  развита мелкая и крупная моторика, артикуляционный аппарат;
  •  Дошкольники проявляют самостоятельность, инициативность.

План мероприятий:

Задачи

Работа с детьми

Работа с семьей

Работа с педагогами 

«Послушный ветерок» 

Сентябрь, октябрь

• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания 
• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания 
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. 

• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических 
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. 
• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием красочных иллюстраций, специальных пособий; 
• Занятие с детьми на тему «Здоровейка» 
• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики 

Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика» 
• Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания» 
• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой 

Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»; 
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; 
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке 
Практический результат проекта 
• Оформление выставки «Послушный ветерок» 
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке 

«Трудные звуки»

В течение всего периода коррекции звукопроизношения 

Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека 
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков 
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 

• Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке» 
• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др. 
• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков» 
• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки» 

• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»; 
• Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки» 
• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда. 

Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды» 
• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) 
• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. 

Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. 
• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. 
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок 

«Все по порядку»

В течение учебного года (23-25)

Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; 
• Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности; 
• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.); 
• Углубление знаний детей об окружающей среде; 
• Улучшение коммуникативных навыков детей 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 

• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам; 
• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов; 

Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей) 
Работа с педагогами 
• Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». 
• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку» 
• Его практическое использование; 

• Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях, 
• Практическое использование 
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок 

«Очень важные словечки»

В течение учебного года (23-25)

• Развитие грамматического строя речи 
• Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах; 
• Развитие у детей интереса к родному языку 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 

• Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх, 
• Использование моделей предлогов 
• Составление предложений с заданным предлогом 
• Наблюдение за предлогами в русском языке 
• Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки» 

• Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника» 
• Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов. 

Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи; 
• Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог. 
• Практическое использование этого пособия. 
Практический результат проекта 
• Создание копилки «Очень важные словечки» 
• Практическое использование 

«Такие разные слова»

В течение учебного года (23-25)

• Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий; 
• Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке; 
• Развитие языкового чутья. 
• Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей 
• Формирование у детей интереса к родному языку. 

• Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх; 
• Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей. 

Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей 
• Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника» 
• Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка) 

Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»; 
• Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении 
Практический результат проекта 
• Создание коллективной копилки словарей: 
- «Упрямые слова» (неизменяемые ) 
- «Слова-друзья» (синонимы) 
- «Слова наоборот» (антонимы) 
- «Слова-близнецы» (паронимы) 
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок 

«Копилка «трудных» слов» 
В течение учебного года (23-25)

• Формирование слоговой структуры слов 
• Развитие фонематических процессов 
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей. 

• Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов; 
• Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи) 
• Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними 

Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова) 
• Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова» 
• Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними. 
• Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий. 

• Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей 
• Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста» 
Практический результат проекта 
• Оформление книжки-копилки «трудных» слов. 
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок 

«АБВГДЕЙ-ка» 
В течение учебного года (23-25)

• Усвоение образа буквы; 
• Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки” 
• Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации. 
• Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе. 
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей. 

Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв. 
• Анализ существующих Азбук. 
• Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения, 
• Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука» 
• Подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка» 

Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…), 
• Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове) 

• Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв. 
• Координация процесса творческой исследовательской деятельности, 
• Помощь детям в поиске источников информации, 
• Поддержка и поощрение активности детей 
Практический результат проекта 
• Итоговая выставка-презентация «Веселая азбука» 
• Речевой праздник «АБВГДЕЙка»