Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с леворукими детьми.
консультация по коррекционной педагогике
Ребёнок-левша, какие трудности возникают у пелагогов и родителей в процессе формирования графомоторных навыков у таких детей в дошкольном возрасте и не только!? В данном сообщении отображен опыт работы и рекомендации по организации пространства и образовательной деятельности с леворукими детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 617.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с леворукими детьми.
(из опыта работы воспитателя Елисеевой Е.А.)
За время моей педагогической деятельности не раз встречались дети-левши. В этом выпуске у меня 4 ребёнка с ведущей левой рукой! Именно поэтому возникла необходимость более глубокого изучения этой особенности и правильного взаимодействия с детьми –левшами.
Существуют два термина леворукость и левшество. Чем они отличаются?
Рукость — термин, используемый для обозначения преобладания или превосходства одной руки над другой в том, что касается письма, мануальных навыков и других занятий.
Левшество — левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Ведь у человека есть не только ведущая рука, но и ведущая нога, ухо, глаз и так далее.
Можно сделать много любопытных открытий, если выполнить несколько упражнений:
1. Сложите руки одна на одну, как любил делать Наполеон. Обратите внимание, какая рука сверху. Далеко не всегда это та же рука, которой человек пишет.
2. Похлопайте в ладоши. Отметьте, какая ладонь сверху.
3. Прислушайтесь, как тикают наручные часы (пусть даже и воображаемые). Скорее всего, прислушиваться вы будете ведущим ухом.
4. Посмотрите в воображаемую подзорную трубу. Обычно подносят ее к ведущему глазу.
5. Положите ногу на ногу. Ведущая сверху.
Итак, ведущими могут оказаться части тела разных сторон. Более серьезное профессиональное тестирование обнаружило:
- Левшество слуха (ведущее левое ухо) — у 20-30% населения;
- Левшество ноги (ведущая нога левая) — у 36% населения;
- Левшество зрения (ведущий левый глаз) — у 19% населения;
- Леворукость — всего лишь 5%.
Отсюда следует вывод, что левшество – более широкое понятие, чем рукость.
Теорий возникновения левшества много, но более-менее логичным мне кажется, утверждение, что это генетическая особенность, потому что у левшей (особенно мужчин) с высокой долей вероятности рождаются дети-левши.
В каком возрасте нужно определять у ребёнка ведущую руку?
Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.
Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:
перемещает подвижную игрушку;
складывает пирамидку;
указывает на что-то; собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы); держит столовый прибор;
чистит зубы; откручивает крышечки;
подметает или вытирает поверхность; расчесывается; рисует и пишет.
Нужно ли переучивать левшу?
Некоторые родители стараются адаптировать ребенка левшу к полноценной работе правой рукой. Такое вмешательство неприемлемо, ведь работу мозга перестроить невозможно. В своей практике я не использовала переучивание. Следствием переучивания становятся неврозы, энурез, заикание, нервный тик, нарушение пищеварения, укачивание в транспорте.
— Если у родителей появились подозрения, что их малыш левша, особенно, когда он вместо привычной правой вдруг все начинает брать левой рукой, первое, что необходимо сделать — показать ребенка неврологу для исключения гипертонуса мышц.
Гипертонус — это нарушение мышечного тонуса тела, которое выражается в перенапряжении мышц. Нередко бывает, что в правой руке тонус повышен и ребенок просто выбирает ту руку, которой легче оперировать. Изменение мышечного тонуса может быть вызвано заболеваниями и повреждениями на разных уровнях нервной системы. Если невролог говорит, что все хорошо. Значит, просто делаем вывод, что ребенок левша, поэтому нужно постараться сделать его мир более комфортным.
Какими особенностями наделён ребёнок – левша?
- он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
- при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
- проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
- более (чем правша) эмоционален, впечатлителен и раним, поэтому чаще может испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительным, особенно в затруднительной ситуации;
- наделён богатым воображением, склонен к фантазированию;
- при воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.
- заикается, когда чем-то расстроен. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю.
Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.
Как вести себя с ребенком – левшой?
Учитывать повышенную эмоциональную и крайнюю впечатлительность ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье и в коллективе.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а его выходки попытаться завуалировать какой-нибудь игрой.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться вырастить вундеркинда.
Старайться чаще делать малышу сюрпризы.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.
Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Рекомендации для педагогов и родителей
при подготовке ребёнка-левши к школе
- Не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы.
- Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия, музыку.
- Левша усваивает всё то, что он понюхал, потрогал, зарисовал. Поэтому, при объяснении можно разрешить ребёнку рисовать всё, что связано с изучаемой темой.
- Ребёнка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские объединения, где большое количество детей, т.к. они с трудом подчиняются жестким правилам.
- Не перегружайте ребёнка домашними делами и занятиями, следите, чтобы он не болтался просто так. Чередуйте занятия и игру.
- Порою ребёнку-левше трудно определить время по часам со стрелками, он путает часовую и минутную стрелки, воспринимает их в зеркальном отражении или смещенными.
- Трудности могут вызывать задержка в формировании рядов слов, элементов, символов, поэтому ребёнок - левша затрудняется в выкладывании узоров в определённом направлении, сборе мозаики.
- Тяжело даются сравнения «больше-меньше» если речь идёт об отвлеченных понятиях. Т.к. испытывают пространственные трудности, могут поставить знак «равно» между числами 13 и 31.
- Правополушарным детям трудно работать по образцу – это хорошо видно на уроках труда и рисования.
- На физкультуре трудно даются движения, где поочерёдно участвуют руки и ноги. Порой не могут освоить асинхронные движения правой и левой половиной тела.
- Если у ребёнка возникли проблемы при освоении чтения, то «рисуйте» буквы в воздухе, на столе, на руке.
- При поступлении в школу важно предупредить учителя об особенностях ребёнка.
- Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков. Важно показать малышу, как держать письменные принадлежности, располагать тетрадь, сидеть за партой, аккуратно писать.
- Посадить левшу за парту нужно слева, чтобы не мешать соседу, при этом доска должна располагаться насколько это возможно правее.
- При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.
- Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор.
- Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.
- Признак почерка левши — легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Безотрывное письмо неприемлемо для левшей.
- Родителям стоит обратить внимание на ассортимент товаров для письма, предназначенных специально для левшей. Существуют адаптированные прописи для левшей, клавиатура для компьютера и другие аксессуары.
Удивительные факты о левшах
⮚ Среди мужчин левшей больше. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
⮚ Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
⮚ Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
⮚ Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
⮚ Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
⮚ Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
⮚ Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.
Источники:
1. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации.
2. https://nadezhdalk.ru/index.php/konsultatsii-spetsialistov
4. https://растимдетей.рф/articles/rebenok-levsa-preimushhestvo-ili-nedostatok
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
В материалах представлены организация, подготовка и рекомендации для совместной проектной деятельности педагога и родителей....

Рекомендации родителям по взаимодействию с агрессивными детьми
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда, желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или огра...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию
Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком
Самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного по...

Рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивными детьми
Гиперакти́вность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, поскольку является неадекватной и непродуктивной. В случае, если подобное поведени...

Рекомендации педагогам детских садов по взаимодействию с родителями
В статье представлены рекомендации педагогамдетских садов по взаимодействию с родителями...

Педагог – психолог по теме «Агрессивность и что делать» Практические рекомендации педагогам и родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников
В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтны...






