Доклад на тему "Вариативные формы взаимодействия ДОУ с родителями, имеющими детей с РАС"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
. В дошкольных учреждениях с недавних времен наряду с другими коррекционно-развивающими группами открылись группы детей с расстройством аутистического спектра, которым нужен еще более пристальный присмотр и уход. Дети с РАС более ранимы, неприспособленны к окружающему миру, им должно уделяться больше внимания и заботы.
2.Актуальность проблемы обучения и развития детей с расстройством аутистического спектра очевидна.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17
«Взаимодействие ДОУ с детьми с расстройством аутистического спектра и с семьями, воспитывающими детей с РАС»
Богородский муниципальный округ,
г. Богородск
2025 г.
1. В дошкольных учреждениях с недавних времен наряду с другими коррекционно-развивающими группами открылись группы детей с расстройством аутистического спектра, которым нужен еще более пристальный присмотр и уход. Дети с РАС более ранимы, неприспособленны к окружающему миру, им должно уделяться больше внимания и заботы.
2.Актуальность проблемы обучения и развития детей с расстройством аутистического спектра очевидна.
Аутизм - это тяжелое расстройство развития, которое проявляется в первые годы жизни ребенка, влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, также на восприятие и понимание окружающего мира.
Мир человека невозможно представить без общения. В процессе общения с другими людьми человек развивается, приобретает необходимую информацию, накапливает жизненный опыт и знания, а также получает набор эмоций и чувств. Способность налаживать контакты и поддерживать связь с другими людьми, называется коммуникацией. Коммуникативные навыки не являются врожденными, основы их закладываются еще в дошкольном возрасте.
Способность к обучению коммуникативным навыкам у всех детей различна, малышам с расстройством аутистического спектра очень часто эта наука дается особенно тяжело. Уже в раннем возрасте способность к обмену информацией у таких детей проявляется позже, а навыки общения развиваются неравномерно, с отставанием или опережением в разных аспектах.
Таким образом, формирование коммуникативных навыков у детей с РАС, является актуальной проблемой, ведь степень их сформированности определяет процесс социализации таких детей, а также результат обучения, воспитания и развития личности в целом.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не наблюдателями. Чтобы добиться наилучшего результата, нужно сотрудничество всех сторон педагогического процесса: воспитателей, специалистов и родителей. Только благодаря огромной трудоемкой работе по взаимодействию с детьми с РАС возможны положительные результаты по введению их в социальный мир. Необходимо формировать коммуникативные навыки у детей с расстройством аутистического спектра. т.к. у таких воспитанников- проблемы в общении.
3..С 1 сентября 2022 г.в нашем детском саду функционирует группа для детей с расстройством аутистического спектра.. Воспитанников в данной группе – 7 человек. Группа у нас разновозрастная, т.к. дети все разного возраста. С детьми работают 2 воспитателя, помощник воспитателя, специалисты: учитель логопед - дефектолог, педагог - психолог и музыкальный руководитель.
4.Цель работы группы РАС– взаимодействие педагогического коллектива с детьми и семьями воспитанников, совместно с педагогами, специалистами и родителями добиться максимально доступного прогресса в развитии ребенка, создать предпосылки для его свободной и независимой жизни.
В своей работе решаем следующие задачи:
-Установить эмоциональный контакт детей и педагогов для продуктивной работы, партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
-Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимной поддержки.
-Объединить общие усилия педагогов, специалистов для работы с детьми и их родителями.
5.Этапы работы мы разделили на подготовительный, практический, заключительный.
6.Подготовительный этап работы воспитателей и специалистов воспитанников с РАС:
Мы изучили методическую литературу по воспитанию и обучению детей с РАС, учились на опыте коллег, просматривали вебинары по данной теме, видеоуроки .Далее подготовили документы для работы : тщательно изучив ФАОП ( Федеральную адаптированную образовательную программы), разработали Адаптированную образовательную программу на уровне МБДОУ «Детский сад №17« Ласточка», изучили Программу воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии Стребелевой Е.А. и Екжановой Е.А. Тщательно просмотрев цели и задачи программы по каждому возрасту, создали ИОМ - индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, т.к. каждый ребенок уникален и имеет свои возрастные особенности. где воспитатели и каждый специалист прописали свои задачи по обучению и воспитанию детей с расстройством аутистического спектра. предварительно провели диагностику детей по следующим показателям:
- Протокол педагогического обследования детей с расстройством аутистического спектра-Авторы –составители:
Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Воротникова С.В., Ерофеева Ю.И.,
Матус Е.В., Станина А.И., Хаустова И.М., Шепт;
-Оценка коммуникативных навыков у детей с
расстройством аутистического спектра;
- Динамику формирования навыка;
- Мониторинг игровой деятельности детей с расстройством аутистического спектра;
- Мониторинг коммуникативной деятельности детей с расстройством аутистического спектра;
- Экспресс-диагностика навыков игровой деятельности;
- Экспресс-диагностика навыков коммуникации.
Создали перспективное и календарное планирование работы с детьми, взяли за основу лексические темы.
Из Программы Стребелевой Е.А. и Екжановой Е.А. мы реализуем свою деятельность, опираясь на планируемые результаты по каждому возрасту.
В группе « Игрушка» дети с расстройством аутистического спектра все разного возраста, поэтому занятия проходят индивидуально и в соответствии с возрастом. Разрабатывается индивидуальный план работы с каждым воспитанником, решаются задачи обучения и воспитания каждого ребенка отдельно. Родители являются активными участниками воспитания и обучения детей и диагностические показатели обсуждаются с родителями на индивидуальных консультациях, где рассказывается целях и задачах воспитания и обучения каждого ребенка.
По ФАОП ДОУ выделяют четыре этапа развития детей с РАС: этап ранней помощи, начальный этап, основной тап, пропедевтический этап.
Еще раз оговорюсь, что дети приходят в детский сад разного возраста. Мальчик пришел в группу в возрасте 3х лет. Мы начинали развитие с этапа ранней помощи, где с его родителями дословно выполняли стереотипные действия и в детском саду, и дома. Но результаты есть: спустя два года он научился самостоятельно есть ложкой и пить из стакана, пусть понемногу, но стал интересоваться игрой, сортировкой предметов, занимается с воспитателем Другой мальчик пришел в нашу группу в возрасте 7лет , где за один год мы старались подготовить его к школе. Выполняли речевые инструкции , где он реагировал на речь и при этом выполнял действие и его проговаривал. Научился считать до 10- общий счет. Мальчик ходил в туалет
( чему он научился в общеобразовательной группе).
7.Основной этап включает в себя работу воспитателей. специалистов с детьми и родителями, сплоченное сотрудничество всех участников процесса. опираясь на методы и приемы деятельности по обучению детей с расстройством аутистического спектра. наши с детьми успехи и достижения в нелегком труде. Работа воспитателей и специалистов взаимосвязана. Учитель - дефектолог развивает у детей сенсорное восприятие, зрительное и слуховое восприятие, развивает мелкую и крупную моторику, мышление. Совместно с дефектологом воспитанники обследуют предметы, фигуры и т.п. методом « рука в руке». Педагог-психолог развивает у ребенка психические процессы, снимает агрессию в игровой форме и на основании успокаивающих движений. Учитель-логопед запускает и развивает речь воспитанников. Воспитатели , учитывая рекомендации специалистов, закрепляют с детьми полученные знания и отрабатывают навыки. Огромная работа с родителями с целью донести до них важность каждого отработанного навыка и умения. Составляется план с родителями и даются рекомендации по воспитанию и обучению с детьми. родители получают индивидуальные консультации от специалистов. В нашей группе имеет место обратная связь родителей и педагогов, где родители выполняют задание с детьми ,отрабатывают полученный навык дома. Совместно ищем пути решения проблем.
Приобщаем родителей совместно с детьми к акциям, конкурсам, за участие семьи получают сертификаты и грамоты .
За 2023-2024 гг.воспитатели совместно со специалистами разработали картотеки игр, исходя из этапа развития воспитанников, их индивидуальных способностей и возможностей., опубликовали на образовательных сайтах для передачи опыта коллегам и родителям.( Банк игр на взаимодействие со взрослыми и другими детьми, картотека игр по сенсорному восприятию, картотека игр на развитие мышления, картотека игр на развитие крупной и мелкой моторики, картотека игр на развитие коммуникации, картотека игр на формирование базовых эмоций и т.п. Были разработаны индивидуальные конспекты занятий с детьми с расстройством аутистического спектра в соответствии с лексической темой, опробованы в практике с воспитанниками. В течение двух недель проводились занятия с детьми. у У каждого ребенка возможности разные и поэтому воспринимали задания дети по-разному. Ведь даже если ребенок лежит на полу и кричит, к нему подойдет другое занятие- игра на установление контакта. Главное - найти подход к воспитаннику и установить контакт с ребенком, только после этого можно начинать выполнение заданий. Задания даются ребенку постепенно , исходя от простого к сложному, маленькими шажками.
Широко используются карточки ПЕКС, где детям показываются движения и проговариваются словами. Чтоб ребенок запоминал, что данная карточка имеет определенное значение. Для каждого воспитанника расположено визуальное расписание на каждый день, где совместно с педагогом дети берут определенную карточку и выполняют определенное движение.
На детских шкафчиках для раздевания, постельках и полочках для полотенец висят их фотографии для социального развития каждого ребенка, чтоб воспитанник знал себя и пытался услышать свое имя. На кроватках также расположены фотографии детей. И это помогает педагогам в развитии детей, по стереотипным действиям и благодаря закреплению навыков дети сами идут в свою кроватку и большинство из них укутываются одеялом. На стульчиках тоже расположены фотографии каждого ребенка.
Освоение навыков по овладению культурно-гигиеническими навыками дает свои результаты: дети научились держать ложку в руке и кушать., пить из стакана. Благодаря алгоритму одевания и раздевания тоже прогресс- некоторые дети уже сами снимают носки, штаны, обувь. Один мальчик и одевается, правда при этом скандалит, манипулирует .
Ребята младшего возраста взаимодействуют с педагогами, сортируют предметы, обследуют их , старшего возраста- конструируют из строительного материала. Прогресс в развитии детей с РАС есть, пусть потихоньку, небольшими порциями, но это нас уже радует. Так как раньше проявлялась агрессия у детей, не было желания заниматься.
Воспитанникам очень нравится кинетический песок.
У каждого свои предпочтения и влечения. мы стараемся в группе создать для них те же условия, что и дома, затем немного меняем обстановку , разнообразим предметно- пространственную среду. Главное – подпитывать знания детей, закреплять полученные навыки и умения.
Организуем для родителей и детей совместные прогулки. Недавно побывали в конюшне « Третьяковка», где деток встретили ухоженные лошадки, козочки и много других животных. Считается, что животные благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. снижают нервозность и агрессию. В восторге остались и их родители.
8.На заключительный этапе уже видны результаты в работе с детьми: поставленные задачи воспитания и обучения воспитанников с расстройством аутистического спектра выполняются хоть не в полном размере, но мы маленькими шажками движемся к овладению навыков социализации и коммуникации. Видны результаты в установлении контакта между детьми, пусть это еще не игровые действия, а манипуляции с конструктором, сбор овощей в корзину. Даже толкнув друг друга, дети уже взаимодействуют. Это уже мелкие шажочки к коммуникации и социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"
Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
выступление на семинаре учителей-логопедов о взаимодействии логопеда с родителями...
Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями
В настоящее время актуальным является острая потребность работы ДОО с семьёй. Современные условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Семья, им...
Статья "Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями"
Описание форм взаимодействия педагогов, учителя-логопеда и родителей при реализации социально-коммукативного направления....

Доклад на педсовете "Формы взаимодействия воспитателей с родителями"
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольн...
Формы работы логопеда с родителями, имеющими детей с ОВЗ
В презентации освещается одно из важнейших направлений работы логопеда - взаимодействие с родителями. обозначены психологические особенности родителей , имеющих детей с ОВЗ, дана концепция взаимодейст...

Доклад к презентации "Формы взаимодействия педагогов и родителей ДОУ по здоровьесбережению дошкольников"
Физкультура играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую ...

